Продолжая цикл по оренбургской некрополистике, нельзя пройти мимо события, случившегося в декабре 2022 года – постановки на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры местного (муниципального) значения старинного кладбища села Гнездовка, расположенного на территории Каменского сельсовета Сакмарского района. Это первый опыт для Оренбуржья включения в Реестр некрополя как самостоятельного объекта культурного наследия.

Космический снимок Google Earth Pro с местонахождением Гнездовского кладбища.

Село Гнездовка, располагавшееся в 4 километрах к северо-востоку от Каменки и в 9 километрах к востоку от Никольского и уже несколько десятилетий как исчезнувшее с карты Оренбургской области, имеет интересную историю.

Исторически сельцо Гнездовка «с пашенной землею, сенными покосами, огородами, гуменниками, коноплянниками, полуречкой Чебелля и ключиком Елховым». врезалось ромбом восточнее села Никольского внутрь «Тимашевских земель».

Космический снимок Google Earth Pro территории бывшего села Гнездовка.

По преданию, этот участок земли Иван Лаврентьевич пожаловал Семену Константиновичу Гнездову за роспись им иконостаса в Никольской церкви в 1765-1768 годах. По иным сведениям, Семен Константинович Гнездов, в 1745 г. подпрапорщик ландмилицкого Билярского драгунского полка, позже цолнер Оренбургской пограничной таможни (т.е. надзирающий за сбором таможенных пошлин – от нем. «zollner», «zoll» – «таможня») получил этот участок (1600 десятин) в 1773 г. в приданое за женой Анной Ивановной.

Гнездовка на фрагменте карты 1905 года.

Документов, подтверждающих, что Анна Ивановна была дочерью Ивана Лаврентьевича Тимашева пока не выявлено, но Тимашевы к потомкам Гнездовых всегда относились по-родственному. Основой знаний последнего периода жизни Ивана Лаврентьевича являются его письма, короткие заметки, в основном о сельских делах:

«Не можно ли сыскать ищейной собаки, а также и соколов, они мне нужны не для ловли птиц, а единственно пужать галок с хлебов, тучами летают… У меня здесь от 12 лет до сущего старика все в деле, хлеб в Ташлах и в Никольском – благодать Божия по нынешнему году…».

«Скажу тебе, душа моя, – пишет Иван Лаврентьевич сыну в Уфу 27 июня 1783, – о посеве хлеба аржаного – а именно в Никольском 80 десятин, в Ключах – 30, Ташле – 170, Городках – 100. Сего, кроме крестьянского посеву, крестьянами сверх посеяно будет со удовольствием… Посев аржаной еще и по сих пор не полно, о котором выше писал за нераздиркою земли… О крестьянах никольских, стараюсь, еще, здоров буду, надеюсь в свои дома всех посадить…».

Анна Ивановна Гнездова (1733-1803) умерла, оставив большое потомство – у Гнездовых было пятеро дочерей. Ни один из их потомков не хотел расставаться с родовой Гнездовкой. В иные годы по деревне Гнездовке числилось до девяти владельцев-помещиков.

Из этого оренбургского дворянского «Гнезда» писатель Владимир Иванович Даль увез под венец в 1840 году в Никольскую Екатерину Львовну Соколову (1819-1878), дочь героя Отечественной войны 1812 года и выпускницу Института Благородных девиц.

Вот отрывок из рассказа Анны Ганюшкиной «Здесь венчался Владимир Иванович Даль» [1]:

«Краевед В.Д. Докашенко, собирая сведения о далёком прошлом села Никольского, беседовал со старожилами. Так, из многих рассказов, преданий сложилась версия о том, что В.И. Даль посетил наше село три раза. Первый раз – когда ехал в Гнездовку на помолвку. (Гнездовка – соседнее с нами село, территория Каменского сельсовета, в настоящий момент её не существует, в 70-х годах ХХ века это небольшое село было расформировано).

Из архивных источников известно, что В.И. Даль овдовел, имея на руках двух малолетних детей. Взвесив все обстоятельства, он принимает решение жениться вторично. В отдалённом от Оренбурга поместье в селе Гнездовка находилось небольшое имение отставного майора Л.В. Соколова (он получил имение за заслуги перед Отечеством). У Льва Васильевича и его жены Анны Александровны (урожденной княжны Путятиной) была дочь Катерина. Вот её-то в качестве невесты рекомендовал Далю один из местных помещиков Деевых, ибо и тётя Катерины (Дарья) состояли в родстве.

В Оренбургском областном госархиве имеется дело о вторичной женитьбе В.И. Даля, где собраны документы, свидетельствующие об обстоятельствах этого события. Особую ценность представляет записка В.И. Даля, написанная собственноручно аккуратным почерком:

Страница из архивного дела о вступлении во второй брак коллежского советника В.И. Даля. 20 июня 1840 г.

«Июня 21-го 1840. Коллежский советник Даль просит покорнейше о выдаче ему свидетельства в позволении сочетаться браком с девицей Катериной Львовной Соколовой, родившейся 2 марта 1819 года. Согласие матери её на союз этот получено. Коллежский советник Даль» [2]. (К этому времени отставной майор Л.В. Соколов уже умер).

Через несколько дней, 29 июня из С-Петербурга пришло свидетельство, в котором сообщалось, что «Коллежскому советнику В.И. Далю дозволено вступить во второй брак с девицей Катериной Львовной Соколовой, если со стороны Думного начальства не будет препятствий к совершению брака…».

Краевед В.Д. Докашенко из бесед со стариками Напольновыми, что жили на Бутырках (улица на окраине села), многое узнал и отразил в своих записках.

Разговор их происходил в 30-х годах, в то время один из стариков был постарше, другой помоложе (но обоим далеко за 70). В памяти их отлично сохранились события тех далёких лет. Помнят они, как в те годы любое событие в селе собирало всё население – от мала до велика – будь то какие-либо природные явления или приезд в село необычного человека. Эти важные события запечатлевались в памяти ярко, особенно в детской, цепкой.

Старики Напольновы (Дмитрий и Павел) были тогда ребятишками. Что видели сами, то запомнили, а ещё отцы рассказывали им, как приезжал в село Даль.

В тот первый раз, когда ехал он на помолвку в Гнездовку, в Никольскую заехал специально, чтобы осмотреть её. Подъезжая к церкви, увидел Владимир Иванович такую картину: недалеко в лужице купались гуси, в другой луже рылись свиньи, а рядом копошились куры – типичная картина деревенской жизни.

Мужики, встретившие его у церкви, были принаряжены: в новых лаптях с высокими цветными обмотками, в чистых зипунах. Они сняли шапки, поклонились, приветствуя важного гостя. Спросили его, к кому, мол, пожаловал. Даль попросил о встрече с дьяконом, чтобы тот помог ему осмотреть церковь.

Очень понравился Владимиру Ивановичу храм Никольский, и он принимает решение устроить здесь своё венчание. О предстоящем его втором приезде староста оповещает всё население Никольского. Проносится новость по селу из уст в уста о намечающемся венчании в здешнем храме «важного барина», «губернаторского уполномоченного», «господина».

Все в селе тщательно готовятся к приезду высокого гостя: подметаются улицы, белятся избы. Народ принаряжается к встрече с ним, и даже собирает нехитрые гостинцы для поздравления барина с обручением. Тут же и ребятишки снуют, волнение взрослых передаётся и им. Разве обходится без них какое дело? Это же новость, радость, похожая на праздник! Любопытно ведь посмотреть: из-за кого это суета такая? Разговоры, волнение…

Каково же было разочарование ребятни, когда предстал их взору господин «худенький такой, одетый в пиджачок, на голове – шляпа высокая…».

А вот коляска его понравилась – красивая, лёгкая, с такими тоненькими колёсами, что даже страшно: и как это господин не боится – а вдруг колёса в дороге сломаются?

Как жаль, что в не пустили ребятню: уж так хочется взглянуть, как венчают жениха с невестой… Придётся подождать, пока обряд закончится, и будут выходить. Любопытно взглянуть ещё разок на молодых. Вот уже и выходят они, собираются ехать, а невеста сама-то не садится, господин берёт её на руки и сажает в коляску. А народу собралось! Почти всё село. Все поздравляют молодоженов, приветствуют их, кто как может, норовят сунуть им свои гостинцы.

Кто-то берёт лошадей под уздцы и торжественно ведёт их, провожая. Впереди коляски знаменосец – верховой с шелковым розовым флагом. Свадебный кортеж в сопровождении доброжелательных сельчан выезжает на главную сельскую дорогу, держит путь на Гнездовку. Провожающие ещё долго машут вслед, простодушно радуясь чужому счастью, бурно выражая свой восторг.

Свадьбу справляли на Троицу. Говорят, что на этом торжестве присутствовало много гостей – не только родственники и друзья Владимира Ивановича и Катерины Львовны, но и помещики близлежащих деревень.

И в третий раз В.И. Даль посещал наше село Никольское, якобы проездом. И ехал уже со своим потомством, но достоверных сведений об этой поездке не имеется».

Краевед Клементьев Александр Иванович, собирая сведения по истории села Гнездовка, Гнездовского прихода, на свои сбережения издал книги «Гнездовка и гнездовцы», «Гнездовский сельский совет в годы Великой Отечественной войны».

К трудам А.И. Клементьева присоединились многие заинтересованные жители, которые активно помогали в предоставлении информации о прошлом, недавних событиях села, и чтобы этот материал не затерялся. Автором книги «Не исчезай село родное!» стал Гринь Виктор Федорович [3]. Книга была написана ко дню села – 10 июня 2007 года отмечалось 145-летие села Каменка.

