О некоторых способах мошенничества в дореволюционной России…



О некоторых способах мошенничества в дореволюционной России...

30 мая 1899 года газета «» в небольшой заметке «Новый вид рекламы» сообщала:

Нам доставлен документ, свидетельствующий о хитроумной «купецкой» выдумке. Вот он: сначала идет очевидно номер, затем число месяца, потом следует надпись такого содержания: «Галантерейный и бакалейный магазин (имя река.) в Оренбурге. Далее пояснена сумма, на которую отпущен товар, и, наконец, заключение гласи: «предъявителю этих чеков на сумму 100 рублей, касса платит 1%». Не правда ли, хитроумно? Мы конечно, с вами, не попадемся на эту удочку, так как, во-первых, не польстимся на 1%, а во-вторых смело можем подозревать, что под этой рекламой скрывается залежалый товар, но люд простодушный – тот, пожалуй, клюнет…

Что это, хитроумная купеческая выдумка, или, как бы сказали в наши дни — просто маркетинг?

Реклама магазина И. Позина, Москва, Александровский пассаж

Реклама магазина И. Позина, Москва, Александровский пассаж

В настоящее время существует множество способов мошенничества, однако и в начале XX века их было ничуть не меньше. Так 28 октября 1905 года «» сообщала:

Еще самозванцы. До нас дошли слухи, что в городе появились какие-то сборщики, которые ходят с подписными листами и собирают, прикрываясь будто бы полномочиями правления общества приказчиков, деньги на сооружение какого-то памятника или чего другого. По наведенным нами справкам оказывается, что никому никаких полномочий на сбор пожертвований не выдавалось, из чего вытекает, что сбор производится аферистами.

30 сентября 1908 года корреспондент «Оренбургской газеты» призывал читателей быть внимательнее и осторожнее, так как на страницах столичных и провинциальных газет ловкие аферисты нередко публиковали многообещающие объявления:

Предостережения. В настоящее время в газетах появилась публикация, «кто желает узнать, как писать без ручки, пера и чернил, тот пусть вышлет 10 семикопеечных марок. Адрес: Житомир до востребования Денц». Обращаем внимание публики, что аналогичные публикации печаталась года два назад во многих российских и сибирских газетах. Желающие узнать этот способ посылали тогда «изобретателю» требуемую сумму марками, а получали лаконический ответ: «пишите карандашом». Так как житомирский «изобретатель» интересного способа не указывает даже своего точного адреса, а скрывается под условным почтамтом, то возможно ожидать и здесь известной аферы.

В последнее время читатели столичных и провинциальных газет не мало обращают свое внимание на целый ряд объявлений, обещающих дать возможность желающим, — «воспользоваться редким случаем», для получения за бесценок целую серию вещей (например, золотое кольцо, двое часов, серьги и много других), стоимость которых по ценам рынка превышает в несколько раз стоимость, проставленную ловкими аферистами в объявлении. В результате читатель попадается на удочку и остается без вещей и без денег.

Но среди подобных предостережений встречались и объявления, в которых предлагались совершенно бесплатные услуги.

Подписчики, да и просто читатели «Оренбургского листка» в 1898 году могли совершенно бесплатно воспользоваться уникальной возможностью получить свой портрет, написанный не где-нибудь, а в Париже.

Так подписчики, да и просто читатели «Оренбургского листка» в 1898 году могли совершенно бесплатно воспользоваться уникальной возможностью получить свой портрет, написанный не где-нибудь, а в Париже. Для этого нужно было всего лишь отправить по указанному в рекламе адресу это объявление и свою фотографию. Единственная просьба авторов объявления – это рекомендация услуг своим родным и знакомым.

При этом авторы объявления гарантировали, что фотография будет обязательно возвращена отправителю «без повреждения вместе с большим портретом, как только последний будет готов».

При создании материала использовались данные Государственного архива Оренбургской области.

© 2019, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *