В советское время фильмоскоп, так в советское время называли рулонные диапроекторы, был практически в каждой семье, где были дети. Мультики по телевизору показывали очень редко, а малыши очень любили сказки. Например, в мое детство было всего два телеканала, пятый (Москва) и седьмой (Оренбург), и один из них работал только по вечерам.
Фильмоскоп для советских детей был волшебным ящиком. С его помощью можно было в любой момент, закрыв шторы, посмотреть на стене, занавешенной белой простыней, или просто, на потолке цветные слайды.
Тихое гудение проектора-фильмоскопа, шуршание пленки, запах горячего целлулоида и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…
Это было целое событие! Просмотр диафильмов создавал дома атмосферу уюта. В этот момент у нас собиралась куча детворы, и мы с удовольствием смотрели и слушали сказку.
Всегда был «главнокомандующий», который читал текст на кадрах. А остальные не просто смотрели, а комментировали, переживали, смеялись, в общем-то – общались…
И запах. Запах нагретой пленки…
Фильмоскопы тогда выпускались разных видов. Были горизонтальные, в виде прямоугольных коробочек, но были и вертикальные, которые мне напоминали «танк».
Принцип работы диапроектора довольно прост. При помощи оптико-механической системы на специальный белый экран, либо на обычную простыню или просто светлую стену демонстрировались с увеличением диафильмы с размером кадра 18х24 мм.
Отбор художников на студию «Диафильм» был чрезвычайно жестким — диафильмы рисовали, без сомнения, лучшие из лучших. Да, у большинства из нас диафильмы ассоциируются исключительно с незамысловатым детским развлечением — на эту тему, как правило, все и ностальгируют. А на самом деле студия «Диафильм» выпускала пленки в десяти разных категориях, и лишь одна из них, восьмая по счету, была детской! Диафильмы делились на политико-агитационные, образовательные, военно-просветительские, по мотивам художественного и документального кино, для музеев и т.д. Разумеется, на первом месте стоял пропагандистский момент, и для этого-то и требовались лучшие кисти Союза. В общем, все было очень серьезно и не по-детски.
Диафильмов производилось в год очень много, как главной московской студией, так и филиалами в союзных республиках. Каждый год студия выпускала толстый каталог, который рассылался по магазинам. В нем были переиздаваемые год за годом успешные и востребованные диафильмы, а также новые.
Диафильмы продавались во многих магазинах. Но не было особого смысла их покупать, т.к. мы просто обменивались баночками с заветными сказками. Позже в некоторых библиотеках были созданы специальные фонды, где можно было, как книги, взять диафильмы напрокат.
Прошли годы. Наступил век компьютеров и цифрового телевидения. Просмотр диафильмов стал менее популярен. Но некоторые родители, как в своем детстве, показывают малышам «волшебные» картинки.
Кстати, фильмоскопы продаются и сейчас. Современные модели стоят недешево, но они не шумят, не нагревают и не плавят пленку.
Любители ретро легко смогут найти старый советский фильмоскоп на барахолке. Рабочий, в хорошем состоянии аппарат сейчас стоит 1500 – 2000 рублей. Здесь же можно прикупить советские диафильмы, которые стоят в несколько раз дешевле современных аналогов.
Единственный минус ретротехники – никто не гарантирует, что это чудо из-бабушек и дедушек из-за «древности» лет будет работать стабильно.
© 2018, Лукьянов Сергей