Картина оренбургского художника Алексея Филипповича Чернышева (1824-1863) «Рождественская елка в Аничковом дворце» из серии «Сцены из семейной жизни императора Николая I»

Картина оренбургского художника Алексея Филипповича Чернышева (1824-1863) «Рождественская елка в Аничковом дворце» из серии «Сцены из семейной жизни императора Николая I» нередко публикуется в сети для иллюстрации новогодних традиций старой России. Правда, без указания автора. А между тем наш талантливый земляк, академик живописи, заслуживает того, чтобы его и его творчество не забывали.

Имя Алексея Чернышева в 19 столетии было известно далеко за пределами России. В 1848 и 1849 годах он получил малые серебряные медали за картины «Вид в Финляндии» и «Домашняя сцена из финляндской простонародной жизни». Через год Алексей Чернышев был удостоен малой золотой медали за картину «Прощанье уезжающего офицера с его семейством».

Алексей Филиппович с рождения числился кантонистом. Он родился в семье солдата – писаря инженерного корпуса, в кадетских же корпусах и гимназиях обучались лишь дети дворян и офицеров. Так что, Алексею даже повезло, что он не стал каким-нибудь писарем, а стал художником.

Способности мальчика к рисованию заметил Г.Ф. Генс, первый директор Оренбургского Неплюевского военного училища, который обратился к Оренбургскому военному губернатору Василию Перовскому с просьбой определить юношу в Академию художеств. В 1840 году Василий Алексеевич Перовский, являвшийся почетным членом Академии художеств, написал в Департамент военных поселений ходатайство об исключении Алексея Чернышева из батальона военных кантонистов для поступления в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Ходатайство В.А. Перовского было удовлетворено. В октябре 1840 года кантонист Алексей Чернышев был исключен из военного ведомства для образования «по способностям». Именно благодаря покровительству и материальной поддержке Перовского А.Ф. Чернышев смог окончить императорскую Академию художеств и стать известным живописцем – мастером бытового жанра, академиком живописи.

ввел Алешу в императорскую семью для обучения рисованию царских детей. Его изящные рисунки, расходившиеся в большом количестве по альбомам высочайших особ и любителей художеств, приобрели ему звание придворного рисовальщика с жалованием 600 рублей в год.

Чернышев оставил нам свой автопортрет и портреты своих благодетелей – Г.Ф. Генса и А.В. Перовского.

В 1851 году А.Ф. Чернышев был выпущен из академии со званием классного художника и большой золотой медалью за картину «Отец благословляет дочь на брак в присутствии родных». В 1860 году академия художеств присвоила Алексею Филипповичу звание академика.

Его судьба была трагичной. В Италии, где Алексей Чернышев провел 7 лет, у него началось нервное расстройство, вызванное болезнью глаз. Он умер в Петербурге в возрасте 39 лет, но оставил в наследство массу интересных рисунков и живописных полотен. 

Свыше 300 рисунков художника хранятся в Государственном Русском музее Петербурга. А.Ф. Чернышев создал графическую серию видов родного Оренбурга. Его рисунками иллюстрированы многие оренбургские краеведческие издания.

Автор: Вера Семенова

, , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x