Первая электрическая станция Оренбурга



120 лет назад, 28 января (9 февраля по новому стилю) 1899 года, в г. Оренбурге была введена в действие первая городская электрическая станция.

Первая электрическая станция Оренбурга

По красоте архитектуры и насыщенности декора промышленные сооружения ни в чем не уступали гражданским зданиям, а иногда даже превосходили их. Один из них – городская электрическая станция на улице Набережной, 25.

Судьба этого яркого образца промышленной архитектуры начала XX века очень печальна. Здание находится на берегу реки  в рекреационной зоне городской набережной, вблизи пляжей и площадок отдыха. До революции здесь располагался главный корпус первой в Оренбурге электрической станции. Строительство его велось в два этапа и окончательно было закончено в 1913 году. В главном корпусе находились: машинный зал, котельное отделение, механическая мастерская и кузница…

Первые годы

Электрическую станцию построили на правом, высоком берегу Урала, недалеко от бывшего конского лазарета Башкирского кавалерийского полка. Это место Оренбургской городской управой было выбрано летом 1897 года. Как показало время, выбор был неудачным. От железной дороги электростанция оказалась на расстоянии 3.5 версты, а от реки Сакмары, которая в то время использовалась для сплава леса, — 7 верст. Это затрудняло снабжение топливом и расходными материалами, удорожало себестоимость электроэнергии.

Подряд на устройство электростанции в октябре 1897 года получила Оренбургская строительная контора Московского промышленного товарищества В.И. Щербакова, которая за два года возвела три кирпичных здания. В главном корпусе разместились машинный зал, котельное отделение, механическая мастерская и кузница. В подвальном помещении смонтировали конденсаторы паровых машин, глушители газодвигателей и вентиляторную.

Количество первых абонентов ГЭС было ограничено 19 заведениями. В их числе здания общественного собрания, губернской канцелярии, типографии больницы, пансиона мужской гимназии, а также квартиры губернатора, архиерея и одиннадцати наиболее именитых купцов. В их числе были Сачков, Мешков, Перлов, Рыжиков, Капеллер и другие.

На городской электростанции было установлено два дизель-генератора мощностью 308 киловатт каждый и три парогенератора по 100 киловатт, которые приводились в действие паром, поступающим от трех паровых котлов. Установленная мощность электростанции составила 916 киловатт.

Первым заведующим электростанцией был назначен Антон Антонович Комисарчук. В штат городской управы была введена должность городского электротехника. Ее занял Федор Игнатьевич Москалев. В докладной записке городской управе он первым отметил, что при пробном запуске паровых машин в феврале 1900 года, котлы работали со значительной перегрузкой и были «слишком малы, вследствие чего при одновременном горении уличных фонарей и ламп накаливания у частных абонентов свет был настолько слаб, что даже невозможно было читать». Через несколько лет городской управой было принято решение о модернизации и расширении сети электростанции. С этой целью было выделено 250 тысяч рублей.

Уже через год Оренбургская электростанция имела 88 потребителей. Преимущества электроосвещения осознавались быстро. В городскую управу продолжали поступать заявления об устройстве электрического освещения в частных владениях. 20 апреля 1901 года такое заявление сделал, например, мещанин Алексей Спиридонов:

Желая иметь в вокзале Белова, что на берегу, электрическое освещение, я имею честь просить городскую управу устроить это за счет города, с тем, конечно, что я буду платить за отпускаемую энергию по счетчикам каждый месяц и устройство его оставить в собственности города, прошу поставить в саду 10 фонарей.

Согласно архивным документам, заявление Спиридонова было одобрено.

Электроосвещение  улиц города стало вводиться с 1903 года. В первые месяцы была установлена 61 дуговая лампа в 5 и 25 свечей.

При городской управе была создана электрическая комиссия, в обязанности которой входили вопросы эксплуатации Центральной электростанции, линий передачи, поддержание энергохозяйства города в надлежащем порядке.

По мере роста числа абонентов стоимость отпускаемой электроэнергии постепенно снижалась. Об очередном таком снижении «» писала 1 июля 1908 года:

С 1 июля пользование электрической энергией с городской электростанции будет по удешевленной цене, а именно: до 2000 киловатт-часов-по 32 копейки за киловатт-час, за следующие 1000 киловатт-часов-27 копеек и за следующие 1000 киловатт-часов и более-по 23 копейки за киловатт-час.

Надо отметить, что в начале прошлого века электроэнергия стоила довольно дорого и освещать электричеством свои дома могли только состоятельные люди…

В недалеком прошлом

В советское время на расширенной территории бывшей электростанции размещался Оренбургский электромеханический завод. Здание по улице Набережной, 25 подверглось коренной реконструкции, обросло чужеродными пристройками и надстройками. В соответствии с положениями Генплана города Оренбурга электромеханический завод выводился за пределы исторического центра на территорию нового завода «Инвертор» по проспекту Победы. После вывода завода в памятнике архитектуры разместился культурно-развлекательный комплекс завода «Инвертор».

К великому сожалению, в 2000 году там случился пожар. С тех пор объект культурного наследия по улице Набережной, 25 находится в «руинированном» состоянии. В 2007 году инициативной группой предлагалось реставрировать памятник архитектуры и разместить в нем Музей современного искусства. Однако дальше эскизного проекта дело, как это часто бывает, не пошло.

Особенности архитектуры

Бывшая электростанция построена в начале XX века в неоромантическом модерне. По образному строю это утилитарное промышленное сооружение напоминает собой здание дворцового характера, декорированное формами готического и романского стилей. Если не принимать во внимание последующие чудовищные изменения и искажения фасадов, то нельзя не заметить выразительность архитектуры и хорошие пропорции здания.

Композиция главного фасада симметричная. Двойные «венецианские» окна вертикальных пропорций разделены узким простенком с изящной пилястрой и капителью, Окна обрамлены полуциркульными арками. Сверху двойные окна объединены декоративными арками пологого очертания. Простенки между окнами укреплены настоящими «готическими» контрфорсами. Центр композиции выделен двумя огромными оконными проемами с полуциркульными арками и замковыми камнями. Над ними возвышается высокий треугольный фронтон с пилонами и декоративными зубцами в «готическом» стиле. Центральная часть фланкирована двумя невысокими фронтонами с «готическими» зубцами и аркатурными поясами. К великому сожалению, утрачен венчающий карниз в «готических» декоративных формах.

Фасады памятника архитектуры по улице Набережной, 25 выполнены из кирпича без всякой последующей отделки. Сложные и трудоемкие архитектурные детали виртуозно выполнены из «фигурных» кирпичей. Фактически это — продолжение «готической» модификации «кирпичного» стиля эклектики в эпоху модерна начала XX века. В промышленной архитектуре стены и декоративные элементы, выполненные из кирпича без последующей отделки, позволяли длительное время сохранять приличный вид построек без дополнительных ремонтов.

Несмотря на огромные утраты, здание по улице Набережной, 25 представляет значительный художественный интерес, как один из редких памятников архитектуры неоромантического модерна начала XX века. Существующая окраска кирпичных фасадов в разные колера вносит ненужную дробность в отделку здания, между тем как монохромные фасады выглядят более значительными и цельными.

Полуразрушенный, обветшалый и заброшенный памятник архитектуры по улице Набережной, 25 нуждается в грамотной профессиональной реставрации. И желательно с с ней не тянуть, иначе мы  потеряем его окончательно.

Источники:

  • Сгибнева О.Н. «Электрическая энергия доставляется…», Государственный архив Оренбургской области;
  • Смирнов Станислав, «Первая электростанция Оренбурга: история взлета и запустения», «Оренбургская неделя», 30.09.2018.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *