Если вы всерьез интересуетесь историей Оренбурга, то наверняка слышали о легендарной мельнице купцов Юровых. Это грандиозное сооружение в стиле промышленного модерна, построенное на заре прошлого века, уже 120 лет работает по своему прямому назначению.

Коллекция кирпичей, собранная Надеждой Кутафиной, весит два центнера.

ДВА ЦЕНТНЕРА ИСТОРИИ

А вот входящему в мельничный комплекс зданию, в котором в прежние времена располагалась контора, после революции не повезло. В советские времена здесь размещался магазин хлебопродуктов, а в перестройку оно оказалось бесхозным. И долгие годы находилось в ужасном состоянии. Но пару лет назад его предоставили мобильному историческому театру теней «Лица во времени», который создала поэт и журналист Наталия Ермашова в тандеме с краеведом и популярным блогером Надеждой Кутафиной. И у старинного здания, впавшего в небытие, началась эпоха Возрождения.

По-другому и быть не могло, потому что для каждой из них оренбургская старина не пустой звук. Досконально зная историю родного города, они проводит экскурсии, на которые собираются до полусотни человек. Некоторые даже приезжают из других городов. Вот и в основе постановок театра теней «Лица во времени» биография нашего города О. и судьбы выдающихся оренбуржцев, оставивших след в истории. Тех же купцов Юровых, под кровом которых получил прописку молодой театр.

На невероятном энтузиазме, с помощью близких и друзей-меценатов эти сподвижницы отремонтировали заброшенное помещение, не только воссоздав интерьер конца XIX – начала ХХ века, но и наполнив пространство вещами «с историей». Однако снаружи здание по-прежнему имело неприглядный вид, выбиваясь из общей гармонии памятника культурного наследия, за что новым хозяевам было стыдно перед купцами Юровыми, Поэтому появился проект дальнейшей реконструкции – «Собираем историю по кирпичику», получивший грант «Родные города».

Но приведение фасада бывшей конторы в соответствие с общей картиной комплекса – только один из пунктов этого проекта. Требовалось также довести до ума хранящуюся в красном углу юровской конторы на крепком стеллаже коллекцию (весом в два центнера!) дореволюционных и советских кирпичей с клеймами, собранную Надеждой Кутафиной. А именно, расшифровывать их таинственные вензеля.

Несмотря на то что Надежда Николаевна со свойственной ей основательностью изучила азы и приемы расшифровки кирпичных клейм, дело это оказалось нелегким. Чтобы точно определить хознина кирпичеделательного завода, нужен опыт. И коллегиальный совет с другими коллекционерами. Так Надежда Кутафина познакомилась с петербуржцем Владимиром Смирновым, который занимается этим более 20 лет. В его огромной коллекции кирпичи, сделанные не только в Петербурге, но и во всех губерниях обширной дореволюционной империи. В собрании нашей землячки по сравнению с питерским коллегой не так много «трофеев» – около полусотни. Но все они изготовлены в Оренбурге, где до революции было рекордное количество кирпичеделательных заводов.

ПЕЧЬ С ШИШКАМИ

В процессе расшифровки открывались целые пласты оренбургской истории. Толчок промышленному развитию края дал ввод в эксплуатацию в 1876 году железной дороги Самара – Оренбург. Потребовались в большом количестве строительные материалы, кирпичеделательные заводы стали появляться, как грибы после дождя. Вот и знаменитые мельницы Зарывнова, Путоловых, Юровых были возведены из местного кирпича того времени. У всех трех строений, появившихся на стыке веков, как и у купеческих династий, их создавших, оказалась разная судьба. В мельнице Зарывнова, считающейся объектом культурного наследия, ныне размещается компания «Руссоль». Редкий пример грамотной и бережной адаптации наследия к современным реалиям. Талантливая реконструкция превратила заброшенное здание в современный офис в стиле лофт. Неподалеку от мельницы Зарывнова находится Путоловых, тоже из оренбургского кирпича. К сожалению, плачевном состоянии. Метрах в 150 – мельница купцов Юровых, уцелевшая в жерновах суровой русской истории в своем первозданном виде.

Занимаясь кирпичами, Надежда Кутафина попутно коснулась производства дореволюционных изразцов, выяснив походу«родословную» зеленой красавицы-печи, сохранившейся в конторе Юровых. Оказывается, изразцы для нее были изготовлены на финском гончарном заводе Або 1915 году. И в каталоге старинных печей она значится как печь с шишками или просто «Сосна».

– Большинство домов из этих кирпичей сегодня являются объектами культурного наследия, – говорит Надежда Кутафина. – А кирпичи – свидетели времен, ценные реликвии. История кирпичей, по большому счету история купцов, строивших наш прекрасный город.

Кстати, экскурсия по всем трем мельницам, которую проводят Надежда Кутафина и Наталия Ермашова, тоже вошла в проект «Собираем историю по кирпичикам». Так же, как и устроенный ими художествен- но-поэтический вечер, посвященный 280-летию Оренбурга.

РИСУНКИ НА ЗАБОРЕ

В рамках гранта было снято два документальных фильма, в которых можно увидеть все этапы работы над проектом – как было, и как стало. Особенно интересно проследить за метаморфозами неприглядного фасада и облезлого забора, примыкающего к бывшей конторе, превращающихся на пазах зрителей в артобъект. Но это только в кино все легко и просто, На деле оказалось гораздо сложнее. Когда избавили здание от неуместного сайдинга, поняли, что работы – непочатый край. Помимо отделки надо было полностью менять разномастные окна, об- наличники, входные группы. А цены на строительные материалы резко возросли. В итоге расходы значительно превысили бюджет. Но, как всегда, на помощь пришли друзья и спонсоры, что в данном случае, наверное, одно и то же.

Так выглядела контора мельницы Юровых до ремонта.От облезлого забора не осталось и следа.
Так выглядела контора мельницы Юровых до ремонта.От облезлого забора не осталось и следа.

Огромную помощь оказали студенты Оренбургского государственного университета и художественного колледжа, среди которых был объявлен конкурс эскизов на оформление того самого забора, который примыкает к зданию конторы. Прежде чем приступить к работе, ребята совершили путешествие в прошлое, посмотрев иммерсивный спектакль «Место силы купцов Юровых». В результате были созданы не только эскизы будущего артобъекта, но и варианты логотипа для театра теней. Победителем признана студентка кафедры архитектуры ОГУ София Новикова, неоднократный лауреат всероссийских конкурсов студентов-архитекторов. Именно ее креативный сюжет преобразил злосчастный забор. Теперь его украшают козочки, казаки и прелестные оренбургские барышни. Это был, по признанию будущих дизайнеров, огромный опыт, который пригодится им в дальнейшей работе.

Благодаря ремонту контора Юровых органично вписалась в комплекс знаменитой мельницы, придав еще большей притягательности этой туристической локации нашего города.

– Проект получился во всех. смыслах масштабный, – говорит Наталия Ермашова. – Осуществлять его, связывая историческое здание с прошлым и настоящим, было непросто. Но мы справились. Теперь нам не стыдно перед купцами Юровыми.

Автор: Наталия Веркашанцева
Фото автора и Виктора Брейдера

, , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x