В 1842-1851 годах на огромных пространствах между Петербургом и Москвой развернулось грандиозное строительство. Это сооружалась Николаевская железная дорога – первая крупная русская магистраль. Она должна была соединить два главных города империи. И, как многие проекты такого масштаба, стройка сопровождалась чудовищным расхищением казенных средств.

Изображение железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Лубочный лист. Металлография Ефима Яковлева. 1859.

Строительство железной дороги по какой-то непонятной прихоти императора Николая I велось одновременно с двух концов. Для руководства работами были созданы две дирекции: Северная и Южная. Северная дирекция вела работы со стороны Петербурга. Ее возглавил талантливый русский техник и организатор производства Павел Мельников. Со стороны Москвы двигались строительные бригады Южной дирекции. Там всем распоряжался немец Николай Крафт.

Начальники двух дирекций – Мельников и Крафт – ненавидели друг друга. Причина вражды была до удивления нелепой. Когда-то их обоих отправили в США на стажировку. Там шустрый Мельников мигом освоил английский язык, что позволяло ему проводить время в Штатах весьма комфортно. Крафт же, как ни бился, с трудом мог связать несколько слов при помощи словаря. С тех пор Крафт стал испытывать к своему коллеге едва скрываемое чувство зависти.

Вот и сейчас, на строительстве Николаевской железной дороги, появилась новая почва для ревности. И Крафт, и Мельников были в одинаковом чине полковника. Но Мельников получал 3040 рублей 57 копеек в год. Крафту же выдавали на руки 2575 рублей 86 копеек в год. Почти на 500 рублей меньше! Немец негодовал. За что Мельникову такие преференции? Вопрос, почему начальник Северной дирекции получал на полтысячи рублей больше, нежели начальник дирекции Южной, остается дискуссионным. Возможно, это была доплата Мельникову за знание иностранного языка (в данном случае английского).

Крафта на стройке недолюбливали. Никто от него не слышал ни одного живого человеческого слова. Немец предпочитал общаться канцелярским языком официальных бумаг. Мельникова, напротив, подчиненные обожали. Он был “природный русак”. А главное – спокойно относился к взяткам в своей дирекции. Начальник исходил из принципа: надо же молодым офицерам как-то зарабатывать себе на жизнь!

Когда один из офицеров осмелился сообщить Мельникову о самых вопиющих случаях хищений, тот вспылил:

“Между инженерами много воров, но до сих пор не было ни одного доносчика! Вы – первый!”

Пристыженный офицер больше никогда не возвращался к этой теме. Инженеры, уверенные в поддержке своего начальника, продолжили тайные махинации с подрядчиками.

Но из всей богатой коррупционной эпопеи этого строительства сегодня хотелось бы обратить внимание лишь на один аспект. А именно: на железнодорожные мосты.

Всего в ходе строительства Николаевской железной дороги было сооружено 184 моста, а также 19 труб (для пропуска весенних вод) и 19 путепроводов. Цифры впечатляющие.

Стоит сразу уточнить, что железнодорожные мосты того времени строились из дерева. Лишь опоры были каменные. Что касается чугуна и стали, то эти материалы станут применяться гораздо позже. Деревянные части моста скреплялись болтами и гайками. Естественно, требования к этим деталям предъявлялись высочайшие.

Так, согласно нормативам того времени, болты должны были быть

“из круглопрокатного, однородного, тщательно обработанного, легкого, упругого, тягучего железа, выдерживающего натянутость разрыва до 4283 пудов на каждый болт, а на каждый квадратный его дюйм 1346 пудов, или 22 английские тонны”.

Казалось, проще всего было бы передать заказы на чугунные и железные изделия петербургским металлургическим заводам. Это упростило бы доставку материалов на линию (ведь из Петербурга и берет начало эта дорога!). Но не так думал Петр Клейнмихель – любимец императора Николая I, главный начальник этой железнодорожной “стройки века”.

За крупную взятку огромную часть заказов он передал генерал-майору князю Эсперу Белосельскому-Белозерскому, владельцу железоделательных заводов в далеком Оренбурге. Формально владелицей оренбургских заводов числилась княгиня Белосельская-Белозерская, супруга генерала. Но это не помешало Эсперу Александровичу по доверенности жены лично подписать договор с департаментом железных дорог. Пикантности прибавлял тот факт, что генерал Белосельский-Белозерский заведовал охраной стройки. Он и его жандармы должны были следить за порядком, не допускать бунтов, беспорядков, преступлений и т. д.

Получалась весьма неприглядная ситуация. Ведь в одном лице соединился представитель власти, заказчик и поставщик! Явный “конфликт интересов”!

Но ни Белосельского-Белозерского, ни Клейнмихеля это не смутило. Контракт был подписан. Лишь небольшая часть заказов поступила на Шепелевские заводы в Нижегородской губернии. Вскоре в для приемки заказов отправились подчиненные Эспера – жандармы Козлов и Шварц.

Однако главный технический консультант стройки – американский инженер Джордж Уистлер тотчас отверг товар. Он заявил, что присланные болты абсолютно никуда не годятся. Начальник Северной дирекции Павел Мельников понял, что дело пахнет крупным скандалом. Он решил уладить конфликт мирным путем. Инженер отправил партию болтов для испытания на Александровский механический завод в Петрозаводске. Мельников надеялся, что хотя бы часть болтов пройдет проверку на прочность.

Увы, нет. Болты Белосельского оказались очень хрупкими. Скандал погасить не удалось. Получалось, что видный государственный чиновник, главный жандарм на стройке оказался обычным мошенником?

Эспер Александрович, не задумываясь, отказался бы от злополучных болтов, приписав их шепелевским заводчикам. Однако предусмотрительные нижегородские купцы проштемпелевали свои болты. Так что перевести стрелки на них никак не получалось.

По закону в отношении недобросовестного поставщика – генерала Белосельского-Белозерского – полагалось произвести расследование. Но ведь речь шла не просто о дворянине, а о князе “рюриковой крови”!

Все же для виду начали производить какие-то следственные действия. Убытки же списали за счет операционных сумм департамента железных дорог.

Следствие тянулось около двух лет. Имя главного виновника, потомка Рюриковичей, было скромно обойдено в обвинительном акте. Главными подозреваемыми были объявлены… офицеры-приемщики, вышеупомянутые Козлов и Шварц!

Им уже грозили арестантские роты. Но вдруг совершенно случайно при осмотре пробной машины на оренбургских заводах Белосельского обнаружили подлог в устройстве механизмов. Манометры были намеренно “подкручены”. И они выдавали совершенно фальшивые показатели прочности продукции. Так, явно “некондиционный” товар записывался в “отличную и безупречную продукцию”.

Это открытие весьма озадачило царских следователей. Получалось, что Козлова и Шварца сделать “стрелочниками” ну никак не получится. Все улики неумолимо указывали на князя Эспера. Все-таки выходило, что на скамью подсудимых следовало сажать его – знатнейшего аристократа и богача.

Но князь Белосельский-Белозерский вовремя “выручил” смутившихся пинкертонов. На стройке началась эпидемия тифа. Генерал заразился – и умер. И тем самым избавил судей от необходимости искать какое-то “соломоново решение” по его вопросу.

Итак, болты жандармского генерала никуда не годились. Нужны были новые. Поначалу большую партию этой продукции на замену хотели заказать в Англии. Там их, конечно же, сделали бы качественно. Но Клейнмихель захотел удружить своему родственнику – некоему полковнику Огареву.

Надо заметить, что Огарев буквально накануне за бесценок скупил железные болты, оставшиеся после постройки первого постоянного моста через Неву – Благовещенского (в советские времена он носил имя Лейтенанта Шмидта).

И вот Огарев, скупив болты у департамента шоссейных дорог, тут же продал их (но уже гораздо дороже) департаменту железных дорог. Нюанс заключался в том, что оба эти департамента были подчинены Клейнмихелю! Получалось, что департаменты одного и того же ведомства вели странную торговлю друг с другом при посредничестве невесть откуда взявшегося полковника Огарева! И это посредничество обошлось казне ни много ни мало в пятьдесят тысяч рублей. Именно такова была суммарная разница между продажной и закупочной ценой злосчастных болтов.

Одно утешало. Пусть за болты и было переплачено втридорога, но по крайней мере они оказались отличного качества. Как говорится, и на том спасибо!

Источник: Санкт-Петербургский курьер, 14.09.2023

, , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x