Краеведение

Дом «патриарха» Сеитова Посада

Share

В первой половине XVIII столетия Российская Империя поставила перед собой цель по развитию торговли со странами Востока и, соответственно, выхода на новые азиатские рынки. В значительной мере этим было обусловлено принятие в 1731 году в российское подданство Малого Казахского Жуза, за которым последовало основание в 1743 году города Оренбурга и создание в 1744 году Оренбургской губернии.

Но еще в 1730-1738 гг. в целях улучшения торговых связей со Средней Азией между Казанью и р. Яик (Урал) начинает налаживаться караванная (торговая) дорога. В этом процессе особое место занимают представители татарского купечества. Они были знакомы с языками азиатских народов, а также бытом и принципами торговли, господствующими в Средней Азии. Более того, казанские татары были духовно близки жителям Средней Азии, так как исповедовали одну религию – ислам.

В момент основания города-крепости Оренбурга фактические границы Российской Империи проходили по южной части современного города Оренбурга, где располагались таможня и Меновой двор. Далее на юг от Оренбургской крепости простирались бескрайние киргиз-кайсацкие (казахские) степи. Именно в непосредственной близости от Оренбургской крепости для налаживания крепких торговых связей с Азией, по мнению основателя Оренбурга, начальника Оренбургской комиссии и будущего первого оренбургского губернатора Ивана Ивановича Неплюева, и было целесообразно создать торговое поселение казанских татар.

Местоположение выявленного объекта культурного наследия «Дом Сеита (Сагита) Хаялина – основателя Сеитова Посада (села Татарская Каргала)» (Оренбургская область, Сакмарский район, с. Татарская Каргала, пер. Сагита, 8).

Занимаясь обустройством Оренбурга, И.И. дал поручение своему представителю в Казани от его имени пригласить торговых татар Казанской губернии, Вятской и Уфимской провинций на поселение в с целью установления торговых связей Российской Империи со странами Средней Азии. На призыв поселиться на новом месте с целью установления торговых контактов с Востоком одним из первых откликнулся богатый торговец Сеит (Сагит) Аитов сын Хаялин. Купеческая община из 5 человек в селе Маметова Пустошь Мамадышского уезда Казанской губернии доверила возглавить дела именно ему.

По имеющимся сведениям, Сагит Хаялин (ок. 1695 – 1758(?)) происходил из татар деревни Маметова Пустошь (Сабы) (ныне – село Богатые Сабы Сабинского района Республики Татарстан), с сентября 1735 года служил переводчиком в Комиссии башкирских дел в период башкирских восстаний 1735-1740 годов и в составе правительственных отрядов участвовал в переговорах с повстанцами в качестве толмача (устного переводчика).

В начале 1744 года Сеит (Сагит) Хаялин обратился к И.И. Неплюеву с просьбой поселиться вблизи города Оренбурга. В качестве территории поселения татарами были выбраны земли между Бердской крепостью и Сакмарским городком по обоим берегам р. Сакмары до р. Верхней Каргалки.

В марте 1744 г. И.И. направляет в Сенат доклад с описанием предложения татарских купцов. Параллельно с этим И.И. Неплюев и члены Оренбургской губернской канцелярии, в присутствии старшин Бердской слободы и Сакмарского городка, осмотрели просимые земли. В результате в сентябре 1744 г. вышло определение Оренбургской губернской канцелярии об отводе земель площадью 64 тысячи десятин по р. Сакмаре для поселения казанских торговых татар. Окончательное разрешение на поселение Сеит Хаялин получает в августе 1745 г., когда выходит указ императрицы Елизаветы Петровны, определяющий условия поселения и льготы.

Как писал в «Топографии Оренбургской губернии» знаменитый оренбургский исследователь XVIII века П.И. Рычков:

«К поселению тут во первых явился в Оренбургской губернской канцелярии казанский торговый татарин Сеит Хаялин с детьми, обещаясь на то поселение и других охотников Казанской губернии из пожиточных торговых татар приискивать, предложа некоторые кондиции по силе пожалованной городу Оренбургу привилегии, и прося, чтоб они притом поселены были и уволены от рекрутских наборов, а вместо того служить бы им во время нужды около Оренбурга службы с прочими нерегулярными людьми; почему представлено было Правительствующему сенату, и дан ему, Сеиту, из оного августа 8 дня 1745 года, за подписанием всего Правительствующего сената указ, чтоб его, Сеита, и с детьми к тому селению допустить и прибрать бы ему к себе на оное поселение из татар Казанской губернии до двухсот семей, людей добросостоятельных и торги производить могущих, считая в семью отца с детьми и со внучатами, тако ж и братьев, кои не в разделе, а для работы посторонних к семейству принимать бы по рассмотрению Оренбургской губернской канцелярии».

Итак, согласно указу было разрешено набрать к поселению 200 татарских семей, в основном, из казанских земель. В этом же 1745 году Сеит Хаялин был утвержден в должности старшины новой слободы.

Таким образом, нынешнее село было официально основано Сеитом Хаялиным в 1745 году и первоначально получило в честь основателя название Сеитов Посад (Сагитова Слобода).

Сохранились воспоминания Абдула Хаялина, сына Сагита Хаялина, об управлении отцом новообразованным поселением, записанные им в 1766 г.:

«для народа все распорядки <…> зделал, которыя <…> и жизни их требовались, и так <…> старанием своим устроил, что та их слобода хорошею для народа пользою служит, а народ <…> довольствуется от того благоденствием, что <…> всякой для себя то сочесть может».

