Накануне дня поминовения усопших Радоницы оренбуржцы всегда проявляли особое внимание к местам захоронения родных и близких.

Христианское кладбище рядом с женским монастырем в Оренбурге

Показатель самоуважения

На страницах газеты “Оренбургский листок” 130 лет назад (прим. “Бердской слободы”: в 1889 году) напечатана информация:

Радоница прошла при отличной погоде: тёплой и тихой, ясной, если не считать вихря, пронёсшегося над городом около 4 часов дня. Поминающих на было много, особенно детей. Но, Боже! В каком неизобразимом хаосе находится наше русское православное кладбище! По нём, что называется, не пройти нельзя, не проехать! Против Форштадта сломаны уже и ворота.

Невольно приходит мысль, что состояние кладбищ есть показатель нашей собственной опрятности и самоуважения. Замечательно, что дело об упорядочении кладбища совершенно готово. Осталось думе попросить лиц, составивших проект этого упорядочения, потрудиться до конца. Не тут-то было. Нашлись умники, которые сами ничего не делают и другим не позволяют. На нет даже надзора, караула. Есть лишь могильщики добровольцы, берущие цену за рытье могил тоже “добровольную”.

Отчего это приходские священники не помогают преосвященному архипастырю подействовать на православное и на все вообще христианские общества позаботиться об улучшении христианских кладбищ? Следует говорить об этом с церковных кафедр, и непременно найдутся добрые люди, которые почтут кости и прах прежде почивших отцов и братьев наших о Господе. Если дума не желает заняться упорядочением кладбища, можно обойтись и без неё. С разрешения духовного и гражданского начальства можно образовать всесословный комитет, и он не мудрое дело это сделает. Такой комитет под руководством кладбищенского причта будет и легален, так как содержание кладбищ по уставу медицинской полиции относится к обязанностям всех сословий горожан.

В 1892 году сотрудник этого же периодического издания радовался:

христианское посетили многие в день Радоницы и нашли, что оно несколько облагорожено проведением дорожек, уборкой сгнивших и валявшихся оградок, крестов. Однако до полного благоустройства не достаёт многого, прежде всего дорог. Нищих на кладбище не пускали, хотя они прорывались через ограду или под видом прилично одетых посетителей. В этот раз комитет о нищих выставил к воротам кладбища повозку с вывеской “В пользу нищих”. Повозка оказалась полной всякой всячины, а больше крашеными яйцами и булками. Нововведение это давно желательное. Попрошайки на кладбище в прежнее время надоедали сильно и мешали молитве, дёргая чуть не за полы.

Памятники и кресты расхищаются

Через год современник событий свидетельствовал:

Радоница, или родительский день, привлекла на христианские кладбища массу живых, молившихся о душах покойников, несомненно, искренно, так как идти в этот день на отдалённое при сильнейшем ветре и пыли для одного развлечения было бы неохотно.

Как ни старалась полиция у входа, а нищих попрошаек проникло на великое множество. Иные из них изобрели новое средство выпрашивания. Какая-нибудь старушенция, держа в руках поминальную книжечку, убеждает вас, что ей нужно хотя бы две-три копейки. Чтобы заплатить причту за панихидку по мужу, детям, но бедность-де лишает душу её этого удовольствия. Дают, конечно, пока не удостоверятся, что эта же фигура в десятый, а может быть, в двадцатый раз ищет средств помянуть сородников всё тем же способом.

Пыль от ветра стояла на ужасная и засоряла глаза. Но всё же члены причтов и штатные и заштатные с раннего утра и до 4 часов дня терпеливо служили панихиды, едва успевая удовлетворять верующих просителей и без малейшего ропота принимали за труд свой гроши, не торгуясь, а зачастую служили безвозмездно. Это очень отрадное явление.

городское, несмотря на усиленные заботы думской кладбищенской комиссии, всё ещё в великом беспорядке и неопрятно. Между тем существует городская кладбищенская контора, извлекающая ныне доходы от кладбища. Несколько извилистых тропок или дорожек без толку и кое-как расчищенных – вот и всё улучшение кладбища, о котором идут у нас заботы буквально 20 лет! Памятники и кресты над могилами по-прежнему портятся и расхищаются, могилы в беспорядке, мусор не убран и ямы, провалы не засыпаны. А сколько умничала эта милая думская кладбищенская комиссия над проектом первой думской комиссии в 1883 году! Кладбища иноверцев (татарское и еврейское) в лучшем порядке содержатся и доказывают, что мы, русские, не умеем почитать даже кровных предков своих. Есть могилы местных общественных деятелей, которые заслуживали бы попечения о себе за счёт города, например, Шапошникова, подарившего городу богадельню, и других, но и к ним и тропочек нет…

Состояние кладбищ очень волновало городские власти. Местный журналист в 1887 году счёл своим профессиональным долгом сообщить:

Давно ещё, 30 сентября 1874 года, епархиальное начальство обращало внимание городской думы на необходимость упорядочения общего христианского кладбища в Оренбурге, и дума уже делала поручение городской управе построить у кладбища хотя бы сторожку, но управа ничего лучшего не сделала и даже самый вопрос до последнего времени не выходил из области канцелярской переписки.

Наконец думой учреждена была 19 сентября 1885 года особая кладбищенская комиссия, в которую вошли оренбургский полицеймейстер, городской архитектор, губернский инженер-архитектор, городовой врач, кладбищенский причт и представители от иноверных христианских исповеданий – римско-католический священник и лютеранский пастор.

Ночлег для бездомных. Притон для воров

Кладбищенская комиссия под председательством гласного И.И. Евфимовского-Мировицкого прежде всего

изготовила точный план кладбища с нанесением на него всех памятников и, обозрев самоё кладбище, а также дело о нём, нашла, что наше христианское содержится, действительно, в беспорядке и крайне запущено:

  1. Могильные ямы роются где и как попало, без надзора и указания места, причём нередко разрываются чужие могилы, извлекаются из них человеческие кости, в одной могиле помещается по несколько гробов – один над другим, а надмогильные кресты и плиты передвигаются, изломанные же валяются по кладбищу.
  2. Дорог нет, а бывшие когда-то дорожки по кладбищу до такой степени загромождены беспорядочно разбросанными могилами, что по кладбищу нет теперь не только проездов, но местами даже проходов и доступа, так, что несущие гроб и сопровождающие его часто падают или вынуждены перелезать через памятники и оградки. Вследствие этого многие свободные ещё места на стали для погребения недоступными, а иные, как, например, у церкви и при входе, до невозможности переполнены гробами…
  3. Поломка и расхищение металлических украшений, крестов, образов, мраморных изваяний и металлических букв в надписях, расхищение замков и даже решёток, не только деревянных, но и железных, разрушение каменных оградок, а также поломка древесных насаждений на могилах не перестают быть явлением заурядным и давно вызывают справедливый ропот горожан.
  4. Надзора за кладбищем и окарауливания надмогильных сооружений не существует и на кладбище нет даже караульной избы, хотя бы для привратника (для лета могильщики сами устроили себе меж могилами мертвецов волчью нору, в буквальном смысле слова, где ночуют и укрываются от непогоды) – вследствие чего кладбище, по заявлению оренбургского полицеймейстера, служит ночлегом для безобразных бездомников и притоном для воров.
  5. Рытьё могил, как промысел, присвоил себе единственный могильщик – престарелый мещанин Милеев и потому производится вольными охотниками его за неопределённую, иногда вынужденную плату от 2 до 10 рублей за могилу, что весьма стеснительно для людей бедных и для всех, не желающих торговаться в печальные минуты.
  6. По городскому кладбищу валяются во множестве ветхие кресты и обломки подгнивших деревянных решёток, а также обломки от памятников…
  7. Восточная часть кладбища свободна от могил, но к ней нет проезда и даже доступа, особенно зимой.
  8. Кладбище, занимающее площадь в 31,350 кв. сажен или 13 десятин 150 кв. сажен, давно вызывает заботы о расширении погребального погоста отводом или прирезкой к нему нового земельного участка на северо-восток…

Будучи приведено в должный порядок, кладбище может служить нуждам городского христианского населения ещё десятки лет и оно удовлетворяло бы естественному человеческому чувству почтения к памяти усопших сродников наших хотя бы незатейливым содержанием в опрятности их могил и надмогильных памятников. Содержания кладбищ в должном порядке требует и закон в видах охранения народного здравия и свойственной месту благопристойности. Нельзя не отметить того обстоятельства, что местные кладбища – еврейское и магометанское – содержатся лучше и во всех отношениях опрятнее”.

Город отстаивал права на кладбище

Историк П. Столпянский, автор книги об Оренбурге, изданной в 1908 году, писал:

Православное кладбище, расположенное на восточной стороне города, находится от казачьего Форштадта менее чем на сто сажен и около самого рынка (ныне Центральный рынок. – Т.С.). Позади кладбища расположены артиллерийские погреба и лаборатория. Далее цепью под прямым углом тянутся и врезаются в самый город инородческие кладбища – еврейское и магометанское. Все эти три кладбища расположены на господствующей в городе местности. О неудобстве и близости к городу кладбища речь идёт с незапамятных времён, ещё в 1862 году думали перенести кладбище на новое место, но кладбище оставалось там же, где оно было…

Всё нововведение, которое сделано, заключается в том, что кладбище разбито на две части, ближе к церкви названо старым кладбищем и оно закрыто, разрешается хоронить только тем лицам, у которых имеются места, огороженные оградами. И восточная часть кладбища – новое кладбище, которое ежегодно увеличивается новыми и новыми прирезками земли. Дума неоднократно выбирала особые комиссии по вопросу о регулировании кладбища, об устройстве его, привидении в порядок и о постоянном наблюдении за ним. Но все эти комиссии, все кладбищенские комитеты обыкновенно бездействовали. Странное дело – мы считаемся православными христианами, народом глубоко религиозным и едва ли у кого-нибудь, кроме, конечно, диких племён, существует такая малая забота о кладбище. Полуразрушенные ограды, сломанные кресты, заброшенные памятники, могилы, поросшие бурьяном и крапивой, – место вечного покоя преждеживших. Могилы роются как попало, порожек не делается, деревья не сажаются – и кладбище производит глубоко печальный вид – нет уважения к памяти, нет уважения и к собственному достоинству.

Относительно кладбища у нас возник довольно любопытный конфликт между городским управлением и епархиальной властью. Последняя 24 января 1902 года возбуждала вопрос о передаче кладбища в ведение духовенства, обещая более исправное наблюдение за кладбищем, чем у города. Кладбище хотели приписать к собору, как не имеющему прихода. Но город упорно отстаивал свои права на кладбище.

Слева на снимке находится фрагмент магометанского кладбища, справа, перед мельницами, еврейское кладбище.

О местах вечного успокоения горожан составитель “Путеводителя по Оренбургу”, датированного 1915 годом, П. оставил такие строки:

В Оренбурге имеется два христианских кладбища: городское и военное. Первое находится за Конно-Сенной площадью (сейчас территория вокруг Центрального рынка. – Т.С.), рядом с женским монастырём, второе – за казачьим Форштадтом. Городское кладбище обнесено каменной оградой, а военное – земляным валом. На том и на другом кладбищах имеются церкви.

Городским кладбищем заведует городское управление. На городском христианском кладбище, вдвое увеличенном по случаю холерной эпидемии в 1892 году, кроме православных погребаются также католики, лютеране, старообрядцы и раскольники, последние для погребения своих единоверцев устроили на кладбище особую загородь. Видные же общественные деятели и более состоятельные граждане предпочитают могильные места на кладбище женского монастыря.

Для лиц нехристианского исповедания – магометан и евреев имеются особые кладбища между площадями Конно-Сенной и Мечетной, обнесённые каменными стенами.

Автор: Татьяна Судоргина

Источник: “Вечерний Оренбург” № 17 от 21 апреля 2004 г.

, , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x