Долгое время под Оренбургом, на дачном участке одного СНТ, стоял заброшенный старый троллейбус, 1955 года выпуска… Троллейбус МТБ-82-Д №20 на Советской улице Оренбурга

МТБ-82-Д №20 на Советской улице

Житель Оренбурга, неравнодушный к городскому пассажирскому транспорту, Виктор Раптанов, в группе “Уходящий Оренбург” рассказал историю, как троллейбусы МТБ-82-Д попали в наш город:

МТБ-82-Д, это первая послевоенная модель троллейбуса. На её базе проводились капитально восстановительные ремонты довоенных троллейбусов серии ЯТБ и модернизация их в МТБ. Удлинялась рама, ставился кузов МТБ.

МТБ (Московский троллейбус) был разработан авиаконструкторами. И изготовлялся до 1951 года на оборонном заводе 82. (Примечание “Бердской Слободы”: МТБ-82, выпускаемые Тушинским авиазаводом 82 по специальному «гражданскому заказу»). Потом его производство передали на завод в Энгельсе Саратовской области. Там и был изготовлен в 1954 году МТБ с №20.

В тот год директор троллейбусного управления посылал работников для того что бы они выбирали с потока лучшие машины. В числе их и была с №20. Их, работники троллейбусного депо сопровождали до Оренбурга в пассажирском железнодорожном вагоне. Все они ехали эти машины по железной дороге. И в 1954 году они вышли на маршруты.

Водителем на этой машине был Юрий Михайлович Смирнов. Эта машина работала на маршруте №2. <…> 1961 году машина была на капитальном ремонте . А потом ещё какое то время она возила пассажиров. Была списана в 1967. В те 60-е года уже шло активное поступление более совершенной модели ЗиУ 5Г и Д, и эти машины начали списывать Последние были списаны в начале 70-х годов. На дачах она стояла более 30 лет.

В 2018 году на сайте “Городской электротранспорт” Виктор Раптанов,  описал состояние троллейбуса МТБ-82-Д, долгое время стоящего на дачном участке НСТ “17 разъезд”: 

Фото троллейбуса МТБ-82-Д №20 на дачном участке НСТ "17 разъезд", 2017 год. Автор Виктор Раптанов

троллейбуса МТБ-82-Д №20 на дачном участке НСТ “17 разъезд”, 2017 год. Автор Виктор Раптанов

Машина у меня под наблюдением вот уже почти 25 лет если не больше. У меня дачный участок, в другом обществе. Но не далеко. Я её вижу со своего участка.

Опишу её. Была на “капиталке” в 1961 году. Усилено основание штанг. Надколёсные дуги, есть латки. Машина подменена. Нет таблички. При осмотре рамы она в очень хорошем состоянии. Все несущие детали рамы находятся в удовлетворительном состоянии.

Как видите, и передняя подвеска и задний мост, есть. Поворотный механизм штанг на месте. И сам крепёж штанг тоже на месте. Задняя дверь обе створки на месте. Они новые. Видимо не задолго перед списанием, была замена обоих створок. Передней одной створки нет. Передние были поставлены во время капиталки.

В кабине водителя мусор. Есть люк маршрутоуказателя, обшивка потолка целая. В салоне почти нет обшивки. Осталось два кронштейна сзади с левой стороны по ходу движения поручней. Вместе у задней двери есть вместе с кронштейнами поручень.

У задней двери, есть тоже самое, но он поручень входа. Светового прибора нет не одного. Кроме ступенек на входе. Там остался один круглый. Обшивка крыши гнилая. 

Передняя часть крыши МТБ-82-Д №20, 2017 год. Автор Виктор Раптанов

Передняя часть крыши МТБ-82-Д №20, 2017 год. Автор Виктор Раптанов

Далее Виктор продолжил:

Я не знаю почему он отработал 12 лет. По нашим данным, он был списан в 1967 году. Вообще то как я понимаю в 60-х годах уже началось поступление ЗиУ 5Г. Скорей всего с этим и была связана работа по быстрому списанию этих машин. Я так думаю. Хотя судя по троллейбусного депо, МТБ-82-Д, с №47, ещё были в начале 70-х. 

В прошлом году была обнаружена ещё одна машина, МТБ-82-Д. Она находиться в пределах 8 километров от этой машины. В другом садовом обществе (СНТ). По трассе это километра 4. В этом году предстоит обследовать. Я надеюсь может повезёт увидеть табличку машины. С конца 70-х я их обнаруживаю, все марки троллейбусов, но не где не видел табличек на МТБ.

