Самый старый снимок Оренбурга



Самая ранняя фотография города Оренбурга была сделана фотографом Антоном Степановичем (Стефановичем) Муренко в 1858 году. На ней изображен историко-архитектурный комплекс Караван-Сарай (годы строительства 1837-1846).

Караван-Cарай в Оренбурге, 1858 год, А.С. Муренко. Фотоархив ИИМК

Караван-Cарай в Оренбурге, 1858 год, А.С. Муренко. Фотоархив ИИМК

Повторить снимок сейчас невозможно, так как на месте съемки находится парк «Тополя», а вид преграждает кинотеатр «Космос».

В собрании фотоархива Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР (прим. «Бердской слободы»: с 1991 года это Институт истории материальной культуры Российской Академии наук) долгое время оставался неопознанным альбом фотографий (инв. № 62433-62460, шифр Q 211), поступивший в 1925 г. как происходящий из библиотеки Мраморного дворца в Ленинграде.

Папка размером 38 х 30 см, обтянутая коричневой кожей, содержит 28 фотографий, наклеенных на 27 отдельных листах тонкого картона. На лицевой стороне папки помещена тисненная золотом надпись:

«От Оренбурга через Хиву до Бухары. Светопись артиллерии подпоручика Муренко».

Фотографии в виде овалов и прямоугольников разных размеров, иногда с закругленными углами, обведены узкой, исполненной черными чернилами рамкой, повторяющей форму снимка. Под фотографиями — краткая аннотация, нанесенная теми же чернилами каллиграфическим почерком.

Снимки представляют главным образом различные типы местного населения и их кочевые жилища, в силу чего альбом рассматривался в фотоархиве как содержащий этнографический материал и представлялся для просмотра этнографам, искавшим иллюстрации по Хиве и Бухаре.

В настоящее время принадлежность этого альбома удалось установить. Отправными точками послужили как сама вышеприведенная надпись на папке, явно свидетельствовавшая о каком-то путешествии и ограничивавшая его район, так и аннотация на одной из фотографий (№62453) — «Русские пленные в Бухаре, освобожденные правительством в 1858 году», дававшая ориентацию возможной датировке. Термин «светопись» и сами снимки с точки зрения техники фотографирования не противоречили такой ранней дате.

Просмотр литературы о русских путешествиях, предпринимавшихся около указанного времени в данный район, позволил предположить связь нашего альбома с дипломатической миссией полковника Н.П. Игнатьева (1832-1908) в Хиву и Бухару в 1858 году. Как известно, сборным пунктом миссии был , откуда она выступила 15 мая 1858 г. в составе (с конвоем) 117 человек. Ее путь лежал через Хиву в Бухару с возвращением через форт № 1 на Сырдарье. В распоряжение миссии был предоставлен отряд Аральской флотилии под начальством капитана I ранга А.И. Бутакова. С пароходом «Перовский» и сопровождавшей его баржей А.И. Бутаков достиг города Кунграда и после кратковременного пребывания в нем был вынужден спуститься обратно к устью Улькун-Дарьи, а затем в сентябре вернуться на стоянку Аральской флотилии в форте № 1 на Сыре.

Основным вопросом, требовавшим подтверждения для опознания нашего альбома, был вопрос о наличии при миссии фотографа. Хотя 1850-е годы и казались слишком ранним периодом для применения фотографии в экспедиционных целях, однако пример хорезмской экспедиции Ханыкова, отправлявшейся, кстати сказать, в том же 1858 году в Афганистан и хлопотавшей о включении в свой состав дагер-ротиписта, допускал наличие фотографа и при миссии Игнатьева.

Любопытно отметить, что представление фотографического аппарата для ханыковской экспедиции испрашивалось в Военном министерстве.

Обстоятельный перечень состава миссии Игнатьева, приводимый М.Н. Галкиным, дал положительный ответ — фотографом миссии был артиллерии подпоручик Муренко, упомянутый на обложке нашего альбома.

Все члены миссии собрались в Оренбурге к 7 мая 1858 г. В этот день Н.П. Игнатьев писал Е.П. Ковалевскому (1811-1868), директору Азиатского департамента:

«Вещи фотографические так громоздки, что их нельзя было применить к вьючке и пришлось уложить все на повозку a la grace de Dieu. Я не думаю, чтобы когда-либо отправлялся в Зауральскую степь такой неуклюжий караван, как мой».

В искусстве Муренко как фотографа Н.П. Игнатьев не был уверен, судя по письму отцу от 11 мая, посланному еще из Оренбурга:

«…вряд ли придется Вам присылать фотографии. Я очень плохо надеюсь на своего фотографа (Муренко)».

Сомнения Н.П. Игнатьева, пожалуй, были преждевременны. Учитывая технический уровень фотографий того времени и более чем столетнюю жизнь наших снимков, следует признать, что некоторые из них могут с успехом соперничать с образцами современной техники.

15 мая миссия отправилась в Среднюю Азию. Именно в этот промежуток времени фотограф экспедиции Антон Степанович Муренко сделал два первых снимка: портрет С.А. Батыршина (1825-?), переводчика Оренбургской пограничной комиссии, и вид Караван-сарая, оригинального здания в восточном стиле, построенного по проекту архитектора А.П. Брюллова (1798-1877). По всей видимости, это первое фотоизображение Оренбурга.

По окончании экспедиции альбом с фотографиями А.С. Муренко был преподнесен великому князю Константину Николаевичу. В 1860 г. он удостоился серебряной медали Русского географического общества.

Об Антоне Степановиче (Стефановиче) Муренко

А.С. Муренко родился 10(22).01.1837 в селе Богдановка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии.А.С. Муренко родился 10(22).01.1837 в селе Богдановка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии.

Восемнадцати лет был произведен в прапорщики, и 11.06.1855 г. заступил на военную службу в 16-ую полевую артиллерийскую бригаду. Участвовал в Крымской войне (1853-1856), за что был награжден памятной бронзовой медалью на Андреевской ленте.

В 1856 г. при военно-топографическом депо департамента генерального штаба военного министерства было учреждено фотографическое отделение, занимавшееся копированием карт и планов и их уменьшением. Приказом по генеральному штабу от 14.03.1856 г. к нему был прикомандирован А.С. Муренко для практического и теоретического изучения светописи под руководством капитана Н.Г. Писаревского. 27.12.1856 г. произведен в подпоручики.

В то время фотографии на мокром коллодионе — на стекле и на бумаге — уже практически вытеснили дагерротипный процесс. Владея этим новым методом обработки фотографий, А.С. Муренко и отправился в экспедицию.

В 1861 г. он уволился сначала в бессрочный отпуск и предпринял трехлетнее путешествие-командировку по России с целью составить альбомы «видов и типов» (от ИРГО), а, выйдя в отставку, открыл в Саратове фотоателье (1861). На Нижегородской ярмарке у него был собственный «фотографный балаган».

Он выпустил несколько альбомов: серию своих нижегородских фотоснимков, и с видами Самары и Симбирска.

Скончался 19(31).08.1875 в Саратове.

При создании материала использовалась статья Девель, Т.М., «Альбом фотографий миссии полковника Н.П. Игнатьева в Хиву и Бухару 1858 года» — Страны и народы Востока / под общ. ред. М. Н. Богомолова. — СПб., 1994. — Вып. XXVIII. География. Этнография. История. Культура. — С. 259-271.

© 2019, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *