Непременным атрибутом святочного празднества было колядование.

О Рождественской елке существует множество легенд. Согласно самой популярной из них, предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер однажды в ясный и морозный сочельник шел домой через лес. Вдруг он обратил внимание на елку, сквозь лапы которой красиво просвечивали звезды. Это произвело на Лютера такое большое впечатление, что дома он поставил елку для своей семьи и прикрепил к ее веткам свечи. Огоньки свечей напоминали ему звезды на небе.

Говорят, что Деда Мороза первыми придумали гунны: у них был бог Йерлу, который в самый первый день года приходил на землю. В этот день полагалось ставить в доме елку, считавшуюся священным деревом. Эту традицию, которой, получается, уже более 5 000 лет, гунны принесли и в Европу. Затем они были разгромлены и остались только в Баварии, где и жили до XVI века, ни с кем не смешиваясь. Именно из Баварии новогодняя елка “пришла” во все европейские страны. Первые наряженные рождественские елки появились на территории современной Франции, в Эльзасе. Как утверждают историки, это произошло в 1605 году.

Летопись свидетельствует: “На здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру”. Протестантская община немецкой области Вюртемберг переняла это новшество. Постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем – и по всей Европе. Тем не менее, елки появлялись сначала только в домах богатых дворян и купцов. Разнообразными игрушками украшались в средневековой Германии не только елки, но и сосны, ветки вишневых деревьев и буков.

Первый стеклянный елочный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века – здесь же, в Саксонии. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, которые потом раскрашивали яркими красками.

С 1737 года в германских княжествах дерево начали «одевать» в мишуру, бумажные обрезки. А спустя 38 лет на елочках появились позолоченные и посеребренные картофелины, тогда еще бывшие редкостью в Европе.

Легенда о происхождении серебряной мишуры :

– Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Как-то накануне Рождества она нарядила елку, но елка получилась скромная, почти без украшений. Ночью на елке побывали пауки, и, переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. Зная доброту женщины Христос решил ее наградить и благословил дерево – в результате паутина превратилась в сверкающее серебро.

Обычай ставить елку на в России был введен Петром I Указом от 20 декабря 1699 года, которым предписывалось украшать ворота, крыши трактиров и жилых домов еловыми и сосновыми ветками. До этого отмечали начало нового года 1 сентября. В указе Петра I говорилось: “По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить”. Первоначально россияне неохотно исполняли этот Указ, противясь ему, как всякому чужеродному обычаю, но распространению елки в нашей стране способствовали также и российские немцы.

Зимние открывали святки. Святки длились две недели. Начинаясь рождественским сочельником (канун 25 декабря), они включали встречу Нового года («щедрый вечер» перед 1 января), Новый год (1 января — Васильев день) и завершались крещенским сочельником (в канун 6 января).

Непременным атрибутом святочного празднества было колядование. Колядование состояло в том, что в определённые предновогодние дни из молодёжи села собирались группы колядовщиков, которые обходили все дворы, славили каждого хозяина особыми песнями, желали ему и его семье благополучия и требовали за это вознаграждения. Посещения колядовщиков ждал каждый хозяин и готовился к нему. Если артель колядовщиков по какой-либо причине обходила чей-то двор, то это воспринималось как знак грядущего несчастья. «Быть беде» — говорили старые казаки. Об этом свидетельствует П. Г. Салов, 1910 г. рождения, житель посёлка Полоцкого Варшавской станицы.

В крещенский сочельник (5 января) было принято «освящать» все хозяйственные постройки и сам дом. Каждый хозяин поздно вечером обходил свой двор, амбары, конюшню, сараи и ставил в верхней части двери мелом крест — оберег от пожара и воров, а также от падежа и болезни скота. В Крещение (6 января) в церкви служили молебен.

Для гадания особенно удачным у казаков считалось время перед Новым годом и в Крещенский сочельник.

Пятков В. В., Тарасова С. В. Традиционная культура оренбургских казаков: прошлое и настоящее.

Этот праздник очень полюбился русскому народу. В 30-е годы XIX века новогодние елки ставились только в домах петербургских немцев, но уже в конце того же столетия они стали главным украшением и городских, и деревенских домов.

Родословную российского Деда Мороза восстановить трудно. В словарях пишут: «Мороз, Морозко — персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора. У восточных славян представлен образом богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными» морозами. Представления, лежащие в основе этого образа, сохранились у восточных славян в обряде кормления Мороза накануне Рождества. В каждой семье старший должен был выйти на порог и предложить Морозу ложку киселя или кутьи со словами: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не бей наш овес!» Дальнейшая трансформация обрядов, связанных с Морозом, в городской среде вызвана влиянием западноевропейских рождественских обычаев». То есть, «познакомившись» с Санта-Клаусом, фольклорный славянский Мороз перенимает некоторые его черты и становится российским рождественским Дедом Морозом.

