Она лишь Иверской подобна



Табынскую икону Богоматери в всегда ожидали с особым трепетом.

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери в Оренбурге в 2010 году

«Мраки, скорби отгоняет от нас мгновения скорей»

На страницах «Оренбургских Епархиальных Ведомостей» 120 лет назад опубликованы стихи епископа Оренбургского и Уральского Макария «Ко дню встречи в городе Оренбурге Табынской иконы Богоматери», в котором есть и такие строки:

Во градах многих я бывал
России нашей православной,
Нигде, однако, не видал
Такой святыни достославной.
Она лишь Иверской подобна
В Москве заветной, всеми чтимой,
У нас бывает ежегодно
Святыня эта из Табыни.
Свои целебные струи
Она всецело открывает,
В местах плачевных сей земли
И верных всех Она спасает.
Ея чудесный лик блистает
Светлее солнечных лучей,
И мраки, скорби отгоняет
От нас мгновения скорей.
И ныне вот Она подходит
Ко граду нашему со славой,
И верный весь народ выходит
Теперь навстречу Ей Державной.
И вот уже храбры казаки
В своём воинственном костюме
Стоят на берегах реки
В священной и глубокой думе:
Какими гимнами почтить
Столь чудной Матери приход!
И как возможет восхвалить
Её казацкий весь народ!
Уж вот татары и калмыки
Смиренно головы склоняют,
Мордва, киргизы и башкиры
Её, как дети, величают.
Ведь милости свои на нас
Она обильно изливает
Лишь потому, что всякий час
Спасенья нашего желает.

«По обычаю, установившемуся издавна»

В 1887 году корреспондент «Оренбургского листка» информировал: « прибудет в 7 сентября (19 сентября по новому стилю). Её встретит преосвященный Макарий, епископ Оренбургский и Уральский, торжественным крестным ходом из всех городских церквей и со всем духовенством. Святая икона имеет быть затем поставлена в кафедральном Спасопреображенском соборном храме (находился на набережной Урала рядом с нынешним музеем города Оренбурга). Причём 8 сентября (20 сентября по новому стилю) после литургии Табынская святыня будет вынесена на реку для освящения воды, а после того будет несена вокруг всего города, как это делается ежегодно. Этот крестный ход в преднесении святой иконы направится сначала к месту сооружения нового соборного храма в Оренбурге (речь идёт о Казанском кафедральном соборе, освящённом в 1895 году на месте современного нам сквера у здания правительства Оренбургской области) для совершения общего молебного пения о благопоспешении работ».

Читайте также:  По пугачевским местам Заволжья и Урала (фрагмент)

Крестный ход с Табынской иконой. Начало 20 века.

Сообщив «расписание дней пребывания Чудотворной Табынской иконы Богоматери в церквах Оренбурга», местный журналист поделился своими рассуждениями по поводу нововведений: «По обычаю, установившемуся издавна, Святая Табынская икона Пресвятыя Богородицы во всё время пребывания своего в Оренбурге посещает дома обывателей. Причём запрос со стороны верующих бывает так велик, что многие жилища удостаиваются принимать икону только в позднее время ночи. Такое ношение святой иконы из дома в дом в течение полутора месяцев крайне утомляло бы священнослужителей, сопутствующих иконе, если бы эти священнослужители не заменялись новыми, так сказать, свежими силами, в каждом приходе. Но в этом году ношение святой иконы приурочено почему-то к одному только соборному причту и без того обременённому разными служебными обязанностями…

Вследствие сего нельзя не согласиться с мнением многих прихожан, что прежний порядок ношения иконы был удобнее во всех отношениях. Приходские священники, во-первых, имели обязательный случай посетить дома своих прихожан, получая от них вознаграждение как добавок к скудному вознаграждению причтов, жалованья здесь не получающих. Во-вторых, на два дня у каждого приходского священника всегда хватит физических сил без задержек обносить святую икону по всем домам обывателей, желающих принять у себя Святыню, да и обыватели охотнее приглашают к себе и дарят свой собственный причт, нежели причт чужой. И, наконец, в-третьих, признавалось бы более справедливым доброхотные даяния прихожан при посещении святой иконы распределять между приходскими причтами, а не присваивать оные исключительно одному соборному причту, которому живётся не хуже других причтов и, который пользуется от святой иконы и без того 10 дней, тогда как остальные причты пользовались только по два дня и меньше…»

«Доставит христиански потребное утешение городским жителям»

В заключение сотрудник «Оренбургского листка» предлагал: «Желательно, чтобы святую икону носили по порядку следующих друг за другом обывательских домов, а не по влиятельному или случайному зову того или другого прихожанина. При установившемся порядке святая икона в один и тот же день была носима у нас из одного конца города в другой, возвращаясь по нескольку раз на ту же улицу. Помимо неизбежной суетливости и беготни нередко чувствуешь, бывало, даже некоторую обиду, так как прямо от дома твоего вдруг уносят святую икону иногда в другой приход только потому, что туда звали люди богатые и влиятельные или звали раньше вас. Положительным и непременным правилом следовало бы носить икону по квартирам сподряд и по заранее объявленному маршруту. При таком порядке сберегалось бы больше времени, меньше бы было утомительной суетливости, и святыню приняло бы большее число домов и семейств».

Читайте также:  План-перспектива Оренбурга

Некоторые из советов представителя прессы, судя по следующему архивному документу, были учтены. В сентябре 1887 года хроникёр «Оренбургского листка» писал: «Табынская икона Божией Матери встречена была, отчасти благодаря хорошей и тёплой погоде, в высшей степени торжественно. Народ оренбургский выезжал и пешком ходил встречать святую икону до Нежинки и с пением «Заступнице усердная» принёс икону в казачий , где у церкви святого Николая встретил святую икону его преосвященство преосвященнейший Макарий, епископ Оренбургский и Уральский в сопутствии духовенства всех городских приходских церквей. Такого необыкновенно многочисленного стечения народа, явившегося встречать святую икону, мы здесь ещё не видели.

Икону Табынскую носят теперь по домам по заранее удуманному соборным причтом маршруту, приноровленному к городской топографии по кварталам. Это очень хорошая мера доставит христиански потребное утешение городским жителям – мера давно желанная и впервые ныне введённая. Но святую икону всё-таки носят не сподряду, не по кварталам улиц. Священнослужители, теперь от кафедрального собора сопровождающие святую икону, по-прежнему различают богатых и бедных. Обыватели города уже приготовили письменный протест, домогаясь, чтобы святую икону носили приходские священники по прежнему обычаю, а не исключительно соборные. В том и другом случае желаем порядка по задуманному маршруту…»

«Крепка вера чающих милости от благосердной Заступницы!»

Репортаж корреспондента «Оренбургского листка» о прощании с Табынской иконой Божией Матери осенью 1887 года начинался с вывода: «Табынская святыня здесь в дни встречи и проводов её привлекает массу верующих при всякой погоде, даже дождливой, снежной и морозной. Так крепка у нас вера чающих милости от благосердной Заступницы!

Ещё с утра 22 октября (3 ноября по новому стилю) народ валом валил по направлению к зимнему собору со всех окраин города, разряженный как на святую Пасху. К полудню на соборной площади и в прилегающих улицах не было места не только для проезда, но и для прохода. В храме, где преосвященнейший владыка Макарий совершал литургию, всё время была давка. Что-то величественное патриотически-дорогое и внушительно-умилительное чуется в глубине души при виде этой необозримой толпы, благоговейно дожидающейся выноса святой иконы…

Читайте также:  Сазанное озеро

Но вот народ заколыхался, подобно волнам на море, и в глубине церковной паперти заблестели хоругви, кресты, иконы и, наконец, светлый Образ. Пение, колокольный звон, хор военной музыки, молящийся коленопреклонённый народ делали минуту святой, высокоторжественной. Торжественное шествие многотысячного собрания направилось к Большой улице (сейчас ул. Советская). Но здесь давно уже стоят густые ряды молящихся не только на тротуарах и балконах, но и на крышах домов. Все улицы запружены торопившимися поспеть на место постройки нового соборного храма, где должно совершиться молебное пение. Но на этом месте давно уже стояли другие толпы народа, и потому вновь прибывшие заняли земляные насыпи, кучи камней, загороди.

Преосвященнейший владыка, простившись с иконой, отбыл домой. Но народные массы устремились за иконой далее. Святая икона вынесена была из собора в 12 часов, а когда шествие очутилось за городом, было уже 2 часа дня. На степном просторе картина стала ещё величественнее. Народ расположился живописными кучками – кто коленопреклоненный, кто со скрещёнными на груди руками, а кто распростёртый ниц на земле. За городом уже давно ждал святыню почётный конвой из 20 конных казаков посёлка Бёрды. Ещё раз отслужили молебное пение, священнослужители за весь крещённый мир преклонили колена перед святыней, облобызали её прощальным целованием и носилки подняты были сотней рук, так как всякому хотелось прикоснуться к киоту святому! Толпы горожан и некоторые из священников пошли провожать икону за 9 вёрст до посёлка, куда прибыли только в 5 часов дня.

Нам кажется, что торжественность встречи и проводов Табынской святыни год от году становится сильнее и общенароднее. Помимо присутствия любопытных мусульман величию зрелища придаёт особое значение молчаливое участие в торжестве раскольников разных сект. Такое единение в чувствах веры и христианского благочестия…»

Источник: Татьяна . «Она лишь Иверской подобна», «Вечерний Оренбург», № 38 от 18 сентября 2007 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Советуем почитать:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий