От Бердской слободы: На двадцатые годы прошлого века пришелся взлет отечественного краеведения. Оно приняло характер массового историко-культурного движения. Основная роль в краеведческой работе отводилась учителям. Для них были разработаны программы ГУСа – Государственного ученого совета, которые полностью ликвидировали построение школьного курса. Весь объем знаний, намеченных к изучению, был представлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде, человеке, истории родного края или села.

На двадцатые годы XX века пришелся взлет отечественного краеведения, которое приняло характер массового историко-культурного движения.

Работа над этими программами стимулировала учительскую краеведческую деятельность. Этому направлению была посвящена педагогическая конференция, которая проходила в Оренбурге с 31 июля по 14 августа 1926 года. Основной ее задачей было приспособить объем комплексного материала программ ГУСа к условиям Оренбургского края. В качестве опытной базы было выбрано село Берды. Работая там, учителя были разбиты на группы. Последние, в свою очередь, состояли из звеньев, которые проводили обследование по конкретным вопросам. Школьные работники обошли каждый двор и даже побывали на местном кладбище, где по надписям на памятниках и надгробьях выясняли социальный состав умерших…

Примечание “Бердской слободы”: Работа “Ориентировочное краеведческое обследование села Берды Оренбургской волости, того же уезда” перепечатывается в сокращении. В перепечатку не вошли вступительная часть, описание методологии проведения исследования и возможности практического применения полученных результатов.

<…>Краеведческий цикл на Оренбургских курсах опорных школ 1-й ступени и ставил себе целью дать курсантам возможность ознакомиться с методом изучения района, путем обследования пригородного поселка Берды.<…>

Имея ввиду краткость времени, имеющегося в распоряжении обследователей, и обширность материала, который мог бы явиться непосильным для обработки в такой короткий срок, была дана целевая установка этого обследования: “влияние близости города на хозяйство села Берды”.

Но в последующей работе эта целевая установка не была достаточно выпукло обрисована, т.к. не было параллельного обследования селения более отдаленного от города, а сведения учителей о своих более отдаленных районах оказались недостаточными, чтобы провести эту параллель.

Для более быстрого проведения обследования каждая группа разбилась на звенья по 2—3 человека, которым и было поручено проведение обследования отдельных вопросов программы. В каждой группе ответственным лицом являлся групповод, а в каждом звене старший звена; групповод производил увязку работ выполненных отдельными звеньями.

<…>Наконец конференция всех участников обследования, совместно с руководителями и представителями от населения обследуемого села, заслушав доклады групповодов и замечания представителей населения, после обмена мнений, установила определенные выводы о направлении хозяйственной деятельности обследуемого района и о ближайших мероприятиях, направленных к поднятию производительных сил данного района.<…>

Материалы обследования

В результате произведенного обследования образовался весьма богатый материал, дающий довольно подробную характеристику подгороднего села. Недостаток времени, правда, не позволил в должном виде обработать этот материал (особенно это относится к поселенному и подворно-экономическому обследованию) но, тем не менее материал этот дал возможность представить на конференции ясную картину деревни, как она есть, и позволил набросать ближайшие вехи к восстановлению хозяйства района; при более же детальной проработке материала это обследование сделало бы ценный вклад в наше производственное краеведение.

Размеры журнальной статьи не позволяют полностью привести все материалы обследования, но некоторые сводные отчетные доклады групповодов, в сокращенном правда виде, помещаются здесь в редакции их авторов, как образец работы учителей по краеведению. Спешность работы участников курсов искупают многие недочеты в этих докладах.

Доклад № 1. Природные условия.

1. Местоположение села Берды. Село Берды находится в 6 верстах к северу от города Оренбурга. Оно занимает со своими окрестностями равнину, постепенно поднимающуюся к городу Оренбургу и резко обрывающуюся к долине реки Сакмары, образуя низкую террасу, окружающую село Берды с 3-х сторон.

По другую сторону реки Сакмары эта приречная терраса расширяется на несколько верст и занята лесом, кустарниками и лесным покосом. За этой террасой, далее на Северо-Западе рельеф опять резко повышается, образуя всхолмленную степь с довольно крутыми склонами. Превышение уровня приречной террасы над уровнем реки около 2-х метров. Обрыв верхней террасы возвышается над уровнем приречной террасы на 4,5 метра. Во время сильного половодья вся нижняя терраса затопляется водой и село Берды резко принимает форму треугольника, вершина которого обращена к востоку и основание — к западу.

Село Берды расположено на верхне-пермских отложениях, а потому почвы подстилаются пермскими глинами. Из рельефного расположения видно, что природные условия (пойма реки) способствуют крестьянину заняться, главным образом, огородничеством, что при близком расположении села от Оренбурга дает хороший сбыт продуктов.

2. Климат и орошение. Климат села Берды, как и города Оренбурга резко континентальный и в частности, в отношении количества осадков, степени влажности и колебаний температуры воздуха может быть проиллюстрирован цифровыми данными Оренбургской метеорологической станции. Орошение совершается через реку Сакмару, прибрежная половина которой образует широкую пойму.

3. Лес и луга. Как лес, так и луга располагаются по обоим берегам реки Сакмары, но большая часть находится по правобережной стороне. Лес лиственный и породы его следующие: дуб, береза, вяз, осина, осокорь, тополь, липа, ветла и черемуха. Дуб и береза почти уничтожены самой бессистемной порубкой и встречаются лишь порослью, естественного же самосева нет.

Из ягодных кустарников имеются терн, вишня, калина, смородина и боярышня: из неягодных — шиповник, тальник и крушинник; из вьющихся травянистых — ежевика, хмель и вьющийся паслей. Есть в лесу и сорные травы, как-то: крапива и разные виды репьев. Общее впечатление, о лесе таково, что не только нет правильной системы лесопользования, но видно беспощадное его истребление.

Луговая флора весьма разнообразна, но преобладающими травами являются овсяница, пырей, просянка, костер луговой, мятлик, вейник, люцерна желтая, клевер белый и красный, клубненосный горошек, множество представителей зонтичных и сложноцветных.

Урожай лугов, вероятно солидный, что видно из порядочного количества стогов на сравнительно небольшой площади скошенного луга. Специально поемных лугов у села Берды нет, а существующие заливаются лишь в особенно сильные половодья. Луговая почва, взятая на глубину до 8 вершков, оказалась весьма влажной и черной, и после просушки, когда цвет ее стал менее черным, установлено перегноя до 20% приблизительно.

В лесу и некоторых луговых долинах почва молодая, т. е. нанос без перегноя. В общем, при благоприятных условиях и, главным образом, при заливах половодья трава должна быть хорошая. Вредителей лесов и лугов не обнаружено и листья деревьев вполне свежие и здоровые.

4. Огород. Овощи, которые есть на огороде села Берды, это: огурцы, картофель, помидоры, капуста и тыква; остальных же, вроде свеклы, моркови, репы и т.п. нет; они не сажаются, главным образом потому, что почвенные условия благоприятствуют произрастанию первых.

Из перечисленных овощей выращиваются следующие породы: a) огурец местный, b) тыква столовая, c) картофель “американка белая” и скороспелка, d) капуста местная и болгарская, e) помидоры микадо.

Обработка производится ручным способом при удобрении для огурцов — навозом. Огороды поливаются водою из колодцев; вода мягкая, но с запахом ила.

Все упомянутые овощи сбываются на Оренбургском рынке посезонно. Имеется стремление крайней выгонке,чему однако препятствует то, что огородная площадь заливается полой водою. Найдены следующие вредители: земляной рак, блошка и гусеницы-капустницы. Из сорняков имеются лебеда, щерица и мышей.

5. Степь и хлебные поля. Степь находится на левобережной стороне реки Сакмары, начиная прямо от станицы Берды по направлению к Юго-Востоку. Площадь ее небольшая. Почва является переходной от чернозема к каштановой, а растительность, в соответствии с этим, от ковыля к полыни. Растительность, благодаря хорошей погоде, зеленая, обычно же к июлю месяцу выгорает.

Хлебные поля села Берды расположены по обе стороны реки Сакмары. Левобережный массив представляет из себя более выровненный рельеф, а в силу этого почва более глубока и богата перегноем с содержанием 6—7%; правобережный же массив имеет вид всхолмленной поверхности с более крутыми склонами, в силу чего и почва более светлая и содержащая перегноя не свыше 4—5%.

На правобережной стороне есть еще и целины; с левой все распахано и лежит под выгоном за малым исключением. Обработка полей ведется плугами на глубину приблизительно до 17 см. Посадка, как видно, производилась ручным разбросом.

Состояние хлебов, в виду благоприятной погоды, вполне удовлетворительное. Средняя величина стебля 1,5 метра. Величина колоса 15—17 см. и налив удовлетворительный.

Сорняки встречаются в небольшом количестве и преимущественно конопель, березка и куколи; спорыньи и головни не обнаружено. Суслик, по сообщению жителей, попадается довольно часто, в особенности по правую сторону реки Сакмары. Так как у жителей ограниченное количество земли, то преобладает старопашка.

Доклад № 2 История села.

Источники. Источником при составлении настоящей истории села Берды служили некоторые литературные замечания и рассказы старожилов: 80-летней старухи Козловой, 68-летнего старика Русинова, 75-летнего старика Звонарева, 67-летнего старика Лебедева, 79-летнего старика Черемухина и 58 летнего старика Батюшкова (примечание Бердской слободы: Батюшкина?).

Название, его происхождение и значение. Документальных данных, почему данное село называется Берды, не оказалось. Весь архив данного села, по рассказам выше указанных стариков, использован во время голода на бумагу для работ в сельсовете и на курево.

По словам же стариков Черемухина Лаврентия село Берды получило название от речки Бердянки (в 25—30 верстах на юг от Оренбурга) на берегу которой был расположен небольшой казачий хуторок, название которого он не помнит. Живя на открытой и не защищенной естественными преградами местности и подвергаясь частым набегам и грабежам кочевников киргиз и башкир, население хутора вынуждено было переселиться на более безопасное место. Таковым оказался полуостров у реки Сакмары. От названия речки, на которой раньше стоял хуторок, и данное село получило несколько измененное название Берды или Бердо.

Набеги киргиз на русские поселения были довольно часты с целью грабежей и захвата людей, в особенности женщин. По словам старика Русинова нельзя было оставаться в поле до заката солнца без риска быть захваченным в плен киргизами или башкирами.

Один раз отец мой с дочерью был на покосе по ту сторону реки Сакмары. Дочь была на стогу, а отец подавал сено снизу. Около заката солнца дочь увидела со стога приближающихся по направлению к ним 3-х киргиз. Увидя киргиз дочь закричала отцу, чтобы последний спасался. Отец вскочил на лошадь и поскакал к поселку. Киргизы за ним. Но когда отец скрылся в поселке, киргизы вернулись опять к стогу и стали кричать, чтобы девушка слезла. Девушка не слезала. Чувствуя, что девушку нельзя будет взять, киргизы подожгли стог, вместе с которым и сгорела девушка.

Другой старожил Батюшков рассказал такой случай:

Киргизы взяли в плен с поля казака Жогулева. Он три раза пытался бежать, но всякий раз его ловили. После третьей попытки в наказание за бегство и предотвращение дальнейшего бегства, ему сзади, выше пятки разрезали кожу и в это место вшили конский волос, отчего он не мог бегать, а мог ходить только шагом. В конце концов Жогулев, научившись говорить по-киргизски и одев их одежду вернулся к своим (не установлено каким путем).

По возвращении Жогулев рассказал, что редкие казаки оставались в живых, большую часть или рубили, или вешали. У них были две горы, на одной из которых они только вешали, а на другой рубили и бросали трупы в озеро. Девушек прикрепляли к знатным киргизам в качестве жен.

Происхождение деревни. Время возникновения села Берды точно установить не удалось, но по словам указанных выше старожилов, оно возникло раньше основания Оренбурга т. е. до 1743 года и после основания поселка Сакмарского (в 30 верстах к северу от Оренбурга), который основан в 1725 году.

Значит временем основания села Берды следует считать промежуток времени между 1725 г. и 1743 г. По историческим данным крепость Берды перенесена с того места, где сейчас Оренбург в 1742 г. (“Россия”, Тянь-Шаньский т. VI).

Основателями села Берды явилась группа казаков от 30 до 50 дворов. В начале село было расположено по северному берегу полуострова в две улицы. Старик Русинов определенно заявляет, со слов своего отца, что в начале у них было только 70 паев (пай—земельный надел, который получали совершеннолетние казаки и вдовы с определенным количеством сирот).

Другой вариант возникновения села Берды тот, что будто бы для каких то соображений властям нужно было то место, где сейчас стоит Георгиевский собор в Оренбурге и на котором раньше жили казаки. Казакам было предложено уйти на то место, где сейчас стоит село Берды.

Отражение Пугачевского движения на селе Берды. По существующим легендам бердинские казаки производят себя от тех Сакмарских Алексеевских казаков, которые участвовали в Разинском движении и увлекаясь своей военной славой украшают свое прошлое такой легендой. Разин, которого по словам старожилов они встречали с хлебом и солью, за подвиги бердинских казаков предсказал, Бердам долго жить: “кто его потревожит, тот трижды анафема, трижды проклят”, а Форштадту (часть города Оренбурга), который не встречал Разина с хлебом и солью он сказал, что “его перенесут на другое место”.

Участия Берд целиком в Разинском движении не могло быть, так как это расходится с хронологическими данными. Вероятно предки некоторых из казаков были связаны с ним и участвовали в Разинском движении, о чем свидетельствуют взятые в музей шашки времен Степана Разина

Что же касается Пугачевского движения, то село Берды занимает центральное место в нем. Прежде всего поражает до наших дней живущая симпатия Бердских казаков к Пугачеву (Пугачу — как они его называют), который по их выражению “грабил буржуев, раздавал награбленное бедным и которого они встречали с хлебом и солью”. Характерно выражение “грабил буржуев”, на котором сказывается отражение современной революции.

Что из себя представляло войско Пугачева видно из отрывков литературных источников. “Ядром Пугачевского войска были яицкие казаки и солдаты, захваченные в крепостях. Около них скоплялись калмыки, татары, беглые каторжники и др. Жалование получали одни Яицкие казаки, остальные довольствовались разбоем. Церковная служба была ежедневная. на службе не присутствовал т.к. был раскольником, а но праздникам ездил по селу и бросал в народ медными деньгами. Пугачев не был самовластен, яицкие казаки управляли его действиями, без их согласия он ничего не предпринимал, они же действовали и без его ведома”… (Пушкин “История Пугачевского бунта”).

Другой отрывок: “Берденская слобода обнесена была оплотом и рогатками, по углам были батареи. Дворов всего было до 200. Жалованных казаков считалось до 100. Они имели своего атамана и особых старшин”. (Пушкин “История Пугачевского бунта”).

По словам старика Звонарева у села Берды было место казни для бар и чиновников, с которыми жестоко расправлялся Пугачев. Имеющиеся в селе Берды ямы старожилы относят ко времени Пугачева. В селе Берды сохранилась усадьба, теперь принадлежащая казаку Козлову, где раньше стоял домик, бывший штабом Пугачева.

Других данных о Пугачевском движении собрать не удалось.

Первоначальные формы управления и хозяйства. Со слов старика Русинова вначале определенной формы управления в селе Берды не было. Существовала выборная должность “заведующего — человека грамотного”, который регулировал внутренний порядок. Связи с другими населенными местами у села Берд не было, ввиду дальноности расстояния от других населенных пунктов и в силу боязни поехавшего попасть в плен к киргизам или башкирам.

Данный поселок в начале жил совершенно автономно, решая все свои вопросы на сходах. С появлением же города Оренбурга в 1743 г. село Берды было взято под влияние города. С этого момента (приблизительно) появляются атаманы. избирался из среды общества грамотный. Роль его сводилась к тому, что он, получая приказы свыше, собирал сход, где их опубликовывал; сход обсуждал и решал тот или иной вопрос. После решения схода атаман являлся исполнителем решений схода.

Сход собирался по звуку сигнальной трубы, явка была обязательна для всех; неявившиеся подвергались штрафу.

Землепользование в начале носило хаотичный характер: никаких границ в распределении земель не было: “пахал и косил кто сколько хочет”. Во время работ приходилось группироваться в одном месте для лучшей самообороны. Живя в постоянной опасности и не имея рынка сбыта, первоначальные посевы были небольшие лишь для удовлетворения своих потребностей.

Огородничество было развито слишком слабо: засаживались овощи только для собственного потребления.

Семья. Семьи были большие: до 20 человек и больше. Во главе семьи стоял старший мужчина, во главе женщин — женщина старшая.

Власть стариков была неограниченна, поддерживалась мордобитием. Авторитет старика держался строгим режимом и большими имущественными правами. Имущество не делилось, а раздаривалось между членами семьи дедом. Приданное невестки считалось ее собственностью, причем если приведенный ею скот до момента раздела сохранялся, то владелица его получала; если же по каким-нибудь причинам скот, приведенный невесткой, обменивался на другой, то он считался собственностью двора. («Корова считалась собственностью невестки до перемены шерстки»).

Положение женщин. Женщина, по словам старухи Козловой, не имела никаких прав, Спросить своего мужа, где он был и что делал нельзя было, чтобы не получить подзатыльник (“не бабье дело”).

Старуха в семье имела некоторые имущественные права, например, она могла расходовать деньги, вырученные от продажи овощей с огорода.

Религия. Первоначальные поселенцы селе Берды были православные. По словам старожилов, народ был очень религиозен.

Просвещение. Грамотных было мало. Школы не было. Учителя нанимали сами — какого-нибудь унтер-офицера с оплатой 50 коп. в месяц с ученика, 10 фунов муки и воз дров в год. Девочек грамоте не обучали, потому что считали, что обучение девочек не нужно. Вообще же обучались мальчики только зажиточных родителей, так как не всякий родитель мог уплатить полагающуюся учителю плату.

Обучение девочек началось приблизительно 50 лет тому назад. Необходимость обучения в это время мотивировались тем, что в школе стали преподавать “закон божий”.

Общественная жизнь. О сходе и власти стариков указано выше. Молодежь до 25 лет на сход не допускалась. Дела на сходе решались ядром стариков, по выявлению мнений которых обращались к лицам среднего возраста. Женщины на сход не допускались совершенно. Даже с просьбами они могли обращаться только через писаря. Сходы созывались но мере надобности.

Эволюция деревни. Влияние реформы 1861 года не выявлено: старожилы совершенно не имеют представления о ней. Из этого можно заключить, что никаких существенных изменений в хозяйстве под ее влиянием не произошло.

Оренбургский рынок развивался постепенно и имел постепенное, незаметное влияние. Гораздо сильно сказалось на жизни Берд влияние заводов. По словам Козловой с этого времени начинается разложение семьи, уход на заработки в город и т.д.

С проведением железной дороги экономическая жизнь улучшилась: “стало жить лучше” но выражению старожилов. В результате влияния железной дороги увеличилась посевная площадь хлебных и огородных культур.

1905 года. События 1905 года не имели того значения как в крестьянских селах. Старожилы заявляют, что казаки куда-то ходили усмирять, больше выявить ничего не удалось. Сведения об участии жителей села Берд в революции 1905 года бедны, потому, что эти события кладут на них черное пятно и если бы с ними сойтись, то можно было бы получить богатейший материал о революции 1905 года.

Рост населения на хозяйство не влиял, потому что до 1917 года земли вполне достаточно. Даже неудобные земли в виду близости города использовались ими как порядочная, доходная статья: берег Сакмары, где одни только гальки, сдавался ими в аренду Пименову для выгрузки леса за большие деньги; другие неудобные земли сдавались в аренду под постройку кирпичных заводов. Религиозное влияние на быт установить не удается, т.к. происходили постепенно изменения под влиянием близости города.

С распадением семьи ослабевала власть стариков: чаще можно было видеть уход сына от отца, хотя отец через атамана заставлял платить сыну на свое содержание 3—5 рублей в месяц. Помимо этого отец ничего не давал сыну. В это же время начинают пропадать обычаи помочи, гостеприимство ослабевает. Особенной вражды внутри членов общества не наблюдалось, но ругань начинает занимать свое место.

Война и революция 1914—1926 годов. Война 1914 года на хозяйстве отразилась следующим образом: мобилизация казаков не коснулась в такой степени, как крестьян. Посевная площадь увеличивалась потому, что повышались цены на хлеб, скот. Сбыт был гораздо легче, казаки со службы приносили и присылали деньги, вещи, при помощи которых нанимались батраки, военно-пленные, что и обогащало их хозяйство. Заметного влияния на семью, быт, религию, просвещение, на общественную жизнь империалистическая война не оказала.

Февральская революция. Февральская революция по словам старожилов вызвала в них тревогу, что им придется идти по приказу начальства на усмирение восставших.

Октябрьская революция. Со времени октябрьской революции поведение жителей можно характеризовать как нейтральное, причем свой нейтралитет они старались доказать охраной близ находившегося Сакмарского железнодорожного моста. Во время военных действий они старались держаться охраны моста и при прохождении белых и красных частей выставляли факт сохранения моста, как заслугу.

Благодаря этому они пользовались хорошим отношением вновь пришедших частей. Факт нейтралитета можно объяснить тем, что село Берды находится вблизи такого большого центра, как Оренбург, в котором были сосредоточены значительные войсковые части как тех, так и других.

Вообще об Октябрьской революции жители села Берды говорят с большой неохотой, что наводит на сомнение: на чьей же стороне были симпатии. В начале революции хозяйство быстро пало благодаря тому, что у села Берд все время был фронт, из-за чего сократилась посевная площадь, отбивались продукты сельского хозяйства по низким, твердым ценам.

Кроме того село Берды пострадало в это же время от сильного пожара (в 2 часа сгорело 150 дворов). На хозяйстве кроме того сильно отразилась вызванная нуждами государства разверстка 1920 года и голод 1921 года. Голод и разверстка привели к полному упадку хозяйства, но с 1922 года начинается постепенное поднятие хозяйства.

Памятники старины. (Кладбище). На могилах остались памятники в виде гробов из очень прочного материала с целью увековечить свое имя. Из надписей на памятниках видно классовое расслоение: “сотник”, “титулярная советница” и т.д. Все эти “знатные” люди хоронились отдельно и обносились оградами.

Доклад № 3. Быт населения

Вступление. Основной материал для выявления быта казаков поселка Берды, был собран на основании наблюдения и опроса трех казачьих семей.

Первое семейство или двор состоит из 5 членов. Старика хозяина 65 лет но фамилии Гуляева А.Ф., его жены, сына демобилизованного красноармейца, его жены и дочки. Хозяйство середняцкое. Старик был вначале словоохотлив и откровенен, при описании пожара, во время которого сгорел его дом и множество скарба, он даже прослезился.

Старик был занят ремонтом своего дома, но все же, по видимому, был польщен вниманием и вначале расписывал во всю, но по мере того, как длинный опрос порядком наскучил ему, ремонт дома требовал его присутствия, он начал нервничать, раздражаться. По вопросу же о религиозной настроенности ясно стал прикрывать действительность. В заключение же сказал: “вот, если-бы вы угостили “хлебной”, так я бы поговорил с вами”.

Второе хозяйство, принадлежит прабабушке Черемухиной Февронии, которой уже, по ее словам, 85 лет, а со стороны говорят, что перевалило за 90. Это хозяйство представляет из себя как бы разлагающийся труп, тех многочисленных семейств, которые уже почти совершенно исчезли в поселке Берды. В этом доме живут два женатых брата и один холостой; все разделены. Мать их и бабушка живут вместе с холостым братом. Занимает каждая семья но комнате. Старуха была в начале неприступна, и только благодаря умелого объявления цели и теплого подхода к ней, старушка развязала язык. После увлекалась и смеялась от души, когда описывала любимое для нее прошлое. Из беседы с ней мы взяли картинки старинного быта и ее взгляд на современный.

Наконец третье хозяйство представляет из себя тип середняцкого более передового по сравнению с первыми двумя. Семейство состоит из 6 душ. Гостеприимны и немного заражены новшеством. Глава семьи по фамилии Вдиков Ф.Л.

Кроме этого были обследованы еще два семейства, но последние однотипичны и оттуда взяты только, некоторые детали в дополнение к обследованию первых трех семей.

В заключение общего обзора необходимо отметить следующее: обследование быта весьма сложная штука, его, понятно, в 2—3-х часовой беседе выявить нельзя. Нужны длительное наблюдение и подходящая обстановка для того, чтобы выудить и проследить меняющуюся форму быта.

В докладе будет изредка проводиться параллель между подгородним поселком Берды и станицей Буранной, находящейся за 100 верст от города Оренбурга.

Последнее необходимо, чтобы ярче отметить стержень нашего обследования: влияние близости рынка на быт.

Жилище. За основу в качестве объекта взят дом первого семейства казака А.Ф. Гуляева. Этот дом и двор, по нашему мнению, является вообще типичным в поселке. Деревянный домик, беленький с тремя окнами на улицу. Крыша железная. Тесовые ворота; тесовый забор с лицевой стороны; остальная часть двора обнесена плетнем. Во дворе подряд: саманный курятник, деревянный амбар, конюшня, завозня и сзади плетневый хлев для рогатого скота. Двор разделен на две части. Передний для сбруи и телег и задний для скота. Общее впечатление от всех домов поселка Берды — это тип рабочих построек.

Внутренность избы такова: две комнаты, разделенные капитальной стеной. Передняя чистая — горница, которая в свою очередь разделена на зальце и две спальни. Вторая прихожая служит и столовой и кухней, а зимой дает приют ягнятам, телятам и поросятам.

Вентиляций, как общее правило, нет нигде. Из опроса выявили, что изб с делением на спальни и другие комнаты мало, но если ставят новую, то из кожи лезут и стараются разделить поудобнее.

В станице же Буранной типичный дом для многосемейных — большое здание обычно поделенное на две, редко на три половины, и тогда оно расположено глаголем.

Обстановка. Обстановка комнат далеко не выдержана: рядом с простой скамейкой видны венские стулья, которые также разнообразны. На кухне простой стол, длинная скамейка и две табуретки, деревянная кровать в спальне, два зеркала, два сундука в зальце, часы и этажерка. В этой обстановке почти нет разницы от среднего дома станицы Буранной. Но у казака Волкова мы уже видим железную кровать, хорошие венские стулья и обилие эмалированной посуды в красивой этажерке.

Последние сравнительно реже можно встретить в Буранной станице, хотя она экономически сильнее. Характерно отметить, что здесь сохранились деревянные ведра, терпимые лишь потому, что деревянные ведра не мнутся, а главное не тонут при поливке огородов.

В качестве украшения мы видим обилие цветов и особенно ярко выделяется передний угол.

Одежда. Одежда весьма разнообразна, не пренебрегают ничем, но среди молодежи заметна особенная погоня за модой. Национальный казачий костюм изношен и почти забыт. Парни летом носят кепи, брюки клеш, галифе, толстовки — это праздничная одежда.

Обыденная — одна верхняя она же и нижняя рубашка, брюки и чаще всего сапоги, лаптей совсем почти нет, разве только одевают на сенокос. Распространены башмаки и коты. Девушки также гонятся за модой: длинные и широкие юбки шестиполосные можно встретить очень редко.

Старинный женский костюм представлял из себя тип, сохранившийся теперь в станице Сакмарской — широчайший сарафан. Носили черные борки, бусы, желтый янтарь, жемчужные серьги, шарфики на шее и шелковую косынку, по местному ширинка.

Характерно отметить следующее: почти окончательно вывелось ношение волосников замужними женщинами, а раньше считалось большим грехом, если невестка при девере, а тем более перед свекром будет “распокрывши”, как они говорят. Потом галоши нашли здесь хорошее место, а раньше по словам старика, галоши носили “поп, да попадья, да попова дочка”.

В отношении одежды есть также значительная разница от станицей Буранной. Если здесь среди молодежи погоня за модою, как общее явление, то там это сравнительно редкое явление.

Чаще придерживаются старинки и даже так, если парень покупает фуражку, то в большинстве старается купить казачью.

Интересен взгляд старухи Февронии на открытую грудь, выраженный в довольно меткой пословице: “грудь гола и душа пола”.

Пища. В пище можно особенно ярко отметить близость рынка. Здесь часто употребляют мясо, в семействе же Волкова мы встречаем как частое явление: котлеты, беляши и т.п.

Вообще к пище казаки неприхотливы; обед из двух блюд — суп и каша или картошка – вот основное питание казака. Очень любят чай и пьют раза три, даже четыре в день. Хлеб сравнительно белый.

Из воспоминаний старушки мы узнаем, что раньше жили сытнее, так она говорит: “уж испекем пирожок, так собака не перелезет”.

Квас и домашнее пиво приготовляется редко. Хлебное вино окончательно изживает самогон. Пьют применяясь к событиям. Систематического пьянства почти нет. Курят многие, женщин курящих нет.

Разница в пище со станицей Буранной большая. Там пища по преимуществу вегетарианская, особенно распространены тыква и картошка. Мясо кушают только зимой и то по большим праздникам. Из арбузов варят мед, а из меда гонят самогон. Самогон процветает в Буранке. Характерно нужно отметить следующее: особенно скудна пища во время нолевых работ, когда бы казалось и нужно усиленное питание, но старик казак на это ответил: “некогда там кухмистерию то эту саму разводить”.

Забота о чистоте и здоровье. Казаки жилище вообще стараются держать в чистоте, но здесь мы встречаем некоторые запустения по сравнению с Буранной станицей; объясняется по видимому, занятостью женщин на огородах.

Общая уборка жилищ происходит раза 2—3 в год. Здесь терпимы мухи, а тараканы, и особенно черные, пользуются особенным гостеприимством включительно до специального кормления.

Кушают из общей чашки, полотенце одно на всю семью. Баня торговая, а поэтому моются сравнительно редко; два раза в месяц, а летом еще реже. Белье меняют каждую неделю. За медицинской помощью обращаются частенько.

Игры и развлечения. Этот раздел у нас особенно беден. Здесь нужно более длительное наблюдение и располагающее условие для беседы, чтобы проследить эволюцию. Так детские игры почти не изменились и только школа в последнее время стала прививать новшества, но все же в куклы девушки играют сравнительно реже.

Вот молодежь ушла дальше: “танции”, частушки — главный вид развлечения. Массовые старинные игры и развлечения как-то: хороводы, взятие городка, кулачные бои — уходят в область предания. Танцы вскружили молодежь. Танцуют больше городские танцы.

Старуха Черемухина, недовольная современным, так описывает прошлое:

“мы раньше то больше в песню били, а теперь на пляски растеряли подвязки, пляски то чинные были, а нынче толкутся как лягушки в болоте”.

Вечерки как раньше, так и теперь имеют место. Но разница между прошлыми вечерками и настоящими все же есть. Раньше на вечерки только допускались прошенные парни, а непрошенных, старуха говорит:

“мы в табачный ряд ставили, а теперь стук-стук в дверь и ломятся без всяких”.

В музыкальных инструментах резких изменений нет, но гитары и балалайки имеются частенько. В старину говорит старуха:

“у нас была гитара вот чуть-чуть поменьше этой двери”.

Молодежь поет частушки часто со вставками антирелигиозного содержания, при чем за частую и с нецензурными словами. Частушек удалось списать только две:

“Коммуниста любить, надо чисто ходить,
А в юбочке такой не полюбит никакой”

А вот частушка записана со слов 90 летней старухи:

“Ты матаня, я твой Ваня; подожди ты за углом, подарю тебя рублем”.

Это она намекает на дурную сторону во взаимоотношениях нашей молодежи.

Из старинных песен пелись: “Рябинушка”, “Зеленейся мой садик”, “Как на горе калина, под горой малина”. А из казачьих “За Кубаней за рекой”, “Вспомним братцы Оренбуржцы, как стояли под Тикой”, “За Уралом за рекой казаки гуляли” и т.п. Теперь поют: “Во субботу”, “Дубинушку” и молодежь — много революционных. Характерно отметить, что до сего времени сохранилось разыгрывание в лицах царя Максимилиана. Даже в Буранной станице это уже похоронено, хотя в Буранной поэтому разделу отсталость большая.

Танцы старые, на городские танцы девушку насильно не затащишь. В Бердах с интересом посещают спектакли, в Буранке же не всегда. Были случаи, когда парни устраивали протест в виде демонстрации с лозунгами: “Долой спектакль, да здравствует вечеринка”. Срывали спектакли.