Гнездовский сельсовет был образован в 1930 году, объединивший сёла Гнездовка, Каменка, Марьевка, Красный Восток, Перепёловка. Председателем совета была избрана Евдокия Синельникова. Сам населённый пункт обозначался на картах вплоть до середины ХХ века как «Гнездово» или «Гнездовка».

В 1958 году по решению Екатериновского районного совета пять колхозов: «Уголок Ленина», «Краснофлотец», имени Чкалова, «Новый путь», «Красный Восток» объединены в один колхоз – «Уголок Ленина» – Центральная усадьба село Каменка.

Сейчас села Гнездовка не существует. Фактически единственным памятным местом села осталось сохранившееся старинное кладбище.

Ворота кладбища бывшего села Гнездовка.

Территория кладбища уже несуществующего села ограничена деревянной оградой высотой до 1,5 метров с металлическими столбами (местами забор утрачен, металлические столбы сильно корродированы) и с въездными металлическими воротами советского времени, и таким образом сохранила свою целостность.

Старинные надгробия на кладбище бывшего села Гнездовка.Старинные надгробия на кладбище бывшего села Гнездовка.Старинные надгробия на кладбище бывшего села Гнездовка.

 

Точная дата открытия кладбища неизвестна. В качестве предположения высказывается мнение, что оно было основано в середине XVIII века, так как обнаруженные наиболее ранние надгробия датируются второй половиной XVIII столетия.

Старинные надгробия на кладбище бывшего села Гнездовка.

довольно долго было действующим, еще во второй половине XX века на территории кладбища совершались захоронения. После исчезновения села территория кладбища, к сожалению, неоднократно посещалось мародерами и вандалами – большая часть кованых элементов оград, надгробий, а также каменных памятников, в той или иной степени повреждена. На кладбище произрастают немногочисленные деревья и кустарники. Примечателен участок с высаженными соснами. Полевая трава высотой до полуметра. Кладбище окружают земли сельскохозяйственного назначения.

С двух сторон от входа на территорию кладбища установлены памятные камни с металлическими досками, на которых указывается:

«В память всех упокоенных на Гнездовском кладбище, об основавших деревню и о живших в Гнездовке с 1733 года. Жители с. Гнездовка. Май 2003 года»

и

«В память жителей деревни Гнездовки, усопших от голода, эпидемий и репрессий с 1733 года. Жители с. Гнездовка. Май 2008 года».

Имеющиеся на захоронения соответствуют русской православной и советской погребения. На сегодняшний день на визуально можно определить порядка 50-70 захоронений (по количеству выявленных надгробий), но имеются и еще не идентифицированные могилы.

Выявленные захоронения по техническому состоянию обладают различной степенью утрат. Так, имеются захоронения с полностью сохраненными памятниками и надгробиями, ряд захоронений с деформированными памятниками и надгробиями; большое количество захоронений утратили кресты и надгробия, либо имеют их фрагменты, например, обломки надгробий.

Памятники и надгробные плиты кладбища изготовлены из камня, песчаника, древесины, металла и бетона. Формы памятников над захоронениями имеют типологически следующие виды: простая прямоугольная и прямоугольная с арочным завершением плиты-стелы; трапециевидные обелиски, установленные на постаментах различной конфигурации и без них, деревянные и металлические восьмиконечные кресты.

Основные формы памятников и надгробий кладбища являются типичными среди аналогичных захоронений XIX века – первой половины XX в. и указывают на влияние классицизма. В целом, декоративное убранство памятников и надгробных плит аскетично, но есть профессионально выполненные каменные надгробья XVIII-XVIII веков, содержащие искусно высеченные надписи – сведения об умерших (имя, годы жизни) и эпитафии.

Гнездовка на фрагменте карты 1939 года.

На более поздних надгробиях и крестах имеются прикрепленные доски, иногда фотографии (у наиболее поздних). Степень сохранности надписей и изображений различна. Полная инвентаризация захоронений не проводилась, также пока не проведена работа по прочтению надписей на памятниках.

На имеется обелиск жителям с. Гнездовки, погибшим в годы Великой Отечественной войны, с красной звездой и двумя табличками с именами погибших и текстом:

«Родина, Земля Русская, орошенная кровью своих сынов, чтит их память вечно».

Таким образом, старинное кладбище является единственным напоминанием о ранее существовавшем селе Гнездовка, связанным с родом дворян Тимашевых.

В Реестр кладбище внесено как ансамбль с наименованием «Некрополь, являющийся памятным местом с. Гнездовка и его жителей».

(По материалам акта государственной историко-культурной экспертизы Е.М. Федосеевой от 4 октября 2021 года)

Источники:

[1] Ганюшкина Анна. Здесь венчался Владимир Иванович Даль
[2] ОГАОО, ф. 6, оп. 6, д. 11665, л. 1. Дело о вступлении во второй брак коллежского советника В.И. Даля. 20 июня 1840 г. – 28 июля 1841 г.
[3] Гринь В.Ф. «Не исчезай, село родное!» (краткая история села Каменка Сакмарского района). – Каменка, 2007.

, , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x