«Познакомившись» с Санта-Клаусом, фольклорный славянский Мороз перенимает некоторые его черты и становится российским рождественским Дедом Морозом.

К началу 20 века елка стала непременным атрибутом Рождества и Нового года. Елку ставили в центре комнаты, вокруг нее устраивали многолюдный и шумный праздник. В богатых домах было принято приглашать на праздник детей прислуги.

Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, были немецкого производства. Но и отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Кроме стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше.

Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи. Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, были немецкого производства. Но и отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Кроме стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше.

Советские украшения и новогодние игрушки для елкиСоветские украшения и новогодние игрушки для елкиСоветские украшения и новогодние игрушки для елки
Советские украшения и новогодние игрушки для елкиСоветские украшения и новогодние игрушки для елкиСоветские украшения и новогодние игрушки для елки

Шары тогда были тяжелыми — тонкое стекло научились делать только к началу XX века. Первые стеклянные игрушки в России начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.

3 января 1914 года в залах общественного собрания правлением общества взаимного вспоможения приказчиков г. Оренбурга устраивается елка для учеников Торговой школы общества и детей членов. Подробности в афишах.

Объявление: 3 января 1914 года в залах общественного собрания правлением общества  взаимного вспоможения приказчиков г. Оренбурга устраивается елка для учеников Торговой школы общества и детей членов. Подробности в афишах. Председатель В. Деревягин-второй, Товарищ Секретаря Н. Неустроев.

Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, — в отличие от советской. А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».

Поскольку елка имела немецкое происхождение, во время первой мировой войны она была запрещена Указом Святейшего Синода. В 1916 году рождественские елки на русской земле оказались в опале. Как во время Отечественной войны дворянство отказалось от языка Наполеона, так в войну империалистическую Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что эта традиция позаимствована у немцев. А в 1918 году на елку опять ополчились, на этот раз – советская власть, которая объявила ее буржуазным предрассудком, тесно связанным с опальной религией. Тем не менее, многие продолжали праздновать подпольно.

Дед Мороз, также подвергся гонениям, как идеологически вредный персонаж, вместе с ни в чем не повинной елкой, как символом Нового года. «Декаденты», «пережитки прошлого» сразу же придумали себе персонажей Деда Ёлкича, деда Шишкаря, Корневика, Белого Деда, которые, увы!, не прижились. Придумала их российская интеллигенция. Не по вдохновению, а что называется, от нужды.

Р. Брасс. "Долой Буржуазную елку". Журнал "Друг детей" №3, 1929 год.

Родители не сбивайте нас с толку, не делайте Рождества и елку

Р. Брасс. “Долой Буржуазную елку”. Журнал “Друг детей” №3, 1929 год.

Приближается пьяное рождество — ста­рое, ненужное, как сама старая дрях­лая жизнь. За ним плетется старый «новый год» — тоже ненужный, вред­ный, несущий за собой пьянство, прогулы, болезни. Эти старые религиозные у многих обычно не вяжутся без устройства «елок» для детей. Надо же пора­довать детей, да и самим при этом выпить. Много родителей, педагогов, даже передо­вых, считает своим долгом побаловать детей «елкой» (далее см. картинку)….

elka01

Вместо елки лыжи, коньки, да горкиДед Мороз и елка оставались запрещенными вплоть до 1935 года, когда появилась идея праздновать не Рождество, а Новый год. Сценаристы стали разрабатывать программы массовых новогодних елок, ведущими которых стали Дед Мороз и его внучка, Снегурочка. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от Рождества Христова. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов. После этого популярность персонажей продолжала расти, и Дед Мороз стал известен по всей стране. Елочные игрушки так же вернулись в жизнь советских граждан. Игрушки тех лет выглядят соответственно историческим реалиям: «парашютисты» из ваты, стеклянные дирижабли с надписью «СССР»… В 1937 году – любопытный факт – была также выпущена серия елочных шариков… с изображением членов Политбюро.

Вместо ангелов появились пионеры, буденновцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звездами. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.

Новогодняя открытка времен Великой Отечественной войны

На елки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. В конце 30-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику.

Советская новогодняя открытка

Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой.

Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке. Завод «Москабель» делал фигурки из проволоки. Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков.

Новогодний праздник стал нерабочим днем только в 1949 году.

,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x