Наши предки, не особо себя утруждали поиском информационных посылов, с помощью которых пытались купить, продать товар или найти потерянную вещь. Казалось бы, какое разнообразие рекламы могло быть больше ста лет назад — поставил вывеску и только. Однако, это далеко не так: с конца XIX века как в Российской Империи в целом, так и в Оренбурге в частности, продвижению стали уделять большое внимание.
Для того чтобы заинтересовать население маркетологам прошлого приходилось проявлять недюжий талант и креативность. К счастью, творческий потенциал оренбуржцев был безграничен.
1885 год. Василий Христофорович Юров на страницах газеты сообщает, что
Ушел щенок. 1885 год
30 октября ушел со двора белый с желтыми пятнами
ЩЕНОК
10 месяцев, поинтер, кличка Мурзик. Доставивший В.Х. Юрову получит три рубля за труды.
Хорошая кличка щенка. В наше время так обычно называют котов. Кроме того, поражает щедрость Василия Христофоровича. В то время (1896-1900 гг) на 1 рубль можно было купить:
- 2 пуда овса (49,6 коп. за пуд);
- 2 пуда ячменя (53,2 коп. за пуд);
- 2 пуда просо (49,9 коп. за пуд);
- 1 пуд подсолнечника (1,07 руб.);
- рапса (1,04 руб.)
- 5,5 пудов картофеля (17,9 коп. за пуд).
1895 год. Некто на страницах газет искал “трезвую, хорошую с рекомендацией душевую прачку С ДОЙКОЙ КОРОВ“.
Объявление о поиске прачки с дойкой коров. 1895 год.
Многие, известные торовые марки были хорошо знакомы нашим бабушкам. Машинки “Зингер” всегда пользовались заслуженным спросом. Помимо их в Оренбурге продавалась продукция “Липтон”, “Нестле” и др.
Реклама “Нестле”, газета “Оренбургский листок”. 15 марта 1898 года.
1899 год. Прогресс науки и техники нашел свое отражение и в рекламных объявлениях. Оренбургские рекламодатели в конце XIX века стали активно использовать тему телефонизации в объявлениях. Вот один из примеров, где обыгрывается звонок на телефонную станцию, и звонящий просит соединить его с магазином:
В рекламных объявлениях обыгрывается использование телефона. 1899 год.
– Центральная? Да? Соедините меня с магазином имеющим гильзы Коновалова. Готово? — Mersi. — Да пришлите же мне наконец гильзы Коновалова. Вы знаете, что я другие курить не могу.
Кроме того, с этого момента в качестве дополнительных контактов в многих объявлениях стали указываться телефонные номера рекламодателей.
Сегодня трудно представить городского жителя, надевшего в ненастную погоду на свои ботинки или сапоги галоши. А в конце XIX – начале ХХ века галоши были незаменимым атрибутом образа социально-благополучного горожанина. В деревне галоши вообще считались предметом роскоши.
Галоши “Колумб”, реклама в “Оренбургской газете”, 5 сентября 1905 года.
Безусловно, производители резиновой обуви боролись за потенциального покупателя. В рекламе галош, размещённой на страницах “Оренбургской газеты” в 1905 г., особо подчеркивалось, что именно галоши “Колумб” имеют фабричный знак качества и нескользящую подошву.
В 1906 году газета “Оренбургский край” активно рекламировала новое аптечное средство с оригинальным названием “ОДОБРИН”. Рекламное объявление начиналось с призыва “Требуйте везде…”
Реклама “Одобрина”, “Оренбургский край”, 27 мая 1906 года
Производители данного лекарственного препарата обещали всего за несколько дней избавить страждущего от застарелых мозолей и бородавок.
Заметка о маркетинговой акции Антона Леска, Оренбургская газета,24 июля 1908 года.
1908 год. 24 июля в “Оренбургской газете” была опубликована небольшая заметка о, как бы сейчас сказали, маркетинговой акции купца первой гильдии Антона Леска, владевшего в городе крупным универсальным магазином с филиалами в Уфе, Самаре и Самарканде.
Оригинальная реклама.
Новый способ рекламировать…
В городском Тополевом саду на одной из эстрад, где были размещены лотерейные подарки, стоял стол, на котором находился никелированный самовар и чайная посуда. За столом на стульях красовались три восковые фигуры, двух девушек и молодого человека все трое держали в руках объявления о дешевой распродаже в универсальном магазине Леск. Нечто американское!..
1909 год. В юмористическом журнал “Пыль”, реклама начиналась с “убеждения в неправоте”.
1910 год. В канун нового года некий хозяин, читатель “Оренбургской газеты”, обнаружил, что у него “случайно” продается мебель. Но продавать ее кому угодно он не желал.
1917 год. Немного двусмысленно звучит объявление, размещенное в газете “Оренбургская жизнь” в феврале 1917 года: “ОРЕНБУРГСКАЯ ЖИЗНЬ до конца года стоит” … всего 5.50 руб. А дальше?
Объявление о стоимости газеты “Оренбургская жизнь”. 1917 год.
1926 год. В вы когда-нибудь слышали о сдаче “на полном” ходу постоялого двора?
Объявление о сдаче постоялого двора. 1926 год.
1926 год. Самое интересное, что многие рекламные объявления еще при “старом режиме” содержали призыв требовать именно этот товар в магазинах, лавках или аптеках. Эти же требования “перекочевали” в рекламные объявления времен НЭПа.
Объявление о продаже средства изготовленного из вытяжки из семенных желез. 1926 год.
1933 год. Ну и в качестве вишенки на торте: объявление, посыл которого перекочевал в заголовок статьи.
“Имеется в наличии веревка”. 1933 год.
Настоящим доводим до сведения организаций и учреждений, что на складе Троицкой лесо-базы ГОРТ
имеется в наличии веревка
лычная возовая 5 1/2 метров длины в количестве 28000 конц. по цене франко-станция Чебеньки С.З. ж. д. 1 р. 10 коп. Веревка упаковочная длиной 6 метров, мочальная 95 к. в количестве 5000, лычной 8000 по цене 80 коп. конец. Дуги ветловые, ямские 4000 шт. по цене 3 р. 25 коп. штука, лапоть русский 8000 по цене 1 р. 70 копеек и другие щепные товары. Организации, желающие приобрести указанные товары, должны дать заявки и выделить представителей для отбора товаров и заключения договоров по адресу: Троицкое, Каширинского района.
Г.О.Р.Т.
© 2018, Лукьянов Сергей