Категории: Казачество Пугачев Пушкин

И выстоит храм под натиском раздора

Share

Вера всегда объединяла людей. Во времена войн и кровавых битв люди находили утешение и надежду в святых идеалах, вне зависимости от того, какую религию они исповедовали. И Бог помогал им в трудные минуты, давал сил и мужества.

В Оренбурге на сегодняшний день организовано немало церковных приходов. В каждый из них ежедневно приходят люди. Мое внимание привлек храм, располагающийся в поселке Берды. Однако это место стоит посетить каждому верующему. Богато его прошлое, но еще интереснее его настоящее и будущее.

Построили казаки храм…

Во времена царской России каждое поселение, каждая деревня или город стремились построить свою церковь. К этой же мысли пришли и казаки Бердской Подгородной слободы, которые в 1743-м году обратились за разрешением на строительство к оренбургской губернской канцелярии.

Первая, Никольская в Бердской слободе, была построена в 1744 – 1745 годах, однако вскоре сгорела. В 1753 году была заложена новая церковь в честь Рождества Богородицы. Простояла она недолго и 10 ноября 1789 года сгорела от поджога.

В истории Бердского храма немаловажную роль сыграли государственные перевороты и расколы. Наибольший отпечаток оставили два из них.

Первый связан с именем Емельяна Пугачева, который в 1773 году остановился в Бердах. Александр Сергеевич в «Истории Пугачевского бунта» писал о том, как во время одной из служб вошел в храм, прошел к алтарю и занял церковный престол. Люди в страхе падали ниц и кланялись. Самозванец устроил «царский» маскарад. Пугачев привез с собой также свою жертву Татьяну Харлову (по другим источникам Елизавету), дочь коменданта Татищевой крепости полковника Григория Елагина и вдову коменданта Нижне-Озерной крепости майора Захара Харлова. Она пользовалась исключительным положением в слободе. Однако продлилось это недолго. Соратники Пугачева невзлюбили Харлову и всячески старались от нее избавиться. Вскоре им это удалось. А. С. Пушкин говорил, что Пугачев сам выдал Харлову. Граф Салиас в своем романе «Пугачевцы» писал, что расправа происходила в отсутствие Пугачева. Татьяну безжалостно застрелили вместе с ее семилетним братом среди улицы и бросили их в кусты.

В 1793 году в связи с нехваткой приходских дворов в Бердской слободе была упразднена и причислена к приходу Градо-Оренбургской Вознесенской церкви, которая находилась на Гостином дворе. Казаки не оставляли попыток организовать свой собственный приход. В 1797 году по прошению казаков Ивана Пелевина и Никифора Мурашкинцева была построена часовня. При ней имелись иконы Казанской Божией Матери, Воскресения Христова, Фрола и Лавра, Ильи Пророка, Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Святой Троицы, Иоанна Предтечи. В 1802-м году была создана Оренбургско-Уфимская епархия. Казаки Бердской слободы обратились к преосвященному Амвросию I с новым прошением об определении к их часовне священно- и церковнослужителей, а также о строительстве каменной церкви. После четырех отказов, в 1824 году была построена церковь Казанской Божией Матери, которая была чрезвычайно тесной. С ростом населения возникла необходимость ее расширения. В 1855 году благодаря священнику Александру Каликинскому храм был расширен во все стороны с устройством двух приделов: южного – во имя Архангела Михаила, северного – во имя святителя Николая. В 1859 году церковь вошла в состав вновь учрежденной Оренбургской епархии.

Второй переворот, повлиявший на историю Бердского храма, связан с событиями Гражданской войны. В 1925-м году был создан Союз безбожников. Активисты движения «конфисковывали» церковно-приходские помещения и организовывали в них комсомольские клубы. Несколько раз храм пытались закрыть. Однако прихожане упорно боролись за свою церковь, рассылая местной власти жалобы на «безбожников».

В тридцатые годы XX века была превращена в зернохранилище колхоза «Ленинский луч». Во времена Великой Отечественной войны в здании храма находился завод военного назначения. В шестидесятые годы было принято решение взорвать «лишнее помещение». «Ликвидировать» храм удалось только с третьей-четвертой попытки.

Настоящее и будущее

Сейчас на месте некогда взорванного храма располагается школа и памятник Александру Сергеевичу Пушкину. В 2005 году рядом с прежним местом был заложен первый камень нового шестнадцатиметрового храма иконы Казанской Божией Матери. Огромный вклад в строительство внес тогда заместитель председателя правительства Оренбургской области Михаил Коннов. Михаил Федорович выступил не только в качестве мецената, но и участвовал в росписи стен. Его кисти принадлежат два сюжета, украшающих своды церкви: образ Божией Матери, который несут на своих крылах ангелы, парящие в небесах, а также «Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу».

