Торговый дом купца Н.А. Смочилина, 1909-1910-е годы (ныне – городской почтамт). Улица Кирова, 18. Пример солидного торгового дома в стиле модерн. Автор-архитектор не установлен.

Торговый дом Смочилина, 1900-е годы. На заднем плане «Американская гостиница (ныне – здание ФСБ).

Торговый дом Смочилина, 1900-е годы. На заднем плане «Американская гостиница (ныне – здание ФСБ).

Здание Городского почтамта – ещё один прекрасный оренбургского модерна. Этот объект культурного наследия расположен в историческом ядре города на улице Кирова (бывшей Гостинодворской). История постройки здания связана с оренбургским купцом Н.А. Смочилиным. На участке своей городской усадьбы он построил свой Торговый дом в модном тогда стиле. В советское время здесь расположился городской почтамт, переехавший из здания Почтово-телеграфной конторы (пр. Парковый, 2/ул. Цвиллинга, 1).

Как быстро летит время! Ещё недавно на глухом восточном торце почтамта под угловой башней с куполом можно было прочитать крупную рекламную надпись, сохранившуюся с дореволюционных времён: «Н.А. СМОЧИЛИНЪ. ЖЕЛЕЗНО-СКОБЯНАЯ ТОРГОВЛЯ». 

Ещё недавно можно было прочитать крупную рекламную надпись, сохранившуюся с дореволюционных времён: «Н.А. СМОЧИЛИНЪ. ЖЕЛЕЗНО-СКОБЯНАЯ ТОРГОВЛЯ».

Ещё недавно можно было прочитать крупную рекламную надпись, сохранившуюся с дореволюционных времён: «Н.А. СМОЧИЛИНЪ. ЖЕЛЕЗНО-СКОБЯНАЯ ТОРГОВЛЯ». Снимок конца 1940 -х годов.

Увы, в начале 2000-х годов эта историческая надпись была закрыта трёхэтажным зданием новой пристройки к зданию ФСБ (автор-архитектор С.И. Ржанников).

Городской почтамт. 1970-е годы. фото из коллекции Дмитрия Урбановича

Городской почтамт. 1970-е годы. из коллекции Дмитрия Урбановича. 

Размещённые на фоне кирпичной кладки, архитектурные детали здания почтамта вылеплены мощно и сильно, но вместе с тем изящно и благородно. В сложных, изогнутых и прихотливых декоративных формах видно явное влияние «символизма» западноевропейского модерна. Вместе с тем заметны также некоторые приёмы рационального направления модерна. Это проявляется, например, в ритмическом чередовании вертикальных пилонов и больших оконных проёмов между ними, что отражает конструктивную структуру здания.

Объект культурного наследия представляет собой большое трёхэтажное здание с высокими этажами и огромными окнами первых двух этажей. Главный (южный) фасад здания отличается масштабностью, монументальностью и какой-то столичной солидностью. Хороши и дворовые фасады, кое-где сохранившие первоначальную наружную отделку.

Главный фасад имеет типичную для модерна асимметричную композицию. Декор первого этажа изображает мощную горизонтальную рустику, на которой покоится массив здания. Плоскость главного фасада раскрепована ритмически чередующимися вертикальными пилонами, между которыми располагаются огромные окна в первых двух этажах и парные вертикальные окна на третьем этаже. Дополнительную «игру объёмов» создают три выступающих балкона на третьем этаже.

Основным акцентом всей композиции является правый (восточный) ризалит с главным входом, который находится не в центре, а сбоку, что очень характерно для модерна. Этот ризалит выполнен в виде красивой башни, увенчанной изящным четырёхгранным куполом с круглыми люкарнами. На куполе металлическое покрытие типа «рыбья чешуя», он дополнен наверху главкой и шпилем с флюгером.

Главный вход обрамлён декоративным порталом в символических формах модерна. Узел главного входа дополнительно акцентирован большим балконом третьего этажа с тремя прихотливо изогнутыми кронштейнами. В композиции здания применены окна разных пропорций. Большие, почти квадратных пропорций, окна-витражи первых двух этажей контрастируют с узкими «двойными» окнами третьего этажа.

Стены здания завершаются типичным для модерна плоским венчающим карнизом. Над карнизом находятся металлические ограждения, укреплённые в массивных, но изящных аттиках и парапетных тумбах, выполненных в стилистике модерна. Увы, интерьеры бывшего Торгового дома Смочилина не сохранились.

К сожалению, за время эксплуатации фасады памятника подверглись изменениям и искажениям. Заложены большие окна на втором этаже, сложные по рисунку оконные переплёты в стиле модерн давно заменены на примитивные современные, утрачено уникальное остекление из мелких выпуклых стёкол в верхней части окон и прочее. Современное цветовое решение не соответствует стилю модерн и портит в целом привлекательный внешний облик здания.

Список утрат можно продолжать и продолжать. В настоящее время этот объект культурного наследия содержится в неудовлетворительном состоянии.

Автор: Станислав Смирнов
Источник: Оренбургская неделя 03.05.2017

,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x