Остается еще несколько слов о свадьбах: старинные свадьбы описывать ясно не стоит; они знакомы по литературе всем, да, кстати их уж нет. Свадьбы с тысячами китайских церемоний ушли в область предания, но все же свадьбы стараются сохранить некоторую тень прошлого. Также фигурируют свахи, но выборы невесты происходят, однако, при активном участии жениха. Из наблюдений можно с уверенностью сказать, что церковный брак держится лишь потому, что связан с большими эмоциональными переживаниями. Гражданский же брак этого не предусматривает.

В Бердах, как подгороднем поселке, Удивило нас отсутствие физкультуры и более разумных развлечений.

Просвещение. По этому разделу также придется сказать только несколько слов, ибо здесь, как это ни странно, почти целина. Газет и журналов выписывают очень мало, книги читают редко и преимущественно беллетристику, чаще старую, а также новую сельскохозяйственную литературу.

На вопрос: читали раньше Вы что либо — старик казак отвечает: “как же, нам и раньше в станице читали; возьмет газету или журнал и почитает нам”, но поскольку сам вход то в станичное Правление был труден, то ясно, что такое чтение было только для избранных.

В старое время читали книги божественного содержания. Лекции здесь сравнительно редкое явление, да и посещаются они редковато. Молодежь аккуратнее и часто является основным слушателем лекций и докладов.

Отношение опрошенных семейств к школе удовлетворительное. Разница со станицей Буранной есть, но небольшая. Так здесь есть здоровый запрос на сельскохозяйственную литературу. Вообще в смысле культурности казаки п. Берды стоят выше.

В Буранной станице в массе своей с недоверием смотрит на агрокультуру, упорно не мирится с отсутствием преподавания закона божьего в школе. Но от поселка Берды, как пригородного, надо было ожидать большего. И на эту сторону нужно обратить внимание кого следует, поднять и оживить работу культ ячеек До степени удовлетворения — культурных запросов населения.

Религиозные потребности. Среди старшего поколения ни малейшего изменения. Так же посты, аккуратное хождение в церковь и плюс злоба на безбожников. Молодежь, и даже среднее поколение, уже сдвинуто. Если среднее поколение становится более равнодушно к религиозным обрядам и требованиям, то молодежь освобождается и от внешних требований, от духовного порабощения.

Так старуха Черемухина говорит про своих внуков, из которых старшему уж больше тридцати:

“все жрут в пост, а в церковь когда Христос воскрес запоют”.

Характерно отметить следующее: старик Гуляев явно скрывал действительность говоря, что в церковь ходят все и безбожников де у нас нет. И только откровенность старушки помогла нам разобраться.

При беседе со старухой была молодая женщина. Ей был задан вопрос: “Почему вы ходите редко в церковь”, она отвечает: “Некогда, огороды”. — А раньше разве вы свободнее были? Но тут уж старушка перебивает и начинает рассказывать о том каторжном женском труде, который она испытала сама. В заключение она сказала: “лентяйки стали, безбожники”.

Здесь особенно ярко сказалось влияние рынка. Молодежь и среднее поколение, без особых специальных на то лекций и убеждений, естественно освобождены от религиозного дурмана. Правда, вместе с этим идут и отрицательные явления, так например, особенно обильно украшают свои частушки, хулительного содержания, нецензурными словами.

Буранная станица в религиозном отношении стоит пока твердо. Молодежь так же в силу ее экономической зависимости трудно поддается агитации. Здесь попы собирают обильный урожай. Имеются три церкви и один молитвенный староверческий дом.

Интересно заметить, как старуха Черемухина, раздражаясь по поводу Октябрин, сказала в защиту бога “как хошь сентябрись, а все-таки бог то есть“.

Старик Волков сказал “довольно горькую истину”. И на этот случай надо обратить внимание и что то предпринять. Дело в том, что два года тому назад демобилизовался из Красной Армии его сын, явился, конечно, без 5-ти минут безбожником. Старик говорит “что даже и хрест потерял”. “Садится за стол и лба не перекрестит. Я, говорит, целый год бился и вот теперь только опять стал молиться и крест надел”. Обидное явление: заела среда. Здесь нужно стараться связывать демобилизованных красноармейцев или с ячейкой безбожников или ВКП(б), не упускать их из своего внимания, давая им нравственную поддержку.

Семейные отношения. Старой патриархальной семьи в Бердах не найдете. Нет даже и двух, трех семейств с двумя тремя снохами. На вопрос, почему теперь так скоро делятся,—старуха отвечает:

“Гордость мешает жить в месте, ведь раньше мы золото вешали друг на друга, то-есть жили дружно. Меня вот пятнадцати в дом то взяли, а нас было три снохи и жили мы душа в душу, а где лад там и клад, а в дому то ангели почивают. Брат брата дураком не обзывали, а теперь в нашей Польше никого нет больше, кто кого смог, тот того с ног”.

Действительно раньше дураком брата не называли, а теперь мы сами были свидетелями, когда внук этой бабушки по всей матушке руганул, ребятишек, которые являются уже правнуками для старухи. И это без особого эффекта, а как обычное явление. И так нами подмечено, что молодежь не уживается со стариками. Как женился, так и отделился. Это почти обычно.

Труд женщин, конечно, стал легче, их почти освободили от полевых работ, но сильно развитое огородничество всецело лежит на плечах женщин.

Разводы — частое явление, но за последнее время заметно, сокращаются. На вопрос: часто ли разводились раньше — старуха Черемухина отвечает:

“Ни крошечки. Как сошлись обнялись, так и легли обнявшись в могилу. На уме не было развода”.

Проводя параллель с Буранной станицей надо отметить, что там сохранились еще семейства с двумя, тремя снохами. Разводы сравнительно реже.

По мнению группы, раздел семьи — это здоровое явление. Это показывает, что молодняк, не могущий применять новшества в хозяйстве и в быту при стариках, старается освободиться от экономического и духовного давления.

Общественно-политические запросы. Старики почти совсем не участвуют в политической общественной жизни села. Говорят, что нас стариков не слушают. Верховодит молодежь. Женщины также слабо проявляют активность.

Доклад № 4. Экономика села.

В северном направлении, в 6—7 верстах от города Оренбурга, на берегу реки Сакмары приютилось казачье село Берды. Первое, что невольно бросается в глаза при въезде в село— это массовые огороды с высокими «журавцами» над колодцами и тут же напрашивается предположение, что огородничество у жителей имеет целью не столько удовлетворение своих потребностей, сколько запросов такого хорошего рынка, как в городе Оренбурге. Население составляют казаки.

По свей экономической мощности село Берды представляет следующее. Хозяйств всего 430, душ обоего пола 1947. Всей земли в настоящее время имеется 7220 дес. каз. меры. До 1920 года, когда было проведено землеустройство, село Берды имело почти 23.500 дес. каз. меры (23.333 д ). Отрезанная земля перешла коммунальным хозяйствам. Имеющиеся 7220 десятин по угодьям распределяются таким образом: пашни 398о д., луга 855 д., выгона 1187 д., леса и кустарники 550 д. Приусадебной 36 д.. неудобной 612 д.

На одну душу, таким образом, приходится 2,9 дес. Произведенным землеустройством в 1920 г., как говорилось выше, население осталось неудовлетворенным и дело находится в суде.

Количество скота нижеследующее: лошадей рабочих 401, молодых 112, верблюдов рабочих 47, молодняка 11, волов рабочих 7, коров дойных 504, молодого рогатого скота 322, овец с молодыми 1077, свиней с молодыми 58.

Всего посева 1433,83 дес. каз. меры, который по культурам разбивается так: пшеницы 1084,83 дес., ячменя 44,52 д., проса 74,61 д., овса 34,35 д., подсолнухов 0,12 д., полевого картофеля 0,12 д., бахчей 68,21 д., огородов 136,87 д., лугов заливных 855 дес.

По добытым сведениям от жителей урожай главных культур:

Урожай культур поселка Берды, 1926 год

Урожай культур поселка Берды, 1926 год

Для характеристики структуры хозяйств и землепользования можно привести такие сведения. Наделение землей производится на «едока». Последний передел произведен на 9 лет. Земля расположена в двух местах за рекой Сакмарой (от 5 до 11 верст) и непосредственно от села до 4-х верст. Таким образом на одно хозяйство приходится 2 полосы. Одна за Сакмарой 1 дес. 3 саж., а другая — 20 саж.

Правильного севооборота нет, ранее практиковался залежный тип севооборота. Многие земли настолько истощены, что брошены и не обрабатываются. Культурные приемы вроде удобрения навозом, минеральным, лущения полей, отсутствует. Практикуется всеми вспашка на «зябь». Вследствие малоземелья и «неудобия» — население вынуждено арендовать 463 дес., из которых пашни 223 дес. и сенокоса 240 дес. и кроме того еще неучтенной приблизительно 150 десятин.

Вследствие отсутствия удобных мест для выселка, нет тяги у населения на хутора, отруба и т.п., но стремление перейти к культурной обработке земли есть. Есть желание приобрести трактор, так как население считает наличие его весьма выгодным, но нет средств для приобретения его.

При разговорах с представителями населения выясняется, что вообще агрономическая помощь, агропропаганда слаба, хотя агрономический пункт недалеко (в Оренбурге).

Идея коллективизма отсутствует у населения. Своего кооператива нет. Торговлю ведет отделение ЕПО, членов из местных жителей всего 60 человек. Общественные запашки не производятся. Посев пшеницы для ККВ произведен наемным путем и также предполагается произвести и уборку хлеба. Имеющееся мелиоративное товарищество по духу, принципу совершенно не соответствует коллективизации населения.

Население не имеет никаких кустарных промыслов. Покупает с Оренбургского рынка частично хлеб, мясо, мануфактуру и другие товары. Продает само овощи: огурцы, капусту, молоко. Имеет отхожие заработки на заводе Орлес, железной дороге и т.п. и, вместе с тем, на свои огородные работы нанимает крестьян из соседних сел (приблизительно человек 50).

Доклад № 5 Экономика двора.

I. Система хозяйства. Группа подворников получила задание обследовать девять хозяйств, из них три хозяйства с уклоном полеводства, три — огородничества и три —животноводства, при чем по каждому уклону обследуется зажиточный, середняк, бедняк.

Из обследования выявлено, что резких уклонов в хозяйствах села Берды нет. Обследовательский материал говорит, что эти уклоны только намечаются, обследовано всего 8 хозяйств, которые распределены, не по указанию сельсовета, а по данным анкет, на следующие группы: 2 зажиточных, 3 середняцких и 3 бедняцких.

Земельный подушный надел установлен в 3 дес. Весь надел распределяется на следующие угодья: пашня, луга, огороды и выгон. Луга и огороды используются ежегодно, что же касается пахотной земли, то она используется приблизительно в 50% своей площади, большую часть которой занимает пшеница.

Хлеб сеется подряд на одном месте 3—4 года, затем остается под выпас скота на 4—5 лет. В настоящее время предполагают сеять на одном месте 9 лет, после 9 лет отдыха.

Порядок чередования растений: пшеница, пшеница-пшеница, разные и т. д. (хлеб по хлебу сеять—ни молотить, ни веять).

Всего рабочего скота в среднем на хозяйство приходится 2,6 головы, продуктивного 4,4 гол., мелкого скота 8 голов.

Сенокосов арендуется в среднем 0,9 дес. на хозяйство (зажиточные 21, середняки 5, бедняки 0).

Сложных машин на хозяйство в среднем приходится 1, 2 шт.

Вывод: система хозяйства неопределенная: полеводство, молочное животноводство и огородничество занимает в нем почти одинаковое положение. Смешанная система хозяйства не рентабельна. По мнению группы, хозяйства села Берды, чтобы быть более доходными, должны специализироваться согласно требованиям рынка.

II. Техника полеводства. Как залежь, так и старопашка вспахиваются осенью в сентябре месяце без боронования, на глубину 12—14 см. плугами. Лущения жнивья не ведется.

Способ посева всюду примитивный — ручной в разброс не сортированными семенами.

Озимых сеется очень мало, вспахивают под озимые в августе и тут же засевают. Весеннего боронования не производят.

Уборка производится в большей части как сена, так и хлеба машинами, хотя зачастую по хорошему хлебу предпочитают пускать в ход руки, вооруженные серпами.

Молотьба производится катком, провеивание в большей части руками — лопатой и редко веялкой.

Широкорядные посевы места не имеют. Урожайность средняя: ржи 50 п., пшеницы 45 п., овса 46 п., ячменя 48 п., проса 28 п., картофеля 500 п.

Вывод: Техника полеводства принятой системе хозяйства не соответствует. Хищническое экстенсивное полеводство непосредственно само мало доходно п молочное животноводство обслуживает плохо, отчего доходность последнего понижается.

III. Техника животноводства. Хлевы в большей части холодные, есть как редкость теплые, которые падают на группу зажиточных, в подстилку дается солома.

Дальнее расстояние до пастбища до 6 верст.

Воспитание молодняка самое примитивное, что убыточно, телок воспитывается лишь в исключительных случаях на ремонт или на продажу в 1—2 месячном возрасте. В среднем выпаивается на 1 телка цельного молока 4,4 ведра и снятого 2,3 ведра.

Скот кормят сеном, пшеничной мякиной и отрубями, которых на одну корову затрачивается в среднем 27 пудов.

Свиньи кормятся: картофельными отбросами, жмыхом, и мякиной. Убойный вес свиньи в годовом возрасте 4 пуда.

Доходность коровы в среднем 107 ведер.

На рынок сбывается молоко, сметана. Масло выделывается ручным способом (рукой в чугуне) только для себя.

Овцы дают в год 3 фунта шерсти каждая.

Скот местный, беспородный.

Выводы: Как видно техника животноводства усовершенствована слабо.

IV. Огородничество. Вспашка под огород производится весной, т.к. осенью нет времени его обрабатывать, да и огороды заливные, что внушает опасение, что может быть снесен верхний слой почвы.

Площадь под культурой в среднем падает на каждое хозяйство в размере 0,5 десятины, где главное место занимает капуста, огурцы и картофель. Остальные овощи сеются только для собственного потребления. На хозяйство приходится: капусты 330 кв. с., огурцов 246 кв. саж. и картофеля приблизительно 1000 кв. саж.

Урожайность: капуста 2820 пуд. с десят, огурцов 540 пуд., картофеля 450 пудов.

Продукты огородничества сбываются на рынке в свежем виде индивидуально.

Выводы: Огородничество — доходная отрасль хозяйства в селе Берды. Близость города — хороший сбыт обеспечивает развитие огородничества в широком размере

V. Бюджет.

Бюджет хозяйства Берд, 1926 год

Бюджет хозяйства Берд, 1926 год

Доклад № 6. Учреждения.

Сельсовет. Сельский совет, работающий в данное время, избран в декабре 1925 г., в состав его вошло 19 человек. Президиум состоит из 3-х лиц: Председателя, секретаря и заместителя председателя.

При совете есть несколько секций, но работают только 2 из них, культурно-просветительная и земельная. Остальные секции как-то — кооперативная, налоговая и благоустройства не работают. По объяснению председателя это зависит от того, “что нет с чего начать и над чем работать”.

Работа земельной секции выражается в разрешении всех земельных вопросов, как-то распределение угодий, надел и т. д.

Культпросвет, секция за все время проделала следующую работу: а) организовала красный уголок, деньги на его организацию собрала от постановки 2-х спектаклей. Красный уголок находится при сельсовете и руководит им член сельсовета учительница. Уголок располагает библиотекой в 550 экз. и 2-мя газетами—«Смычка» и «Село и Станица». Для дачи справок организовано справочное бюро.

По сообщениям председателя сельсовета и граждан, сельсовет работает видимо удовлетворительно. Благодаря тому, что поселок находится под городом и благодаря наличию в нем рабочих, работа Бердинского сельсовета несколько разнится от работы советов дальних деревень.

Несмотря на то, что население к Совету относится хорошо и должность председателя оплачивается в 42 руб, население очень неохотно идет в Совет. Предсовета говорил, что лучше согласился бы он отсидеть в тюрьме год, нежели работать в Совете. Такое отношение вызывается тем, что работа в Совете отрывает от домашнего хозяйства и активное участие в работе сельсовета подрывает основы его. Поэтому из всего состава сельсовета активно работает председатель совета, секретарь и член совета учительница.

Общих собраний граждан было 28. Характерно отметить то, что граждане избрав совет совершенно успокаиваются, надеясь, что Совет “все должен сделать”.

Таким образом видно, что активности, как со стороны членов совета так и со стороны массы нет.

Характерной чертой в истории Бердинского сельсовета является то, что состав его председателей менялся следующим порядком:

В 1920 году председателем был бывший атаман — середняк: в 1921 году — старый урядник. Председатель данного совета т. Семенов И.В., кандидат партии, работает в сельсовете вторые выборы.

Рост активности населения в выборах Совета характеризуется следующими цифрами:

Рост активности населения Берд в выборах Совета

Рост активности населения Берд в выборах Совета

При Совете имеется комитет Общества Взаимопомощи, членами которого состоят все граждане поселка. Работа комитета пока очень слаба. Материально комитет весьма беспомощен. Весь капитал состоит из членских взносов, на которые он запахал 2 десятины. Помощи населению пока не оказывал.

Кооперация. В 1912 гогу в селе Берды было организовано кредитное товарищество с количеством 470 членов. Инициатором организации являлся сельскохозяйственный банк.

В 1913 году кроме сельскохозяйственного товарищества было организовано потребительское общество. Население в кооперации участвовало на все 100%. Работа кооперации велась хорошо, что видно из того, что в 1915 г. оборот ее составлял 1 миллион рублей. В 1918 г. сельскохозяйственное кредитное товарищество и Е.П. Общество было заменено ЕРПО, со всеми присущими ему функциями.

Вновь кооперативная работа оживилась только в 1923 г., когда было вновь организовано сельскохозяйственное кредитное товарищество, которое получило от старой кооперации капитал в 11.000 руб. Новое товарищество широко было развернуло свою работу, имело 260 членов, но в апреле 1926 г , по инициативе кооперативной секции Губкома ВКП, Бердинское сельскохозяйственное общество вошло в состав 1-го Оренбургского кредитного товарищества.

В момент слияния из состава выбыло 190 членов. В данное время в поселке Берды имеется отделение 1-го Оренбургского кредитного товарищества, торгующее предметами широкого потребления и молочная артель.

Ячейка ВЛКСМ поселке Берды и 18 разъезда (по материальным обследованиям от 5-VIII—1926 г., составленным т. т. Сальниковыми Никоновым).

Ячейка ВЛКСМ объединения поселке Берды и 18 разъезда организована в сентябре 1924 года из 22 человек, по прошествии же месяца со дня организации ячейка выросла до 49 человек.

С течением времени, поскольку воспитательной работы среди организации не велось, число членов убыло и в данное время в организации числится 21 человек, из них рабочих 4, крестьян-казаков 7, служащих 8, батраков 2; кандидатов 3, а членов — 18 человек, юношей 20, девушек 1 — батрачка. По возрасту до 18 лет — 6 чел., до 20 лет — 8 человек, до 23 лет – 7 человек; по стажу с 1924 г. — 10 чел., с 1925 г. — 6 чел., с 1926 г. — 5 чел.

Образование у всех за начальную школу и 2-е малограмотных. Партядро в комсомоле — 2 кандидата ВКП(б). Актива — 4 человека. Политический уровень — грамотных 2, малограмотных 6, неграмотных 13 человек, пионеров в комсомоле 2 человека.

Посещаемость общих собраний за зимний период доходила до 80%. Беспартийная молодежь общие собрания посещает в количестве 6—10 человек. Как политорганизация, ячейка участвует в проведении политкампаний и праздников. Имеется большой клуб со сценой, где делаются бесплатные постановки в революционные праздники и платные для общественных организаций. При клубе имеется хоровой и драматический кружки, которые состоят на половину из беспартийных. По политграмоте за зимний сезон было проработано — политграмота Воробьева, но программа и устав комсомола не был проработан за неимением последнего.

Работа ведется и в красном уголке, совместно с культ-секцией сельсовета, путем устройства читок и бесед, вовлекая в уголок и беспартийную молодежь. Плана работы в ячейке не имеется, а потому и работа ведется слепо от случая к случаю. Участие ячейки в общественной жизни села проявляется очень слабо — на общих собраниях граждан и заседаниях сельсовета комсомольцы не присутствуют. Общественно-полезной работы ячейка не проводила. В кооперации, в комитете взаимопомощи ячейка не участвует.

Было прикрепление от ячейки ВЛКСМ к школьному совету, но участия в работе совета ячейка не оказала. Связь с учительством формальная, а деловой нет. При ячейке имеется отряд юных пионеров около 35 человек. Крестьян-казаков в отряде нет.

За зимний период ячейкой было выпущено 3 экземпляра стенгазеты. Ячейкой выписывалось 19 экземпляров “Молодой Большевик”, 5 экземпляров “Гудок”, 5 экземпляров “Смычка”, но газеты читаются каждым в отдельности.

Корреспондентов ячейка не имеет. Партруководство проводится через взаимное представительство. При ячейке есть библиотека “актив комсомольца”. Из 18 книг, из которых некоторые проработаны на политчитках.

Дисциплина в организации очень слаба. Отмечается непосещение собраний, пьянство, массовое хулиганство и исполнение религиозных обрядов. Авторитета перед молодежью ячейка не имеет, а взрослые относятся враждебно. Тяга в комсомол имеется, но с целью пробить себе дорогу на службу в какое-либо учреждение или на какие либо курсы, дабы получить какую-либо специальность и заделаться служащим. Среди девушек работы не проводится и тяги не замечается со стороны их в комсомол.

Школа Школьное здание построено в 1896 году обществом специально под школу. До этого школа была на квартире в частном доме.

Бюджет школы. Бюджет школы составляется из следующих источников: от Наркомпроса 129 р. 30 к., от УОНО 259 р. 55 к., от ВИКа 924 р. 38 к. По Договору от граждан села Берды 1.194 руб., из коих на содержание учителей 624 р., на отопление 90 р., на ремонт 450 р на мелкие расходы 30 р.

Инвентарь школы. Парт 4-х местных 40 шт. классных досок 2, столов 1, шкафов 3, баков для воды 2, тазов 2. Часов, стульев и умывальников нет.

Здание школы. Деревянное, штукатуренное внутри. Крыто железом. Полы деревянные, крашенные Потолок штукатурен. Всех комнат 9, из коих под классами 3 комнаты. Общая площадь их 152 кв. метра и кубатура 456 куб. метр.

Под квартирой учителя 3 комнаты. Площадь пола их 96 кв метр, и кубатура 288 куб. метр, квартира сторожа 1 комната 6 кв. м. — 18 куб. метр.

Раздевальня 2 комнаты 12 кв. м. 36 куб. метр. Вся площадь и кубатура здания школы выражается 266 кв. метров — 798 куб. метров. Окон 32. Световая площадь составляет 43 кв. метра.

Обслуживание школой детей школьного возраста. Всех детей школьного возраста в селе Берды 263. Охвачено школой 150 детей обоего пола. Остальные дети не охвачены школой по следующим причинам: отказ в приеме по малолетству 6 чел., поздняя явка 10 чел. болезненное состояние 2 чел., а все остальные не имеют возможности посещать школу, как но словам учителя, так и гражданина Тюрина, но необходимости работать дома и по недостатку одежды и обуви.

Состав школы. Все ученики — дети крестьян, за исключением 5 учеников детей рабочих и служащих, по социальному положению дети делятся на бедняков, батраков и середняков. Учеников зажиточных родителей нет.

Но группам. 1-я группа 66 учеников, из коих преобладающее большинство девочки (34), 2-я группа — 61 ученик и 3-группа — 23 ученика.

Учебная часть и отношение населения к школе. В начале года, на постановку работы население смотрело недоверчиво, ввиду частой смены учителей и по недопониманию обучения детей грамоте по методу целых слов. Против программного материала не возражают, интересуются. Граждане советовали поменьше заниматься политикой, но после бесед с ними, соглашаются и за политику. Против антирелигиозного воспитания выступлений не было, но ученики под влиянием родителей посещают церковь, за исключением детей рабочих и служащих. По анкетным данным видно, что большинство учеников верующие. К концу года влияние родителей значительно уменьшилось и посещаемость школы в религиозные праздники возросла.

Взаимосвязь школы с населением. Учитель является членом сельсовета. Члены школьного совета являются членами общественных организаций и принимают участие в работе по благоустройству школы. Школа является инициатором проведения революционных праздников и вливается в общественные организации.

Ученики принимают участие в заседаниях ВЛКСМ и на собраниях членов клуба; несколько учеников сострят членами клуба. 9 учеников состоят в отряде юных пионеров В отряд юных пионеров сначала записалось 24 ученика, но родители заставили выписаться и остались лишь те, у коих родителей нет и дети рабочих.

Управление школой и самоуправление. Школа управляется школьным советом. За 1925/26 учебный год заседаний было 7. Разрешались вопросы хозяйственные и педагогические. Высший орган самоуправления — общее собрание учеников, каковых было за год 10. Имеется санком. Заседаний было 6. Имеется школьный кооператив. Организован по инициативе самих ребят. Необходимость в организации такового вызвана тем, что в соседнем кооперативе школьным членам отпускались тетради по 4 коп., а у частных торговцев покупали по 7 коп. Членов правления 4. Из них один предправления и один казначей. Количество членов 85 человек. Остальные не вступали членами по бедности и несознательности. При вступлении платилось 10 коп. вступных и 5 коп. членских. Весь оборот кооператива за год выражался в 17 руб. Учет ведется правлением и контролируется ревизионной комиссией.

Влияние школы на окружающую среду. Ученики ведут агитацию через семью и среди подростков за новый быт. Влияние выражается в том, что учениками втянуто несколько подростков в члены клуба.

Хозяйство школы. При школе имеется земельный участок с марта месяца 1926 года в количестве 25 дес. к. м. Участок не использован ввиду поздней весны и был залит водой. Находится от школы на расстоянии 15 верст. Население от помощи в обработке огорода не отказывается.

Учитель вместе с агрономом спроектировали план работ на 1926/27 учебный год. Предполагается засевать огородными культурами. Но проекту весь продукт собранный с огорода, идет в пользование учеников, ухаживающих за огородом в целях премирования и вовлечения их в работу.

Имеются два дровника—сарая и 2 погреба. Заготовлено отопление на 1926/27 уч. год.

Требуется капитальный ремонт: заново переложить печи, исправить фундамент, покрасить крыши, полы и поделать водосточники по крышам.

Выводы конференции.

I. По докладу природоведческой группы: Географаческое положение села Берды и рельеф местности обеспечивает широкое развитие огородничества. Климатические и почвенные условия позволяют культуру посевных трав: люцерны, костра, житняка. Хищническое ведение лесного хозяйства должно быть изжито. Значительная засоренность полей требует усиленной борьбы с сорняками.

II. По докладу исторической группы: На современном облике села Берды сильно сказался факт военной колонизации данной местности. Выявляется определенная эволюция хозяйства от натурального потребительского хозяйства к товарно-производственному. Полеводство сокращается за счет развития огородничества и животноводства. Это здоровая тенденция, вызванная близостью рынка. Тенденция эта должна в будущем всеми морами поощряться.

Большие семьи распадаются, религиозность падает; растет тяга к просвещению; женщина начинает завоевывать свои права Все эти положительные тенденции намечаются лишь в слабой степени и требуется упорная работа культурной части населения, чтобы продолжать развитие этих тенденций.

Резкое изменение количества земли в результате проведенного землеустройства в корне нарушило прежние хозяйственные формы. Нужно искать выхода из положения путем развития интенсивности хозяйства. Близость города позволяет разрешить этот вопрос через огородничество и молочное хозяйство.

Ш По докладу бытовой группы: Ростки нового быта всходят быстрее, чем в глуши, близость города сказывается, но они вместе с тем, приносят много и отрицательных явлений. Надо обратить внимание города и теснее провести культурную смычку города с деревней. Демобилизованные красноармейцы под влиянием среды часто отказываются от принципов нового быта, — отрицательная тенденция, которая должна быть изжита путем нравственной поддержки со стороны полит-просветительных организаций.

IV. По докладу экономической группы: Неудобство расположения земельного участка в двух массивах, разрываемых на долгое время весенним разливом реки Сакмары диктует необходимость расселения на два или более земельных общества, тем самым будет уничтожена дальнеземельность, бич нашего степного хозяйства.

Приближение крестьян к земле через их расселение позволит увеличить интенсивность труда и тем самым будет изжита земельная теснота.

Правобережные поселки, отдаленные от города, могут иметь полеводственно-животноводческое направление, левобережные, близкие к городу, огородно-животноводческое направление.

Бессистемная распашка земель вызывает необходимость восстанавливать нарушенное плодородие почвы путем введения правильных севооборота и введения улучшенной обработки почвы.

Малоземелье не позволяет, восстанавливать плодородие почвы путем оставления ее под залежь, необходимо травосеяние, которое, кроме того, создает кормовую базу для животноводства.

Развитие огородничества потребует организации совершенной, механизированной поливки и отказ от примитивной поливки из колодцев.

Молочное направление животноводства, определяемое близостью города, требует повышения производительности местного беспородного скота путем: утепления скот- дворов; привития крови культурного красно-немецкого скота, рекомендуемого земорганами; организации отгонных табунов с отбором производителей быков от высокомолочных коров; организации контрольного союза при кормлении скота но нормам.

Выгодность молочного хозяйства заставляет бережно относиться к запасам кормов в хозяйстве. Рабочий скот является потребителем значительного количества кормов, а потому уменьшением количества рабочего скота можно достигнуть возможности увеличения числа молочных коров. Это положение, в связи с потребностью при интенсификации хозяйства значительного количества рабочих рук, выдвигает на очередь тракторизацию сельского хозяйства и его машинизацию. Тракторы, сложные молотилки, зерноочистительные машины должны стать задачей ближайшего будущего.

Вопросы машинизации и интенсификации, при переходе на систему товарного крестьянского хозяйства, на первый план выдвигает вопросы кооперации всех трех ее видов: производство, сбыт и снабжение, т.к. без нее не мыслимо осуществить все эти мероприятия; единоличному хозяйству не под силу применение достижения техники.

Те же положения обусловливают необходимость широкого кредитования сельского хозяйства.

V. По докладу учрежденской группы: Население относится пассивно к вопросам самоуправления. Перестройка экономической базы будет идти только при условии активного участия всего населения через органы самоуправления. Активность надо поднять. Задача школы — воспитать в учениках чувство гражданского долга и выпускать из школы активных строителей жизни.

Та же пассивность обрекает комитеты общественной взаимопомощи (симпатичнейшего учреждения) на жалкое существование. Это дело может быть сдвинуто только путем перевоспитания всей массы крестьянства и здесь опять выступает на первый план роль школы.

Кооперация имеет здоровые корни в плодородной почве и будущность ее обеспечена, но она все же требует грамотного работника в правлении и честного, активного рядового члена, воспитать которых опять таки должна школа.

Молодежь современной деревни далека от идеала, который рисуется в новой деревне. Обследование комсомола, как нельзя лучше, подтверждает это. Если и новая школа будет давать такой же “хулиганский актив”, какой давала старая школа, то вся ее работа ровно ничего не будет стоить.

Школа будет на высоте своего призвания лишь в том случае, когда, кроме грамоты, из нее ученик вынесет знания очередных задач в деле восстановления хозяйства района и явится на жизненном поприще активным, честным, грамотным гражданином в полном смысле этого слова.

C полным текстом работы “Ориентировочное краеведческое обследование села Берды Оренбургской волости, того же уезда” можно здесь

Эти выводы, сделанные группами и принятые конференцией с участием представителей населения, охватывают довольно широко всю совокупность краеведческого материала и говорят сами за себя. Только всестороннее обследование села Берды позволило вскрыть ту запутанную сеть взаимоотношений между отдельными элементами “базы” — экономики и “надстройки” — общественно-бытовых отношений, которая порождает совокупность явлений, называемую: “Деревня, как она есть”. Это же обследование выявило и место школы в общественной жизни деревни.<…> 

Источник: Ловырев Д. “Ориентировочное краеведческое обследование села Берды Оренбургской волости, того же уезда”, “Вестник просвещенца”, №12, 1926 год, стр. 37-65 

© 2019, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x