Мусульманское кладбище в Оренбурге

В перечень выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 24 марта 2023 года № 01-08-95 была включена

«Могила купца 1 гильдии, известного татарского мецената и просветителя Махмуда Мухаммед-Галиевича Хусаинова (1845-1910) и его жены».

Продолжаем публикацию сюжетов, связанных с оренбургской некрополистикой (слово «некрополь» переводится с древнегреческого как «город мертвых», «место, где живут мертвые»).
«Некрополистика – это вспомогательная историческая дисциплина, главным предметом изучения которой являются кладбища (некрополи), их описание, изучение и сохранение.

academic.ru

Рассказ о старейшем из сохранившихся городских кладбищ Оренбурга, как нельзя кстати, совпал у нас с важным событием, напрямую с ним связанным.

Оренбург, как и любой город, для упокоения усопших горожан имел на протяжении своей истории несколько городских кладбищ, захоронение на которых прекращалось в связи с их полным заполнением. Историю самых старых городских кладбищ неоднократно освещал в своих публикациях известный оренбургский краевед Александр Исковский.

Итак, территорию, распложенную севернее Форштадта, стали использовать под кладбище еще в XVIII веке. Постепенно кладбище росло, что напрямую было связано с произведением захоронений на нём жителями Форштадта, которые, несмотря на все требования оренбургской городской управы выделить участок под кладбище на собственной земле казачьей слободы, так и не организовали собственного кладбища и продолжали хоронить казаков на городской земле. Во второй половине ХIХ века христианское кладбище занимало площадь 200 на 150 саженей, было обнесено каменным ограждением, внутри которого в 1847 году была возведена каменная «кладбищенская» Смоленско-Богородицкая церковь.

Вид на ныне утраченную «Кладбищенскую церковь» у утраченного старого православного кладбища. Фотография конца XIX века.

Вид на ныне утраченную «Кладбищенскую церковь» у утраченного старого православного кладбища в Оренбурге. Фотография конца XIX века.

Кладбище располагалось на месте современных улиц Маршала Г.К. Жукова и Аксакова. Выше христианского кладбища, непосредственно примыкая к нему, с 1864 года расположился Градооренбургский Успенский женский монастырь, а чуть западнее по обе стороны от Уфимского тракта находились мусульманское (ныне квартал, ограниченный улицами Терешковой, Рыбаковской и пр. Победы) и еврейское (ныне квартал между пр. Победы и улицами Маршала Жукова и Аксакова) кладбища.

Расположение старых мусульманского и еврейского кладбищ у Конно-Сенной площади в Оренбурге

Расположение старых мусульманского и еврейского кладбищ у Конно-Сенной площади в Оренбурге

С ростом городского населения территория основного для города христианского кладбища увеличивалась на северо-восток вдоль Оренбургской казачьей станицы (Форштадта), по линии современной ул. Туркестанской, а с момента образования Успенского женского монастыря в 1864 году (под монастырь было отведено 10 десятин земли), площадь мест захоронений с северной стороны «приросла» православным кладбищем от линии современной ул. Аксакова до пр. Победы, с северо-востока ограниченная нынешним Кардонным переулком.

Наиболее достоверные сведения современников о городском кладбище Оренбурга относятся к 1874 году, тогда по генеральному плану планировалось расширение застройки Новой слободки и центральной части города и прирезка земли к кладбищу с северо-востока от артиллерийской лаборатории. К этому времени старое христианское кладбище территориально находилось в северо-восточной стороне города за Конно-Сенной площадью на расстоянии не более километра от городской застройки. Как таковой улицы, отделяющей его территорию от городской, не было. На север и восток от захоронений простирался пустырь, лишь на юго-востоке, если брать за ориентир центр города, находилась застройка Оренбургской станицы (Форштадта).

