Леопольд Витольдович Ростропович

По воле судьбы в 1922 году г. Оренбурге соединили свои жизни “гражданин г. Варшавы, вдовец 29 лет, профессор, музыкант Леопольд Витольдович и Федотова София Николаевна, девица 31 года, музыкантша”– так записано в свидетельстве о браке.

“С глубоким чувством и редкой техникой…”

Следующая архивная находка, датированная мартом 1922 года, рекламирует “редкий по содержанию и программе концерт, которым известный виолончелист желает отпраздновать 15-летний юбилей своей музыкальной деятельности. По происхождению господин Ростропович поляк. Имея отцом педагога-пианиста Ростроповича, он получил от него первые уроки. Окончил с золотой медалью Петроградскую консерваторию и был командирован в Париж, где также окончил консерваторию, получив Гранд-при и звание виолончелиста Европы. Он долго концертировал совместно с целым рядом знаменитостей, как, например, с Шаляпиным, Батистини, Жаном Тибо…

Вернувшись в Россию, занимал место профессора сначала в Саратовской, затем в Петроградской консерваториях. За время своего концертирования и педагогической деятельности он сумел зарекомендовать себя выдающимся музыкантом и прекрасным педагогом, стяжав широкую известность не только в России, но и Западной Европе.

В день своего юбилея профессор выступает не только как виолончелист, пианист, но и как композитор. Первое отделение концерта состоит исключительно из его произведений, причём некоторые из них написаны в Оренбурге.

Кроме Ростроповича в концерте принимают участие Федотова и Лункевич. Как имена участников и программа, так и характер концерта позволяют надеяться на то, что он пройдёт с успехом и явится до некоторой степени событием на тусклом фоне оренбургского музыкального мира”.

Концерт состоялся 26 марта 1922 года в зале горсовета. За несколько часов до него здесь же прошло расширенное заседание городского совета рабочих и красноармейских депутатов, обсуждавшее вопрос о борьбе с бандитизмом. Город был на военном положении, свирепствовали голод, тиф, холера. Но нашлись и почитатели таланта Л.В. Ростроповича, которые слушали в тот вечер пьесы Глиэра и “Рококо” Чайковского.

Следующие концерты проводились и в здании горсовета, и в Доме печати, в театре “Люкс”, концерты духовной музыки – в лютеранской кирхе. Программы разнообразны: произведения немецких и французских композиторов, популярные “еврейские, грузинские, персидские, индусские, татарские, китайские, арабские мелодии”. Леопольд Витольдович принимал участие в вечерах памяти А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, им подготовлена концертная программа “Песни и музыка Востока”.

Довольно часто он выходил на оренбургскую сцену без виолончели:

“Профессор на рояле дал несколько музыкальных картинок Ребикова, которые в его исполнении были действительно картинами”. В июне 1922 года в саду им. Карла Либкнехта организован первый вечер местных журналистов, открывшийся концертом, его “начал профессор Ростропович (рояль), талантливо, с глубоким чувством и редкой техникой исполнивший несколько произведений Шопена”.

Отзывы об этих выступлениях обнаружены самые противоречивые:

“С большим вниманием, с истинным наслаждением был прослушан публикой серьёзный стильный концерт, который явился давно желательным базисом в том море бездарной пошлости, на которой спекулируют всевозможные “кабарных дел мастера”;

“К сожалению, оренбургская публика не любит серьёзной и талантливой музыки, интересный по художественной ценности концерт прошёл при пустующем зале”.

Несмотря ни на что, музыкант помнил о людях, его окружающих. Примером служат публикации в газете “Степная правда”:

“Дабы доставить возможность учащейся молодёжи и рабочим присутствовать на концерте, билеты для учащихся и рабочих уменьшены в цене до 50 рублей” (и это когда месячная подписка на “Степную правду” составляла 700 рублей);

“Сбор с концерта пойдёт для безработных членов союза работников искусств”;

“Бесплатные билеты распределены детским домам. Вообще, цены билетам на концертное утро очень умеренные”.

В помещении оренбургской музыкальной школы профессор прочел курс лекций. Думаю, слушателей привлекла их тематика: “Музыка античного периода Запада и народная, церковная, светская русская музыка той же эпохи”, “Основатель русской оперной эпохи – Глинка”, “Эпоха строгого стиля Запада – И. Бах”.

“Скрипкина мать”

Статья с таким названием была опубликована в оренбургской газете “Завод и пашня” летом 1922 года. Имя главного героя не упоминается, но в начале даётся информация, позволяющая предположить, что речь идёт о Леопольде Витольдовиче Ростроповиче:

“До того он давал концерты в больших городах Европы, начиная с Парижа и кончая Петроградом и Москвой. А потом судьба закинула его в наш захолустный городок… Он прекрасно играл на рояле, но ещё лучше на виолончели. Слава о его таланте, быстро наполнившая город, докатилась и до окрестных посёлков”.

Автор рассказывает, что представители одного из сёл приехали просить музыканта выступить у них. Он сомневался, есть ли рояль, но его убедили, что “инструментина в первый сорт”. Профессор не долго раздумывал, к назначенному дню захватил с собой виолончель и поехал.

Вместо рояля в деревне оказалась пострадавшая от времени фисгармония. Сельчане очень просили “Употребить её под рояль”. Гость начал концерт без аккомпанемента, посматривая на публику. “С сохой идти – и то легче”, – читалось на лицах загорелых слушателей. – “Не иначе что-то божественное напиликивает, едрёна ковырялка!” Профессор , видя эти “восторги”, поспешил закончить концерт и хотел ехать домой. Но: “Ты куда же, Христова душа, лыжи-то навастриваешь? Поиграй ещё…”

– Нам бы под танец, – обступила молодёжь.

– Я танцев не играю… Да и рояля у вас нет.

– Как нет? Да вон на этой диковине-то! – указали ему на фисгармонию.

– Да не годится она, – засмеялся профессор, – она для духовных вещей только.

– Ну божественным-то ты нас довольно нашпиговал! – возразило несколько голосов, – ты нам под танец.

Профессор не знал, что делать. Ему не хотелось обидеть мужиков, но в то же время он не мог при всём таланте извлекать звуки из корыта. Тут нашёлся один бородач:

– Паштенный, – заявил он, – плюнь ты на эту машину, валяй нам на своей скрипкиной-то матери! – и он ткнул пальцем в виолончель. Профессор от души расхохотался. Ему так понравилось это наивное, но оригинальное определение, что он сыграл степнякам несколько танцев на своём инструменте, а молодёжь довольная музыкантом, весело отплясывала, громко стуча сапогами.

Когда маэстро уезжал, его проводили с большой благодарностью и даже простили все прелюдии и сонаты. С тех пор профессор в шутку называет свой инструмент “скрипкиной матерью”.

Вот такая весёлая статья.

Леопольд Ростропович и Софья Федотова с сыном Мстиславом и дочерью Вероникой.

Леопольд и Софья Федотова с сыном Мстиславом и дочерью Вероникой.

“Характерные номера – два детских хора”

Как свидетельствуют архивные документы, Леопольд Витольдович гастролировал не только в пределах Оренбургского края. Более двух месяцев в 1922 году он провёл в концертном турне: Москва, Петроград, Гельсингфорс.

Жена музыканта Софья Николаевна Федотова-Ростропович (представительница очень уважаемой в Оренбурге музыкальной семьи) не только принимала участие в его концертах как аккомпаниатор, но и занималась педагогической деятельностью. Уже в июне 1922 года её ученики предстали перед слушателями, отзыв одного из них завершался информацией: “Заключительным аккордом концерта было выступление учителей устроителей концерта С.Н. Федотовой- и профессора Ростроповича, которые сыграли “Летний вечер” , “Лесной дух”, “У ручья” Глиэра и “Перезвон колоколов” Рахманинова”.

В мае 1923 года газета “Степная правда” приглашала на “показательный концерт при участии Софьи Николаевны и под руководством известного профессора музыки Леопольда Витольдовича Ростроповича. Программа концертно-музыкального утра составлена из изысканных и разнообразных номеров. Выступят ученики вышеупомянутых организаторов концерта, которые выявят свои главнейшие успехи, достигнутые в течение года. Характерными номерами концертного утра являются два детских хора: младшего возраста, а затем более взрослых детей, которые исполнят труднейшие произведения Шопена, Сен-Санса и других”.