Среди части историков и краеведов также бытует мнение, что заселение Сеитова Посада началось еще до получения официального разрешения на обустройство поселения, и многие датой основания Татарской Каргалы считают 1744 год.

В Переписной книге 1747 г. находим запись о том, что в Сеитовом Посаде расположено 173 двора с населением 996 душ мужского пола «торговых татар, яко уже купечество» (татар – 973, «башкирят» – 23 души мужского пола). К 1760 г. количество дворов увеличивается до 300. Увеличение населения Сеитова Посада во второй половине XVIII в. обеспечивалось за счет переселения сюда чепецких татар, а также татар из Свияжского уезда Казанской губернии и из Касимовского Воронежской губернии.

Дом Сеита Хаялина на рубеже XX-XXI веков. Дом Сеита Хаялина в 2010-е годы. Дом уже отремонтирован. Дом Сеита Хаялина в марте 2021 года.

С самого момента основания Татарской Каргалы здесь складываются условия для развития и сохранения мусульманской культуры и традиций. Получается так, что татары Сеитова Посада первые на территории Российской Империи обретают право на свободное вероисповедание (т.е. на исповедание ислама). Писатель и мусульманский духовный деятель Ризаитдин Фахретдинов (1859-1936) в своих работах отмечал, что в Татарской Каргале впервые со времен падения Казанского ханства была возрождена татарская духовная традиция и культура, ориентированные на устои ислама. Также жители Татарской Каргалы освобождались от рекрутской повинности, но могли привлекаться к несению службы на нерегулярной основе.

Сеит Хаялин умер, предположительно в 1758 году в Татарской Каргале, и был похоронен на старейшем села, где в недавнем времени было установлено его обновленное надгробие.

Дом Сеита Хаялина находится в исторической части села. В нескольких кварталах от него расположены самые известные памятники архитектуры Татарской Каргалы XVIII века – мечеть «Куш Манара» и объект культурного наследия федерального значения «Торговые сооружения».

Дом Сеита Хаялина был, скорее всего, двухэтажным. Первый этаж был сложен традиционным способом из песчаниковых блоков, месторождения которого находятся в непосредственной близости от села, вторым этажом был бревенчатый сруб. Подобные дома еще можно встретить в Татарской Каргале. К сожалению, к концу XX века дом Сеита Хаялина находился в заброшенном состоянии и лишился второго этажа и крыши.

Дом Сеита Хаялина весной 2023 года.

В настоящее время дом Сеита Хаялина стараниями местных жителей отремонтирован (здание перекрыто новой крышей). Он располагается на переулке Сагита, названном в честь Сеита Хаялина, и фактически является одним из главных мемориальным объектов Татарской Каргалы, наряду с мечетью «Куш Манара», торговыми сооружениями XVIII века и старинным мусульманским кладбищем.

Дом Сеита Хаялина – одна из старейших построек села середины XVIII века, которая имеет значительное историческое, архитектурное и мемориальное значение, как для Оренбургской области, так и для истории татарского народа, внесшего огромный вклад в развитие Оренбургского края. Дом «патриарха» Сеитова Посада требует сохранения и научного изучения.

Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 18 июля 2023 года №01-08-263 Дом Сеита (Сагита) Хаялина – основателя Сеитова Посада (села Татарская Каргала)» включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области.

При подготовке публикации использованы материалы из книги: Искандаров Р., Искандаров А. Сеитов Посад: Очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы. – Казань: Татарское книжное издательство, 2005. – 175с.: ил.

Источник: Межрегиональный научный центр «Наследие»

Метки: Азия Бердская крепость Бердская слобода Елизавета Петровна Каргалка кладбище Меновой двор Неплюев ОКН Оренбург Оренбургская губерния Оренбургская крепость Оренбургская область Оренбургский край Россия Рычков Сакмара Сакмарский городок Сеитов посад Татарская Каргала Урал Уфимская провинция Яик

Похожие темы

  • Краеведение

Дом с рюмкой

Это старинное здание на улице Пролетарской, 89, в Оренбурге полно загадок. В списке объектов культурного наследия регионального значения датой его…

23 часа
  • Краеведение

Проблема бродячих собак в Оренбурге: как решался этот вопрос в начале XX века

Проблеме бродячих собак в Оренбурге не одна сотня лет. Так, более века назад, в 1914 году, по настоянию губернатора и…

2 дня
  • Воспоминания

Положили начало общему войсковому празднику

Согласно свидетельствам современников, весной 1887 года день святого Георгия отмечался в Оренбурге особенно торжественно. «Народа собралось такое множество, что его…

4 дня
  • Библиотека

Картографическое пополнение библиотеки

В очередное пополнение коллекции сетевой библиотеки «Бердская слобода» вошли картографические материалы Оренбурга и Форштадта: 1849 год, План города Оренбурга ОГАОО,…

5 дней
  • Краеведение

Пасхальные качели не пустовали

Среди немногочисленннх архивных материалов о жизни оренбургского купца Александра Афонасьевича Белова, чье имя увековечено оренбуржцами в названии Набережной, заслуживают внимания…

6 дней
  • Краеведение

Храм можно назвать лучшим

Вознесенская церковь в Оренбурге была устроена коммерсантами на Гостином дворе в XVIII веке. "Как знак особого расположения" Немало церковнослужителей оставило…

1 неделя