В первой половине XVIII столетия Российская Империя поставила перед собой цель по развитию торговли со странами Востока и, соответственно, выхода на новые азиатские рынки. В значительной мере этим было обусловлено принятие в 1731 году в российское подданство Малого Казахского Жуза, за которым последовало основание в 1743 году города Оренбурга и создание в 1744 году Оренбургской губернии.

Татарская Каргала

Но еще в 1730-1738 гг. в целях улучшения торговых связей со Средней Азией между Казанью и р. Яик (Урал) начинает налаживаться караванная (торговая) дорога. В этом процессе особое место занимают представители татарского купечества. Они были знакомы с языками азиатских народов, а также бытом и принципами торговли, господствующими в Средней Азии. Более того, казанские татары были духовно близки жителям Средней Азии, так как исповедовали одну религию – ислам.

В момент основания города-крепости Оренбурга фактические границы Российской Империи проходили по южной части современного города Оренбурга, где располагались таможня и Меновой двор. Далее на юг от Оренбургской крепости простирались бескрайние киргиз-кайсацкие (казахские) степи. Именно в непосредственной близости от Оренбургской крепости для налаживания крепких торговых связей с Азией, по мнению основателя Оренбурга, начальника Оренбургской комиссии и будущего первого оренбургского губернатора Ивана Ивановича Неплюева, и было целесообразно создать торговое поселение казанских татар.

Местоположение выявленного объекта культурного наследия «Дом Сеита (Сагита) Хаялина – основателя Сеитова Посада (села Татарская Каргала)» (Оренбургская область, Сакмарский район, с. Татарская Каргала, пер. Сагита, 8).

Местоположение выявленного объекта культурного наследия «Дом Сеита (Сагита) Хаялина – основателя Сеитова Посада (села Татарская Каргала)» (Оренбургская область, Сакмарский район, с. Татарская Каргала, пер. Сагита, 8).

Занимаясь обустройством Оренбурга, И.И. дал поручение своему представителю в Казани от его имени пригласить торговых татар Казанской губернии, Вятской и Уфимской провинций на поселение в с целью установления торговых связей Российской Империи со странами Средней Азии. На призыв поселиться на новом месте с целью установления торговых контактов с Востоком одним из первых откликнулся богатый торговец Сеит (Сагит) Аитов сын Хаялин. Купеческая община из 5 человек в селе Маметова Пустошь Мамадышского уезда Казанской губернии доверила возглавить дела именно ему.

По имеющимся сведениям, Сагит Хаялин (ок. 1695 – 1758(?)) происходил из татар деревни Маметова Пустошь (Сабы) (ныне – село Богатые Сабы Сабинского района Республики Татарстан), с сентября 1735 года служил переводчиком в Комиссии башкирских дел в период башкирских восстаний 1735-1740 годов и в составе правительственных отрядов участвовал в переговорах с повстанцами в качестве толмача (устного переводчика).

В начале 1744 года Сеит (Сагит) Хаялин обратился к И.И. Неплюеву с просьбой поселиться вблизи города Оренбурга. В качестве территории поселения татарами были выбраны земли между Бердской крепостью и Сакмарским городком по обоим берегам р. Сакмары до р. Верхней Каргалки.

В марте 1744 г. И.И. направляет в Сенат доклад с описанием предложения татарских купцов. Параллельно с этим И.И. Неплюев и члены Оренбургской губернской канцелярии, в присутствии старшин Бердской слободы и Сакмарского городка, осмотрели просимые земли. В результате в сентябре 1744 г. вышло определение Оренбургской губернской канцелярии об отводе земель площадью 64 тысячи десятин по р. Сакмаре для поселения казанских торговых татар. Окончательное разрешение на поселение Сеит Хаялин получает в августе 1745 г., когда выходит указ императрицы Елизаветы Петровны, определяющий условия поселения и льготы.

Как писал в «Топографии Оренбургской губернии» знаменитый оренбургский исследователь XVIII века П.И. Рычков:

«К поселению тут во первых явился в Оренбургской губернской канцелярии казанский торговый татарин Сеит Хаялин с детьми, обещаясь на то поселение и других охотников Казанской губернии из пожиточных торговых татар приискивать, предложа некоторые кондиции по силе пожалованной городу Оренбургу привилегии, и прося, чтоб они притом поселены были и уволены от рекрутских наборов, а вместо того служить бы им во время нужды около Оренбурга службы с прочими нерегулярными людьми; почему представлено было Правительствующему сенату, и дан ему, Сеиту, из оного августа 8 дня 1745 года, за подписанием всего Правительствующего сената указ, чтоб его, Сеита, и с детьми к тому селению допустить и прибрать бы ему к себе на оное поселение из татар Казанской губернии до двухсот семей, людей добросостоятельных и торги производить могущих, считая в семью отца с детьми и со внучатами, тако ж и братьев, кои не в разделе, а для работы посторонних к семейству принимать бы по рассмотрению Оренбургской губернской канцелярии».