Прощальный концерт перед отъездом в Саратов (их пригласили работать в консерваторию) супруги Ростроповичи дали в августе 1923 года. Покидая степной край, они вряд ли предполагали, что через 18 лет им, как эвакуированным, придется вернуться в город, подаривший семейное счастье, но в земле которого Л.В. найдёт и свой последний приют.

“Играет перед сеансами в кинотеатре”

Документы военного времени оказались более скупыми на эмоции, но всё же поведали о том, что

“с 1 сентября 1941 года в кинотеатре “Молот” перед сеансами выступает концертное трио в составе артистки Государственного Ордена Ленина Большого Академического театра СССР Э. Гитер-Шипатовской, заслуженного артиста РСФСР профессора Л.В. Ростроповича, аспирантки Московской консерватории Р.В. Глезер. Концерты трио слушаются с большим вниманием и пользуются заслуженным успехом”.

С того же времени Леопольд Витольдович стал преподавать в музыкальном училище по классу виолончели. Среди учеников и его 15-летний сын Мстислав. Местный журналист, делясь впечатлениями о концерте эвакуированных музыкантов, писал:

“Слава Ростропович сыграл свою поэму для виолончели, прелюдию для фортепиано. Первая часть виолончельного концерта исполнена заслуженным артистом РСФСР профессором Ростроповичем с фортепианным сопровождением автора”.

В архиве Оренбургского музыкального училища сохранились материалы, ярко характеризующие Леопольда Витольдовича. Перелистаем некоторые из них.

Бурным было заседание педагогического совета училища 19 января 1942 года. Один из преподавателей осудил поведение своих коллег, отказавшихся исполнить на концерте музыку Чайковского после “опереточных произведений”. Он заявил, что “был допущен политический ляпсус, это результат нашей политической неподготовленности”. Л.В. Ростропович, вступив в дискуссию, заметил:

“Товарищ Бычач говорит, что недостаточна политико-воспитательная работа – не спорю, но что концерт был сорван, не совсем верно. Нужно было продумать номера программы, не делать слушателей несчастными людьми и затягивать так долго концерт”.

При подведении итогов учебного года 6 июня 1942 года он высказал неудовольствие по поводу того, что “гаммы на зачётах не играются”, говорил и о фактах “завышения программы”. Но уже 23 июня Леопольд Витольдович отсутствует на заседании оркестрового отдела училища (как гласит протокол, – по болезни), но в постановлении записано:

“У педагога Ростроповича Л.В. отметить производственно-академическую и шефскую работу”. В план работы от 19 июля внесён пункт: “т. Ростроповичу сделать методические доклады на избранные темы”.

Болезнь оказалась сильнее, и вскоре на страницах областной газеты появился некролог:

Некролог Леопольду Витольдовичу Ростроповичу. "Чкаловская коммуна", 2 августа 1942 года

Некролог Леопольду Витольдовичу Ростроповичу. “Чкаловская коммуна”, 2 августа 1942 года

“31 июля 1942 года скончался заслуженный артист РСФСР профессор Леопольд Витольдович Ростропович, один из самых выдающихся представителей русской виолончельной школы. В лице Л.В. Ростроповича советская музыкальная общественность потеряла большого артиста, лауреата русских и международных конкурсов, выдающегося педагога, воспитавшего целую плеяду виолончелистов. Люди, знавшие Л.В. Ростроповича, всегда будут вспоминать о нём как о высоко одарённом исполнителе, композиторе и педагоге, отзывчивом человеке и прекрасном товарище”.

В силу различных обстоятельств могила Леопольда Витольдовича на долгие годы была утеряна для оренбуржцев. Лишь в 1993 году благодаря усилиям городской администрации она найдена, приведена в порядок. Теперь каждый может поклониться праху замечательного музыканта…

Автор: Татьяна Судоргина

Источник: “Вечерний Оренбург” № 30 от 24 июля 2002 г.

, , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x