А что касается этой машины с №20, есть где она едет по главной улице города Оренбурга.

Я хочу вот о чём написать. До дач МТБ-82-Д, №20, ещё где то стояла. На двери кабины водителя написаны какие то адреса в Пугачах. Это пригород Оренбурга. Хозяйства троллейбусного там нет не какого и не было. Где то она стояла на каком то предприятии. И у этого предприятия что то было в Пугачах. Возможно там может быть и помяли переднюю часть.

Судя по резине передних колёс, её где то таскали. Она истёртая по середине до корда. Возможно ей после списания в депо заменили резину на изношенную. А может помяли и заталкивая её на дачный участок.

Вид на заднюю часть крыши МТБ 82Д №20, в сторону лир, 2017 год. Автор Виктор Раптанов

Вид на заднюю часть крыши МТБ-82-Д №20, в сторону лир, 2017 год. Автор Виктор Раптанов

В заключении автор сообщил о своем желании приобрести троллейбус, восстановить его и подробно перечислил состояние всех его элементов: 

Хочется забрать. И восстановить. Я ему дефектацию кузова провёл. Всю обшивку крыши на замену. Опоры штанг на крыше в нормальном состоянии. Лиры в зади есть. Они тоже нормальные. На задней лестнице на крышу, есть откидная вниз лестница. Она в рабочем состоянии. Несущие конструкции крыш в нормальном состоянии. Но всё таки кое какие надо заменить. многие детали кузова ниже тоже необходимо менять. И заново делать.

Рама сама, я смотрел, в нормальном состоянии. Она считается не убиваемая. Капитально восстанавливать придётся переднею часть. Особо низ. Поворотные механизмы штанг в рабочем состоянии. Вращаются в обе стороны. Сохранились некоторые в салоне поручни.

Задания дверь обе створки новые. Есть фонарь входа на подножке. В кабине мусор. Особо не посмотришь. Но есть люк маршрутоуказателя. Он в рабочем состоянии. Обшивка самой машины полная замена.

Да, выкупать [машину] необходимо. И забирать. Но ей надо будет найти ещё донора. <…> Она стоить на брошенном участке. Уже более два десятилетия….

Четыре года спустя, в начале 2022 года, оренбургские волонтеры обратились к первому заместителю мэра Сергею Салмину. Вот как об этом рассказала Вера Арнгольд,  председатель Оренбургского отделения “Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры” (ВООПиК):

“Просим Вас оказать содействие в инициативе по спасению уникального троллейбуса 1950-х годов, чудом сохранившегося в г. Оренбурге. Некоторое время назад в г. Оренбурге в одном из садовых массивов был обнаружен старый МТБ 82Д 1954 года выпуска, много лет использовавшийся в качестве дачного сарая, пока не был заброшен.

До наших дней сохранился в относительно приемлемом состоянии, не утратил основные элементы кузова, узлы и агрегаты, что позволяет провести комплекс реставрационно-восстановительных работ для приведения первоначальный вид.

В январе 2022 года состоялось собрание активистов ВООПИК, краеведов, историков, автомехаников, неравнодушных к судьбе уникального троллейбуса, в ходе которого была дана оценка текущему состоянию троллейбуса, объему ремонтно-восстановительных работ, намечены дальнейшие планы по использованию восстановленной машины в качестве исторической достопримечательности города.

Данный может быть использован как экспонат выставки или музейной экспозиции на тему истории городского электротранспорта или пассажирского транспорта в целом.”

И ответ последовал. По мнению начальник управления пассажирского транспорта Оренбурга Оксана Малышева данный “ не может считаться музейным экспонатом из-за нарушения его целостности, от него остался лишь кузов, а оборудования нет”. Кроме того чиновники из мэрии заявили, что в Музее истории Оренбурга нет специалистов, которые могли бы заняться реставрацией старинного троллейбуса. Так же [у города] нет помещения для машины.

В качестве заключения чиновники предложили волонтерам самостоятельно заняться реставрацией старого троллейбуса, после чего его как арт-объект смогут разместить в како-нибудь городском парке.

Пока администрация города думала над ответом представителям ВООПиК, а волонтеры искали средства на восстановление раритетного транспорта, старый в декабре 2022 года “уехал” в Казань. Там неравнодушные жители этого города займутся его восстановлением и превращением в троллейбусу.

, , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x