Итак, согласно указу было разрешено набрать к поселению 200 татарских семей, в основном, из казанских земель. В этом же 1745 году Сеит Хаялин был утвержден в должности старшины новой слободы.

Так выглядел Дом Сеита Хаялина во второй половине XX века - без второго этажа и крыши.

Таким образом, нынешнее село было официально основано Сеитом Хаялиным в 1745 году и первоначально получило в честь основателя название Сеитов Посад (Сагитова Слобода).

Сохранились Абдула Хаялина, сына Сагита Хаялина, об управлении отцом новообразованным поселением, записанные им в 1766 г.:

«для народа все распорядки <…> зделал, которыя <…> и жизни их требовались, и так <…> старанием своим устроил, что та их слобода хорошею для народа пользою служит, а народ <…> довольствуется от того благоденствием, что <…> всякой для себя то сочесть может».

Среди части историков и краеведов также бытует мнение, что заселение Сеитова Посада началось еще до получения официального разрешения на обустройство поселения, и многие датой основания Татарской Каргалы считают 1744 год.

В Переписной книге 1747 г. находим запись о том, что в Сеитовом Посаде расположено 173 двора с населением 996 душ мужского пола «торговых татар, яко уже купечество» (татар – 973, «башкирят» – 23 души мужского пола). К 1760 г. количество дворов увеличивается до 300. Увеличение населения Сеитова Посада во второй половине XVIII в. обеспечивалось за счет переселения сюда чепецких татар, а также татар из Свияжского уезда Казанской губернии и из Касимовского Воронежской губернии.

Дом Сеита Хаялина на рубеже XX-XXI веков.Дом Сеита Хаялина в 2010-е годы. Дом уже отремонтирован.Дом Сеита Хаялина в марте 2021 года.
Дом Сеита Хаялина на рубеже XX-XXI веков.Дом Сеита Хаялина в 2010-е годы. Дом уже отремонтирован.Дом Сеита Хаялина в марте 2021 года.

С самого момента основания Татарской Каргалы здесь складываются условия для развития и сохранения мусульманской культуры и традиций. Получается так, что татары Сеитова Посада первые на территории Российской Империи обретают право на свободное вероисповедание (т.е. на исповедание ислама). Писатель и мусульманский духовный деятель Ризаитдин Фахретдинов (1859-1936) в своих работах отмечал, что в Татарской Каргале впервые со времен падения Казанского ханства была возрождена татарская духовная традиция и культура, ориентированные на устои ислама. Также жители Татарской Каргалы освобождались от рекрутской повинности, но могли привлекаться к несению службы на нерегулярной основе.

Сеит Хаялин умер, предположительно в 1758 году в Татарской Каргале, и был похоронен на старейшем села, где в недавнем времени было установлено его обновленное надгробие.

Дом Сеита Хаялина находится в исторической части села. В нескольких кварталах от него расположены самые известные памятники архитектуры Татарской Каргалы XVIII века – мечеть «Куш Манара» и объект культурного наследия федерального значения «Торговые сооружения».

Дом Сеита Хаялина был, скорее всего, двухэтажным. Первый этаж был сложен традиционным способом из песчаниковых блоков, месторождения которого находятся в непосредственной близости от села, вторым этажом был бревенчатый сруб. Подобные дома еще можно встретить в Татарской Каргале. К сожалению, к концу XX века дом Сеита Хаялина находился в заброшенном состоянии и лишился второго этажа и крыши.

Дом Сеита Хаялина весной 2023 года.Дом Сеита Хаялина весной 2023 года.Дом Сеита Хаялина весной 2023 года.

Дом Сеита Хаялина весной 2023 года.

В настоящее время дом Сеита Хаялина стараниями местных жителей отремонтирован (здание перекрыто новой крышей). Он располагается на переулке Сагита, названном в честь Сеита Хаялина, и фактически является одним из главных мемориальным объектов Татарской Каргалы, наряду с мечетью «Куш Манара», торговыми сооружениями XVIII века и старинным мусульманским кладбищем.

Обновленное надгробие Сеита Хаялина на старом кладбище Татарской Каргалы.Дом Сеита Хаялина – одна из старейших построек села середины XVIII века, которая имеет значительное историческое, архитектурное и мемориальное значение, как для Оренбургской области, так и для истории татарского народа, внесшего огромный вклад в развитие Оренбургского края. Дом «патриарха» Сеитова Посада требует сохранения и научного изучения.

Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 18 июля 2023 года №01-08-263 Дом Сеита (Сагита) Хаялина – основателя Сеитова Посада (села Татарская Каргала)» включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области.

При подготовке публикации использованы материалы из книги: Искандаров Р., Искандаров А. Сеитов Посад: Очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы. – Казань: Татарское книжное издательство, 2005. – 175с.: ил.

Источник: Межрегиональный научный центр «Наследие»

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x