В 1875 году сформированная кладбищенская комиссия осмотрела все участки захоронений и составила по требованию её председателя И.И. Евфимовского-Мировицкого (известного общественного деятеля, редактора первой частной газеты в Оренбурге – «Оренбургского Листка») план всех захоронений и памятников. Осмотр оказался неутешительным. Христианское кладбище было признано запущенным – отсутствовала сторожка, могильные ямы вырыты беспорядочно, проезда между могилами нет, замечены кражи крестов, мраморных надгробий, чугунных оград и даже металлических букв с табличек. Сказывалось соседство с форштадскими кузницами, расположенными по берегу Урала, куда, скорее всего, и «утекал» металл с кладбища. Состояние же магометанского и еврейского кладбищ в Городской Управе сочли более опрятным и лучшим.

К 1890-х годам существующие оренбургские городские кладбища переполнились, захоронения производились по-прежнему хаотически, без соблюдения необходимых правил. Назрел вопрос в выделении новых участков под христианское, еврейское и мусульманское кладбища.

Из рапорта городского землемера А. Копытина от 1893 года в Оренбургскую городскую управу известно, что для христианского, мусульманского и еврейского кладбищ были подысканы и выделены новые участки. К существующему христианскому кладбищу, в 12 десятин, была сделана прирезка с восточной стороны – в 14 десятин, под новое еврейское кладбище был выделен участок к западу от военного кладбища (которое находилось за артиллерийскими пороховыми складами в районе современной ул. Депутатской), а

«магометанское кладбище отведено на новом месте, за лесным базаром, на расстоянии от оного в 85 саженях и от крайних построек вновь распланированных кварталов Александровской слободки в 150 саженях».

Участок нового мусульманского кладбища первоначально имел площадь 71/2 десятин. Его выделению предшествовала обширная переписка виднейших мусульман Оренбурга с Оренбургской Городской Управой. Мусульман не устроил первоначально предложенный участок в связи с тем, что на нем «сваливаются всякие нечистоты, вывозимые из обывательских ретирадов и казенных зданий», что оскорбляло их религиозные чувства. В 1892 году мусульмане Оренбурга и, в том числе известнейший и богатейший татарский купец-миллионер и меценат Ахмед Мухаммед-Галиевич Хусаинов, предоставили проект выделения им под кладбище участка за лесным базаром, который и был согласован Городской Управой.

План Нового мусульманского кладбища в Оренбурге, 1892 годПлан Нового мусульманского кладбища в Оренбурге, 1892 год
План Нового мусульманского кладбища в Оренбурге, 1892 годПлан Нового мусульманского кладбища в Оренбурге, 1900 год

В 1900 году к новому кладбищу по просьбе мусульман прирезали дополнительную территорию в 12000 квадратных сажен. В настоящее время территория мусульманского кладбища ограничена с юга ул. Орской, с запада – ул. Абдулинской, с севера – промышленной, служебной и складской застройкой различных организаций города, с востока – проспектом Победы.

Ворота мусульманского кладбища в Оренбурге

Ворота мусульманского кладбища в Оренбурге

«Новое мусульманское кладбище», официально открытое в 1893 году, имеет старинную кирпичную ограду конца XIX – начала XX века, вход на кладбище осуществляется со стороны ул. Орской через кирпичные въездные ворота конца XIX – начала XX века с арочным завершением и парапетными столбиками по обеим сторонам, имеющие возвышающийся над плоскостью арки замковый камень со ступенчатыми карнизами и дентикулами основания арки. Створки ворот металлические, запираются на замок, для входа используется калитка. От ворот идет центральная аллея кладбища без дорожного покрытия, что характерно для свойственного исламу минимализма в вопросах похоронного дела.

Мусульманское кладбище территориально и исторически связано с православным кладбищем, начавшим функционировать в 1915 году. Кладбища отделены друг от друга проспектом Победы (до 1985 г. – ул. Челябинской, а во времена возникновения кладбищ – Сакмарским трактом) и, как утверждают старожилы, в середине XX века совместно иронично именовались «Куликовым полем» (т.е. татары напротив русских).

Вид на центральную аллею мусульманского кладбища в Оренбурге

Вид на центральную аллею мусульманского кладбища в Оренбурге

Окончательно мусульманское кладбище было закрыто, судя по наличию большого количества захоронений 1970-х годов, к началу 80-х годов XX века. В настоящее время мусульманское кладбище не благоустроено, не разделено на кварталы, имеет только одну центральную аллею без дорожного покрытия. Кладбище не охраняется.

Окончательно мусульманское кладбище было закрыто, судя по наличию большого количества захоронений 1970-х годов, к началу 80-х годов XX века.Окончательно мусульманское кладбище было закрыто, судя по наличию большого количества захоронений 1970-х годов, к началу 80-х годов XX века.

В южной части кладбища, недалеко от въездных ворот, справа от центральной аллеи находится могила Махмуда и его жены. На могиле на бетонных основаниях установлены две надмогильные стелы из черного мрамора – Махмуд-бая и его супруги.

Надмогильная стела Махмуда ХусаиноваНадмогильная стела жены Махмуда Хусаинова
Надмогильная стела Махмуда ХусаиноваНадмогильная стела жены Махмуда Хусаинова

Перевод надписей на могильных плитах Хусаиновых.

1-й памятник: Принесший много пользы людям оренбургский купец Махмуд сын Мухаммеда-Али умер в 65 лет. О, Аллах, прими его с широким милосердием месяц шаабан 17 10 августа 1328 хижрия (мусульманское летоисчисление ) 1910 миладия.
Покойный за свою жизнь совершавший пожертвования для разных благотворительных дел завещал около полумиллиона рублей.

На обратной стороне: Это Оренбургу и Каргале в пользу школ и медресе Тевкелево имение из 2000 десятин земля и лес вакф (завещанное на благотворительность)

2-й памятник: С именем Аллаха Милостивого и Милосердного. Покойная Биби-Мафтуха дочь Фазлуллаха Акалаева, супруга Махмуда Хусаинова здесь похоронена. Умерла 1906, 10 декабря 37-ми лет.

Согласно информации, полученной из оренбургской татарской библиотеки имени Хусаина Ямашева, на стеле Махмуда Хусаинова выбит следующий текст:

«Здесь похоронен оренбургский купец из Оренбургской Каргалы … полмиллиона рублей суммы … в пользу мектебов и медресе, а также более двух тысяч десятин земли, лесов и лугов, называемых имением Тевкелевых … тратил и завещал … Умер 10-го августа 1910 г. …».

В начале XXI века надмогильные стелы Махмуда Хусаинова и его жены были отреставрированы силами мусульманской общины. В настоящее время могила Махмуда Хусаинова и его жены заросла густой порослью сирени и труднодоступна к осмотру.

Могилы Махмуда Хусаинова и его жены. Лето 2022 года.

Могилы Махмуда Хусаинова и его жены. Лето 2022 года.

Братья-купцы Хусаиновы – Ахмед (1837-1906), Абдулгани (Гани) (1839-1902) и Махмуд (1845-1910) внесли огромный вклад в развитие торговли Оренбурга (включая международной со странами Азии и Европы) и распространение просвещения среди мусульман Оренбургской губернии.

Ахмед Мухаммед-Галиевич ХусаиновНаиболее известен старший брат – Ахмед Мухаммед-Галиевич. Будущий богатейший предприниматель и выдающийся благотворитель родился в 1837 году в Сеитовом Посаде под Оренбургом (ныне – с. Татарская Каргала Сакмарского района). Дальние предки будущего купца приехали сюда в середине XVIII века из деревни Кибяк-Козино Казанской губернии и на протяжении нескольких поколений с успехом занимались коммерцией. Однако его отец, Мухаммед-Гали Хусаинов, не был столь удачлив в делах – он умер в крайней нищете, оставив многодетную семью без средств к существованию. В двенадцать лет старший из сыновей Мухаммед-Гали Хусаинова – Ахмед стал главным кормильцем в доме. Он брался за любую работу, трудился не покладая рук и сумел скопить 5 рублей. Именно с этой суммой старательный юноша начал собственное предприятие по торговле мелочным товаром и сырьем в Оренбурге. Ахмеду Хусаинову были присущи черты, характерные для коммерсантов и промышленников, ворвавшихся в деловой мир после отмены крепостного права. Вскоре к делу были привлечены младшие братья Ахмеда – Абдулгани (Гани) и Махмуд.

Ахмед Хусаинов, проведший молодость за тяжелым трудом мелкого торговца, промышлявшего продажей саманных кирпичей, шкурок сусликов, за что навсегда получил прозвище Суслик, хорошо знал цену трудовым деньгам. Поэтому его, уже преуспевающего купца, владевшего значительной недвижимостью в различных городах Российской империи, отличала удивительная бережливость и скромность. Он одевался как простой крестьянин, ездил в вагонах четвертого класса или на дешевых пароходах, при этом никогда не пользовался ресторанами, возя с собой нехитрую снедь в обычном холщовом мешке. Миллионер экономил даже на почтовых марках, отправляя корреспонденцию с нарочными.

Однако наибольшую известность в татарском мире России Ахмед приобрел не столько благодаря богатству, сколько щедрой и целенаправленной благотворительности. Купец, так и не освоивший в стенах кадимистского мектебе элементарных навыков чтения и письма, но, несмотря на это, сумевший сколотить гигантское состояние, безусловно, главную причину народных бед, нищеты и невежества видел в архаичных порядках, царивших в тогдашней конфессиональной школе. Он не раз повторял, что достойное образование помогло бы ему добиться еще более громких успехов на коммерческом поприще. Вот почему он осознанно и целеустремленно финансировал именно новые джадидские учебные заведения, оплачивал работу прогрессивно мыслящих мударрисов и мугаллимов по всей стране, не жалел средств на строительство школ, издание необходимой учебной литературы. Вместе с братьями Ахмед-бай возвел десятки мечетей в различных губерниях России с прекрасно оборудованными зданиями медресе при них.

По инициативе Ахмеда Хусаинова в 1889 году в Оренбурге появилось медресе «Хусаиния» – одно из крупнейших мусульманских училищ нового типа, в котором работали и учились выдающиеся представители татарской интеллигенции –

Сунгат Бикбулатов, Тахир Ильяси, Джамал Валиди, Гаяз Исхаки, Шариф Камал, Бурган Шараф, Нургали Надиев, Фатих Карими, Муса Бигиев, Гайса Еникеев, Закир Кадыри, Сагит Рамеев, Габдрахман Сагди, Муса Джалиль и многие другие.

Через год при медресе была построена 6-я соборная мечеть в Оренбурге, являющаяся ныне объектом культурного наследия федерального значения (современный адрес – ул. Кирова, 3).

Осенью 1906 года на средства Ахмеда Галиевича Хусаинова в Оренбурге состоялось открытие нового трехэтажного здания медресе «Хусаиния» (современный адрес – пер. Мало-Торговый, 2) с водяным отоплением и электричеством, домом имама, двухэтажным домом для учителей и служащих.

В 1896 году, разделив с братьями заработанное совместным трудом богатство, Ахмед-бай переехал в Казань, где заявил о своих капиталах по первой гильдии и поселился в великолепном особняке на Набережной Кабана (современный адрес – г. Казань, ул. Марджани, 42). 3 февраля 1896 году Ахмед Хусаинов был избран почетным членом Казанского губернского попечительства детских приютов. С 1898 года по февраль 1901 года состоял гласным Казанской городской Думы. 15 августа 1905 года принял участие в проходившем на Нижегородской ярмарке I Всероссийском мусульманском съезде.

Умер Ахмед Мухаммед-Галиевич 10 декабря 1906 года в Казани. В конце жизни Ахмед-бай завещал на нужды национального образования почти полмиллиона рублей, заключенных в вакуфном имуществе. Купец предполагал направить эти средства на создание солидной материальной базы крупнейших джадидских медресе, учреждение системы целевых стипендий на обучение талантливых шакирдов в средних, средних технических и высших учебных заведениях России, в мусульманских образовательных центрах арабского Востока. Он также ратовал за предоставление своеобразных «грантов» на написание и издание научно-популярной, учебной и просветительской литературы. Эти цели вплоть до Октябрьской революции успешно достигались особым Попечительным советом, в состав которого входили авторитетные духовные лидеры, представители буржуазии и интеллигенции.

