Категории: Казачество Пугачев Пушкин Разное

Бердяши

Share

Прогулка в канун 180-летия приезда Пушкина

«Бердяши» звучит, как какие-нибудь вятичи или псковичи из русской истории. Но это самоназвание жителей Бёрд, бывшей слободы, казачьей станицы, посёлка, а ныне городской окраины Оренбурга.

На лавочке с историей

Словом этим поправил моё привычное «бёрдинцы» самый, пожалуй, известный бердяш Михаил Коннов. И улыбнулся:

– Бёрды на восемь лет старше Оренбурга. Известно, что Пугачёв в октябре 1773 года назвал нашу слободу Москвой, и полгода тут располагались его ставка и военно-политический штаб. А когда в марте 1774 года армия восставших потерпела сокрушительный разгром под Татищевой, Пугачёв прискакал сюда с четырьмя сподвижниками, пополнился бёрдинскими казаками и ушёл дальше воевать на горнозаводский и на Волгу.

А какими успешными для Пушкина были полдня, которые он провёл здесь! Он написал жене: «В деревне Бёрде, где Пугачёв простоял шесть месяцев, имел я удачу – нашёл 75-летнюю казачку… Я от неё не отставал».

Это он о старухе Ирине Афанасьевне Бунтовой, которая рассказала ему так много важного и интересного для будущих «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки», как, пожалуй, никто другой за время его большого путешествия.

А кстати, хотите встретиться со старухой Бунтовой?

И пока он, довольный произведённым эффектом, ведёт нас мимо домика, в котором родился, по улочкам Бёрд, самое время рассказать о самом Михаиле Фёдоровиче. Бёрдинская школа. Рабочий-станочник. Политехнический институт. Армия. Во время строительного бума в Оренбурге, когда вводили ежегодно до миллиона квадратных метров жилья, он умело руководил крупными строительными организациями. Работал в обкоме партии и облисполкоме. Был министром – заместителем главы областной администрации и председателя правительства области. Окончил академию. Сейчас он успешный предприниматель.

Мы идём – и многие подходят уважительно и радостно поздороваться. Он многое сделал и делает для Бёрд, Оренбурга и области. По-разному реализуют себя успешные бизнесмены. Михаил Фёдорович не из тщеславного стремления увековечить себя и прославиться меценатом, а стараясь даже избежать огласки, делает добрые дела. Только малая их часть: недавняя организация выставки замечательного оренбургского живописца Юрия Рысухина в Петербурге, в Русском музее, помощь в издании великолепного рысухинского альбома, отпечатанного в Италии, и книг и альбомов других талантливых людей. Тоже воссоздание на набережной Урала исторической реликвии – обелиска в память об освобождении Оренбурга от постоя. Колоннада у памятника основателю города Неплюеву на Советской. Красивый храм Казанской Божьей Матери здесь, в Бёрдах, который он и строил, и расписывал…

Но вот и домик с подслеповатым окошком. Постучали. Хозяйка выглянула из-за занавески. Вышла. Села рядом с нами на широкую, прогретую солнцем лавочку.

Бунтова. Вера Захаровна.

– Сколько раз надо сказать «пра-», чтобы определить, какая вы прапраправнучка той Ирины Афанасьевны, с которой полдня беседовал Пушкин?

– Ой, да разве можно сказать? Дедушек-бабушек ещё помню, а дальше – нет.

– А почему у вас фамилия такая боевая – Бунтова?

– (Смеётся.) Бунтовали, наверно, непокорные были, казаки.

Клад Пушкина

Меньше всего хочется создать лубочную картинку: «Ах, какие чудесные эти Бёрды и бердяши!»

Сохранилась книжечка « в Оренбурге». На плохой серой бумаге, 1937 года издания, к столетию со дня гибели поэта. Оттуда: «Бёрдинские жители первыми в области развернули соревнование по ликвидации неграмотности. Станичники так и записали: «К столетию со дня смерти Пушкина в станице Бёрды не будет ни одного неграмотного».

Но у памятника «Золотая изба» – дворца Пугачёва – окликнули мы парнишку с ранцем за плечами. Максим, перешёл в девятый класс.
– «Капитанскую дочку» читал?

– Нет, мы её ещё не проходили.

– Ну хоть что-то слышал о Пугачёве, о Пушкине, о дворце – «Золотой избе»?

– Говорят, где-то здесь зарыл клад.

Н-да. Конечно, не надо тут делать какие-то большие выводы, может, сосед по парте девятиклассника Максима «Капитанскую дочку» и историю Бёрд с детства наизусть знает. Но всё же как-то не по себе стало. А вот насчёт клада: Александр Сергеевич тут не зарыл, а нашёл его.

Отправился в долгое и трудное путешествие в Оренбуржье, чтобы спросить о Пугачёве у народа. И тот устами старухи Бунтовой сказал ему главное, хотя тема пугачёвщины и в то время, через шестьдесят лет, была запретной: «В Бёрде Пугачёв был любим; его казаки никого не обижали».

Пугачёв выбрал для «государева дворца» в своей столице самый большой дом в Бёрдах казака Ситникова. И велел обшить внутри стены «шумихой». Так, наверное, из-за шуршания называли бумагу, покрытую тонким слоем двусернистого олова. Цветом она действительно напоминала золото. Пугачёвцы как раз захватили караван с Востока, и среди товаров было несколько ящиков этой «шумихи». Для простых казаков и мужиков это было потрясением: «Золотой дворец батюшки-государя».

Думается, вот бы воссоздать его для отдельного музея или хотя бы филиала областного краеведческого музея! Да любой гость Оренбурга урвал бы хоть несколько часов приехать в Бёрды и повидать такое чудо! Но стоит на месте государева дворца… краснокирпичный коттедж.

Дорога к храму

Бердяши-казаки служили. Жили хлебопашеством, огородничеством, рыболовством. Обязаны были содержать деревянный мост через Сакмару и дорогу в Оренбург. Доставляли в город сплавленный по реке лес. Из него отстроились после сильнейшего пожара 1897 года. Сопровождали почту. Женщины вязали прекрасные пуховые платки.

Бёрдинские казаки сыграли заметную роль в формировании Оренбургского казачьего войска. Тут открылась первая церковноприходская школа.

Появился колхоз, а потом и кое-какая промышленность – нефтемаслозавод, это и новые рабочие места, но и экологические проблемы – первозданные воздух и вода подпортились.

Случалась в Бёрдах и невероятная экзотика: в местной церкви тайно венчались великий князь и дочка городского полицмейстера! Видимо, случилась мгновенная любовь при посещении Оренбурга членом царствующего дома.

Царское семейство и Синод не признали неравный брак. Но молодые держались. И тогда император Александр Третий махнул рукой: пусть живут как хотят! Но сослал любящих подальше, в Туркестан.

Поподробнее о церкви. При советской власти её взорвали. Говорят, рвали с четырёх раз, такая крепкая кладка оказалась. И вот теперь её восстановил Михаил Коннов. И, как уже было сказано, расписал вместе с молодыми художниками.

Его рано потянуло к искусству. Он ещё мальчишкой решил снять копию с лица Пушкина на памятнике поэту работы местного скульптора Анатолия Козырева рядом со школой. Снимал, в принципе, так же, как когда-то снимали маску с лица усопшего поэта, которую мальчишка из Бёрд видел в оренбургском музее. Но частями – верх, середину, низ, а потом скреплял. Подарил учительнице. Конструкция получилась шаткая и развалилась. Тогда вылепил уменьшенную копию из папье-маше. Опять не повезло, её разбил завистник-хулиган. Была драка.

Михаил узнал, что в городе художник Александр Степанов ведёт студию при Союзе художников. И несколько лет ездил на занятия. Бывало, опаздывал к последнему автобусу – так интересно было у Степанова – и зимними ночами шёл семь километров домой. Мэтр, узнав, удивился и забеспокоился, и если занятия затягивались, не отпускал мальчишку, оставлял ночевать.

Может, и стал бы Коннов художником, ему сам будущий народный художник России Николай Ерышев давал рекомендацию в Москву, в Суриковский институт. Но семья бедная, Москву бы не потянула, и он остался в Оренбурге. Портреты, пейзажи Михаил Фёдорович пишет профессионально, кто бывает на выставках «100 картин» областного Союза художников, знает конновские работы.

Мы входим в храм. Там несколько сюжетов работы Коннова, особенно впечатляет большое «Несение креста». Но взгляд старается обежать всё великолепие интерьера и – останавливается на его иконе «Божья Матерь с младенцем». Мудрое, светящееся внутренним светом лицо Мадонны. Живой лёгкий поворот её головы. Михаил Фёдорович признаётся: закончил икону и вдруг вспомнил, что такой же наклон головы на фото его восемнадцатилетней мамы. Видимо, когда писал, это фото жило в подсознании.

Иконы тут, конечно, канонические. А довелось видеть икону, где под видом святых Косьмы и Дамиана – и Даль! Вот бы такую в Бёрды!

Беседуем с настоятелем храма священником Артемием Шатовым:

– Трудами Михаила Фёдоровича сделано, я считаю, великое дело – восстановлен храм. Он сюда не только средства вложил. Каждый день после работы приезжал из города, Легендарное прошлое – и чья-то нынешняя безалаберность переодевался и до часу ночи расписывал высоко на лесах.

Вернёмся к предстоящему юбилею – 180-летию приезда Пушкина. Я попросил бердяша Коннова в нескольких словах сказать, что для него славная история родных Бёрд.

– Мы с детства чувствовали – где живём. Играли в Пугачёва, учились читать по Пушкину. Здесь весь воздух пропитан историей. А Пушкин… Пушкин – сгусток нашей культуры, всей нашей жизни. Без него Россия была бы не та.

Вильям САВЕЛЬЗОН
Фото Валерия ГУНЬКОВА

Источник: Газета Оренбуржье 25.09.2013

Метки: Бунтова Даль золотые палаты казачество казачье войско Капитанская дочка колхоз Михаил Коннов Неплюев Нефтемаслозавод Николай Константинович Оренбург памятник пожар Пугачев пуховый платок Пушкин Сакмара Ситниковы Урал храм Казанской иконы Божией Матери школа

Похожие темы

  • Библиотека

Картографическое пополнение библиотеки

В очередное пополнение коллекции сетевой библиотеки «Бердская слобода» вошли картографические материалы Оренбурга и Форштадта: 1849 год, План города Оренбурга ОГАОО,…

23 часа
  • Краеведение

Пасхальные качели не пустовали

Среди немногочисленннх архивных материалов о жизни оренбургского купца Александра Афонасьевича Белова, чье имя увековечено оренбуржцами в названии Набережной, заслуживают внимания…

2 дня
  • Краеведение

Храм можно назвать лучшим

Вознесенская церковь в Оренбурге была устроена коммерсантами на Гостином дворе в XVIII веке. "Как знак особого расположения" Немало церковнослужителей оставило…

4 дня
  • Краеведение

Георгиевский собор: по внешнему виду не оставляет желать лучшего

В 1899 году на оренбургский Георгиевский собор был поднят новый колокол. «Тщанием приходских казаков…» Один из выдающихся представителей оренбургского казачества…

5 дней
  • Краеведение

Установлен возраст “пушкинского” дуба

"ПУШКИНСКОМУ ДУБУ" ОТ 140 ДО 150 ЛЕТ - к такому абсолютно научно обоснованному выводу пришли специалисты лесного и зеленого хозяйства…

1 неделя
  • Краеведение

Дом Кудрина

Дом в переулке Бухарском купца Н.П. Кудрина – директора-распорядителя «Среднеазиатского торгово-промышленного товарищества Н.П. Кудрин и Кº», однажды ставшего собеседником императора…

2 недели