Казачество

Мост через Сакмару

Share

30 мая 1800 года Оренбургский суд представил губернатору рапорт о необходимости исправить дороги, а также об отсутствии мостов в Бердской слободе.

На бердских казаков, помимо воинской службы, были возложены также обязанности по содержанию деревянного моста через реку Сакмару. Естественно мост ветшал и жителям Бердской станицы приходилось его ремонтировать. Были и недовольства, на которые последовали предписания:

«№ 27. (5 апреля 1801—17 мая 1801). По рапорту Оренбургского нижнего земского суда о подтверждении Бердской и Каргалинской станиц казакам в починке мостов. Лист. 7, св. № 1.

Несмотря на, разные отписки предписано ничем не отговариваться и содержать мосты и дороги в исправности».

О каких же «отписках» идет речь? Дело в том, что ремонт и обслуживание моста, равно как и дорог, требовали определенных денежных затрат. Казна финансовые средства вовремя не отпускала, казаки роптали и жаловались.

Пришлось вмешиваться Оренбургской казачьей войсковой канцелярии. Согласно ее рапорту, поданному осенью 1808 года губернскому начальству, не было уплачено на содержание моста за 1806, 1807 и 1808 годы – по 250 рублей за каждый.

«№ 140. (24 октября 1808—7 ноября 1808). По рапорту Оренбургского Казачьего войска войсковой канцелярии об отпуске за содержание под Бердскою слободою моста и перевоза Берденским казакам денег и о прочем. Лист. 7, св № 3.

Казакам не было заплачено за содержание моста за 1806— 1808 гг. по 250 руб.; они просят об уплате. А также хлопочут и о том, чтобы мост был взят на казенное содержание».

Долги продолжали расти и дальше. За 1809, 1810, 1814 и 1816 годы бердские жители также недополучили по 200 рублей.

«№ 237. (26 июня 1814—7 июля 1814). По рапорту Оренбургской Войсковой канцелярии о выдаче денег Бердским казакам за содержание моста и перевоза. Лист.6, св. № 5

Войсковая канцелярия просит выдать Бердским казакам неполученные за 1806, 1809, 1810 и 1814 гг. по 200 руб. за каждый. Предложено Казенной Палате пояснить, почему за эти годы не уплочено».

«№ 306. (марта 1816— 16 января 1817). По рапорту Оренбургской Войсковой канцелярии о неполученных Бердской станицы казаками за содержание через реку Сакмару моста и перевоза за 1807, 1808, 1814 и за текущий 1816 годы деньгах. Лист. 20, св. № 6.

Деньги, задержанные по небрежности присутственных мест, приказано отпустить».

Нести основное бремя расходов, связанных с обеспечением нормального перевоза через Сакмару, местные казаки не могли. Поэтому они настояли на передаче деревянного моста на полное казенное содержание.

Их просьба была удовлетворена лишь в 1820 году. Причем, к прежней сумме (250 рублей на год) «ввиду того, что содержание моста стало дороже» было добавлено еще 410 рублей.

«№ 452. (30 ноября 1818—15 июня 1820). Об избавлении казаков Бердской станицы от содержания через реку Сакмару моста и перевоза. Лист. 16 св. № 7.

К прежней сумме (250 р.) в виду того, что содержание моста стало дороже, добавлено из суммы земской повинности еще 410 р».

В 1850 году возвели новый деревянный мост через Сакмару. Он обошелся казне в 2971 рубль 92 копейки. Оренбургский гражданский рекомендовал тогда:

«содержать этот мост в исправности, т.е. наводить и снимать его в должное время; в случае каких-либо повреждений в частях немедленно исправлять на свой счет, не прекращая езды, и иметь за ним постоянный караул».

Несли ее местные казаки.

В 1874 году рядом с Бердами началось строительство Самаро-Оренбургской железной дороги.  В пятницу 22 октября 1876 года состоялся первый пробный проезд через железнодорожный мост на реке Сакмаре. Это событие нашло отражение на страницах многих местных газет. Охрана моста была возложена на казаков Бердской станицы.

В начале Гражданской войны поведение бердяшей было нейтральным. Причем свой нейтралитет они старались доказать охраной близ находившегося Сакмарского железнодорожного моста. Во время военных действий они старались держаться охраны моста и при прохождении белых и красных частей выставляли факт сохранения моста, как заслугу.

Однако летом 1918 года красноармейцы теснимые белыми войсками оставили Берды. При оставлении они взорвали железнодорожный мост через реку Сакмару. Вместо него временно был возведен деревянный. Отряды «белых», расположенные вдоль хутора Степанновского, перешли по нему на левый берег Сакмары и 20 июня (2 июля по новому стилю) вступили в Бердскую станицу…

Но это уже другая история.

Источники:

Метки: Бердская слобода губернатор казачество Сакмара Эссен

Похожие темы

  • Библиотека

Картографическое пополнение библиотеки

В очередное пополнение коллекции сетевой библиотеки «Бердская слобода» вошли картографические материалы Оренбурга и Форштадта: 1849 год, План города Оренбурга ОГАОО,…

24 часа
  • Краеведение

Пасхальные качели не пустовали

Среди немногочисленннх архивных материалов о жизни оренбургского купца Александра Афонасьевича Белова, чье имя увековечено оренбуржцами в названии Набережной, заслуживают внимания…

2 дня
  • Краеведение

Храм можно назвать лучшим

Вознесенская церковь в Оренбурге была устроена коммерсантами на Гостином дворе в XVIII веке. "Как знак особого расположения" Немало церковнослужителей оставило…

4 дня
  • Краеведение

Георгиевский собор: по внешнему виду не оставляет желать лучшего

В 1899 году на оренбургский Георгиевский собор был поднят новый колокол. «Тщанием приходских казаков…» Один из выдающихся представителей оренбургского казачества…

5 дней
  • Краеведение

Установлен возраст “пушкинского” дуба

"ПУШКИНСКОМУ ДУБУ" ОТ 140 ДО 150 ЛЕТ - к такому абсолютно научно обоснованному выводу пришли специалисты лесного и зеленого хозяйства…

1 неделя
  • Краеведение

Дом Кудрина

Дом в переулке Бухарском купца Н.П. Кудрина – директора-распорядителя «Среднеазиатского торгово-промышленного товарищества Н.П. Кудрин и Кº», однажды ставшего собеседником императора…

2 недели