После раздела капиталов между братьями средний брат Абдулгани (Гани) в основном занимался торговлей в Средней Азии, переехав в г. Казалинск Сыр-Дарьинской области, изредка бывая в Оренбурге. Махмуд осуществлял активную торговую и общественную деятельность в основном в Оренбурге, тесно взаимодействуя с передовой татарской интеллигенцией края.

Махмуд Мухаммед-Галиевич ХусаиновМахмуд Мухаммед-Галиевич , находясь в тени своего старшего брата Ахмеда, к сожалению, менее известен, но, тем не менее, являлся одной из ключевых фигур оренбургской торговли и политики конца XIX – начала XX веков. Как и старший брат, Махмуд также не только содержал много школ в Оренбурге и Сеитовом посаде, но и оказывал материальную помощь бедным ученикам. Вместе с Ахмедом Махмуд принимал участие в финансировании медресе «Хусаиния». Более того, Махмуд Хусаинов очень часто становился продолжателем просветительских и благотворительных дел своих старших братьев Ахмеда и Гани, их верным и добросовестным помощником.

На протяжении всей жизни братья Хусаиновы являлись одними из главных выразителей интересов мусульман Оренбуржья. Ахмед стал первым гласным из мусульман в Оренбургской городской Думе и исполнял эту функцию с 1879 по 1897 годы. Махмуд Хусаинов был гласным Оренбургской городской Думы с 1892 по 1910 годы. В 1888 г. Ахмед Хусаинов вошел в состав учрежденного по случаю опустошительного пожара в Оренбурге «Комитета помощи неимущим». После его объединения в 1890 г. с «Комитетом призрения неимущих и уничтожения нищенства» в Оренбурге к старшему брату присоединился и Махмуд Хусаинов, а после преобразования этой организации в 1892 г. они оба стали членами «Общества вспомоществования нуждающимся жителям Оренбурга», которому жертвовали значительные суммы.

Могила Абдулгани (Гани) Хусаинова. Фотография из книги.

После смерти старших братьев Махмуд Хусаинов оказался на позициях основного наследника капиталов и продолжателя семейных традиций благотворительной деятельности. Его завещание предусматривало финансирование таких направлений, как общественное призрение, распространение просвещения, общественное благоустройство. Оставленные Махмудом Хусаиновым на благотворительные нужды капиталы по своим размерам практически не уступали суммам завещания его старшего брата и стали вторым по величине пожертвованием в Российской империи.

В 2014 году одну из новых улиц Оренбурга было решено назвать улицей Братьев Хусаиновых, что подчеркивает огромный вклад братьев в развитие Оренбурга конца XIX – начала XX века.

 

Могила Махмуда Мухаммед-Галиевича Хусаинова, внесшего значительный вклад в развитие Оренбурга и Оренбургской губернии, имеет несомненную мемориальную и культурную ценность. Надмогильные стелы Махмуда Хусаинов и его жены – единый комплекс, образец монументального искусства и татарской эпиграфики начала XX века.

Но старое «новое мусульманское кладбище» Оренбурга стало последним пристанищем не только для Махмуд-бая, по информации из оренбургской татарской библиотеки имени Хусаина Ямашева могила его брата Гани также находится на этом кладбище и по имеющимся фотографиям ее, несомненно, необходимо идентифицировать.

Семейный склеп (мазар), выполненный в стиле модерн.

Семейный склеп (мазар), выполненный в стиле модерн.

До сих пор требует разгадки семейный склеп (мазар), выполненный в стиле модерн, расположенный на самом высоком месте кладбища – позади стелы «Оренбург – Фронту». Он ждет своего исследователя, так как пока не установлено представители какой купеческой семьи в нем обрели свой покой.

Межрегиональный научный центр «Наследие» надеется, на включение в ближайшее время в Реестр народной инвентаризации как могилы Гани-бая, так и других архитектурно-эпиграфических памятников, расположенных на территории мусульманского кладбища на проспекте Победы города Оренбурга.

, , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x