Среди немногочисленннх архивных материалов о жизни оренбургского купца Александра Афонасьевича Белова, чье имя увековечено оренбуржцами в названии Набережной, заслуживают внимания документы о его участии в организации пасхальных развлечений для жителей степного края.

Пасхальные качели не пустовали 1

Сто двадцать лет назад чиновник городской управы свидетельствовал:

“Были назначены торги на отдачу мест на площади против госпиталя для устройства на нынешней пасхальной неделе качелей и разных палаток и балаганов для продажи лакомства и прохладительных напитков. К означенным торгам явились, изустно торговались оренбургский купец Белов, отставные солдаты Люппа, Фейнгарн и унтер-офицер Юсман. Наивысшую плату предложил купец Белов, а именно 40 рублей. Поданными заявлениями разные лица на устройство балаганов для разных увеселительных представлений просят устройство таковых разрешить на Караван-Сарайской площади”.

Торги утвердили за А.А. Беловым.

Позднее корреспондент газеты “Оренбургский листок” сообщал:

“Увеселения на светлой пасхальной неделе будут разнообразны: в клубах танцы, на Сакмарской площади (район современной улицы Постникова к западу от улицы Цвиллинга, недалеко от цирка. – Т.С.) балаганы, качели, карусели, будет даже театр пантомим Валлери…”

О конфликтной ситуации среди конкурентов на устройство увеселительных заведений на Пасху свидетельствуют документы за 1884 год:

“На торгах временно оренбургский 2-й гильдии купец Александр Афонасьевич выдал наивысшую цену за аренду места под пасхальные качели и, таким образом, торги должны были остаться за Беловым. Но городская управа назначает по этому предмету соревнование ввиду того, что какой-то еврей предлагает за место большую плату.

Александр Афонасьевич, обращаясь в управу, подчеркивает: “На торгах еврей этот был, но не торговался и потому не следовало бы в угоду еврею ломать порядок и затягивать дело”. Оренбургский купец сообщил, что он “вследствие всегда исправного содержания качелей справедливо полагал, что никакие интриги управой допущены не будут, тем более, что в прошлом году по устройству качелей я понес убытки, а во время праздников коронации не только не торговал, но по просьбе председателя коронационного комитета М.И. Карандакова уступил качели для народа бесплатно, причем качели изломали, причинив убытку рублей на 200”.

Оказалось, что ставший купцом предложил 100 рублей за содержание качелей в течение Святой недели, т.е. на 54 рубля больше, чем Белов. Тогда гласные предложили Александру Афонасьевичу увеличить плату до 100 рублей, “на что изъявил согласие”.

Весной 1886 г. в протоколе заседаний городской Думы записано:

“В настоящем году на Сакмарской площади мест под качели и балаганы не может быть отведено ввиду предстоящей постройки Соборного храма”.

Тогда же гласные решили:

“Торговое производство на отдачу места на хлебно-соляной площади под устройство качелей на время Св. Пасхи утвердить за купцом Беловым за выданную им наибольшую цену тридцать рублей. Причем Дума, принимая во внимание, что устройство качелей на хлебно-соляной площади представляется неудобным в пожарном отношении по близости к ней хлебных амбаров, постановила: “Предоставить Белову построить качели или на Госпитальной площади (ныне территория сада железнодорожников. – Т.С.) или же на Конно-Сенной (теперь на этом месте центральный рынок. – Т.С.), по выбору самого арендатора”.

На страницах “Оренбургского листка” за 1887 год читаем:

красная прошла при самой благоприятной погоде, народ, не пострадавший от наводнения, веселился на качелях и в балаганах, народные гулянья прошли весело. Цирки и фокусники взяли свои мзду, а качели с каруселями работали не переставая”.

Содержатели трактиров, торгующих рядом с Конно-Сенной площадью подали накануне Пасхи 1889 года прошение

“о постановке праздничных каруселей и качелей на площадке, находящейся между магометанскими кладбищами и трактирами”, мотивируя свою просьбу тем, что “торговля пала”.

Один из горожан при этом возмущался:

“При своей такой бедности трактирщики предложили Думе посул в 75 рублей, если просьба их будет услышана и уважена. наша всегда скорбя и соболезнуя даже о малейших неудачах трактирщиков, не внемля протестам благомыслящих людей, сразу решила деньги взять, а качели и карусели поставить на грязной площади. Если принять во внимание, что на качелях и каруселях веселятся и проводят половину дня около них преимущественно дети, то нельзя не удивляться такому поистине бестолковому решению Думы. Пускай-де молодежь учится безобразничать спозаранку; лишь бы трактирщикам жилось получше”.

Его поддержал сотрудник “Оренбургского листка”, 110 лет назад известивший:

“Праздничные увеселения для народа будут заключаться в балаганах, качелях и каруселях”. К сожалению, отвела для этих развлечений очень неудобное место на тесной и грязной конно-трактирной площадке у татарских могил. Местом этим не только дети, но и сами балаганщики брезгуют. Вот таковы заботы нашей Думы о народной нравственности! Из увеселений явились Трояновский с итальянскою каруселью, Ефремов с русской каруселью, Александров с гармонистами, песенниками и плясунами. Качели устроил А.А.Белов”.

Последние торги, связанные с празднованием Пасхи, в которых принял участие Белов, состоялись в апреле 1891 года. Городская Дума “Определила”:

“Место на Конно-Сенной площади вблизи артиллерийских казарм под устройство качелей, палаток и балаганов на время Св. Пасхи сдать в аренду на 1891-1894гг. временно оренбургскому купцу Александру Афонасьевичу Белову с платою за каждый год по 151 руб. 55 коп.”.

Уважаемый горожанами предприниматель А.А. скончался в начале 1894 года, а традиция радовать население губернского центра устройством качелей жила.

Но в 1899 году один из оренбуржцев огорчался:

“Пасхальные дни не обошлись без драк и целых побоищ. Начиная с первого дня праздника под качелями то и дело происходили драки – то между игроками в орлянку, то между пьяными солдатами.

Кстати, о качелях. Качели были так тесно расположены, что от поднимаемой ногами пыли решительно дышать было нечем, если бы все эти увеселения были размещены с большими интервалами, то такой сплошной пыли не было бы”.

Тогда же местный журналист записал:

“Светлые дни Св. Пасхи прошли здесь совершенно благополучно. Храмы Божии были всегда полны, а благодаря прекрасной погоде и на улицах города жизнь била ключом. Особенно оживлены были берег реки Урала, на бульваре и площадь “под качелями”. Семидневный гул церковных колоколов нравился даже мусульманам нашим”.

Ему вторил и сотрудник “Оренбургского листка”:

“Балаганы пасхальные по обычаю не пустовали, равно как качели, карусели. Зверинец посещала преимущественно детвора интеллигенции нашей. Цирк, музей какой-то и еще балаган тоже не были забыты гуляющей толпой”. “Петрушки” почему-то не было. Каруселей было пять и даже “панорам” четыре. Все шло тихо и мирно. Семечек изгрызено сотни пудов. Замечательно, что и “князья” наши (татары) очень любят балаганы и качели. Их тут узнаешь только “по одежке”, по костюму”.

Из справки городской Думы вековой давности следует, что

“за места для постановки акробатических балаганов, каруселей и качелей за неделю Св.Пасхи было получено в доход города 240 рублей”.

Что ж, по тем временам это была довольно приличная сумма.

Автор: Татьяна Судоргина, завотделом информации облгосархива
Источник: Вечерний Оренбург, № 15 от 07 апреля 1999 г.

, , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x