Для посетителей двери были открыты еще задолго до того, как закончились строительные работы. Настоятель храма отец Артемий рассказывает:

«Когда началось строительство, многие прихожане стали приносить иконы, сохранившиеся у них еще со времен взрыва большого каменного трехпрестольного храма. Таким образом, мы провели линию между прошлым и будущим.

При храме также действует миссионерский отдел Оренбургской епархии и информационно-консультативный центр священномученика Макария Оренбургского. Организация занимается вопросом сект. Есть также реабилитационный центр для людей, пострадавших от действия нетрадиционных религиозных движений».

Настоятель храма протоиерей Артемий Шатов окончил Московскую духовную семинарию при Троице-Сергиевой лавре, преподает в Оренбургской духовной семинарии сравнительное богословие и сектоведение. К слову, преподавательская деятельность священника этим не ограничивается. Напротив Бердского храма располагается средняя общеобразовательная школа, в которой отец Артемий является частым гостем.

В школе уже пятый год читается курс «Основы православной культуры».

Удалось мне побеседовать с прихожанкой Тамарой Переплетчиковой, которая посещает храм с момента начала его реконструкции. Когда стройка только начиналась, приносила иконы. «Я часто прихожу сюда. Молитва мне помогает! Господь исцеляет!», – говорит Тамара.

В 2013 году было получено разрешение на строительство колокольни. Воздвигать ее стены начали только в июле этого года. За четыре месяца была выполнена почти половина работ. На заднем дворе храма располагаются шесть малых колоколов. Это необходимый минимум. В колокольне будет работать электронная звонница, управляемая при помощи системы рычагов, каждый из которых связан с пультом управления.

«Колокольня – это голос церкви», – рассказывает отец Артемий. – Заказывали колокола на Урале в Свердловской области. На данный момент у нас работает один звонарь. Человек он уже пожилой. Найти замену ему пока нет возможности. Зарплаты у звонарей маленькие, а работа достаточно трудная. К тому же у нас нет школы, в которой бы юношей готовили к этому делу. Поэтому было решено установить электронную звонницу. Звук от этого ничуть не пострадает. К тому же отвязать веревки, соединяющие колокол с рычагом, можно в любой момент».

Созерцая прекрасное, душа радуется. А многим людям, не хватает счастья и радости. За ними и приходят в храм: молятся, исповедуются, освобождаясь от грехов. Бог их слышит, помогает. И они приводят в своих родных, прививают им любовь и уважение к Всевышнему. Так народ собирается в одном месте – в соборе; объединяется с одной целью, с одним желанием. Собирается и верует. И вера помогает, защищает от бед. Священные стены становятся вторым домом, местом, где тебя всегда примут, всегда выслушают, всегда помогут. На то она воля Божья!

Автор: Евгения Недорезова

Источник: «Оренбургская неделя» № 45, 4 ноября 2015

Метки: Великая Отечественная война Гражданская война Ленинский луч Михаил Коннов Оренбургская область памятник Пугачев Пушкин Харлова храм Казанской иконы Божией Матери церковь

Похожие темы

  • Краеведение

Храм можно назвать лучшим

Вознесенская церковь в Оренбурге была устроена коммерсантами на Гостином дворе в XVIII веке. "Как знак особого расположения" Немало церковнослужителей оставило…

2 дня
  • Краеведение

Георгиевский собор: по внешнему виду не оставляет желать лучшего

В 1899 году на оренбургский Георгиевский собор был поднят новый колокол. «Тщанием приходских казаков…» Один из выдающихся представителей оренбургского казачества…

3 дня
  • Краеведение

Установлен возраст “пушкинского” дуба

"ПУШКИНСКОМУ ДУБУ" ОТ 140 ДО 150 ЛЕТ - к такому абсолютно научно обоснованному выводу пришли специалисты лесного и зеленого хозяйства…

1 неделя
  • Краеведение

Дом Кудрина

Дом в переулке Бухарском купца Н.П. Кудрина – директора-распорядителя «Среднеазиатского торгово-промышленного товарищества Н.П. Кудрин и Кº», однажды ставшего собеседником императора…

1 неделя
  • Краеведение
  • Разное

Семейное наследие купцов Камаловых

Межрегиональный научный центр «Наследие» и Оренбургское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ОРО ВООПИиК) совместно со студентами…

2 недели
  • Краеведение

Школа под небесным покровительством Крестителя Руси

На территории бывшей Новой слободки, на углу улиц Советской и Лукиана Попова находится II корпус Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная…

3 недели