Татарская Каргала – центр мусульманской культуры и эпиграфический музей под открытым небом.

Старое кладбище Сеитова Посада (Татарской Каргалы).Старое кладбище Сеитова Посада (Татарской Каргалы).

Татарская Каргала – старинное мусульманское село на территории нынешнего Сакмарского района Оренбургской области, основанное в 1744 году казанскими татарами и являющееся практически ровесником Оренбурга.

Село в XVIII-XIX веках именовалось Сеитовым Посадом в честь своего основателя – купца Сагита (Сеита) Хаялина (ок. 1695 – 1758(?)).

В XVIII-XIX веках Сеитов Посад – крупный центр транзитной торговли между Средней Азией и Российской Империей. О богатстве жителей Татарской Каргалы и развитии в селе торговли говорят такие факты. В 1760 году в Сеитовом Посаде проживало 38 купцов, что было в 6 раз больше, чем в Оренбурге.

В 1792 году в селе уже было 1820 купцов. К концу XIX века только купцов 3-ей гильдии в Татарской Каргале насчитывалось 3361. В 1897 году численность населения Татарской Каргалы составляла свыше 13 тысяч жителей, т.е. купеческое свидетельство мог иметь практически каждый взрослый мужчина села. Помимо торговли, население Татарской Каргалы занималось ремесленным производством (22 производства) и хлебопашеством (20 мельниц).

Но не только своими купцами славился Сеитов Посад. С момента своего основания являлась для Российской Империи и ближнего зарубежья одним из культурных и духовных центров мусульман, формирующим интеллектуальную элиту ислама.

В период со во второй половины XVIII века по начало XX века здесь на средства местных купцов были построены 10 мечетей:

  • 1-я – в 1746 г.,
  • 2-я – в 1760 г.,
  • 3-я – в 1767 г.,
  • 4-я и 5-я – в 1773 г.,
  • 6-я – в 1790 г.,
  • 7-я – в 1792 г.,
  • 8-я – в 1795 г.,
  • 9-я – в 1884 г..
  • 10-я – в 1909 г.

Мечети обладали значительным вакуфным (т.е. переданным на религиозные или благотворительные цели) имуществом, за счет которого оплачивался труд мусульманского духовенства, производился ремонт и решались иные хозяйственные вопросы. Согласно архивным материалам первый вакуф был учрежден каргалинскими купцами в 1753 году – для нужд верующих выделяется участок лесных угодий. Также, например, известно, что купец 1-й гильдии Губайдулла Загитов «из собственного усердия к магометанской религии и ревности к общей пользе» выстроил в Сеитовом Посаде каменную мечеть стоимостью 26 тысяч рублей ассигнациями (130000 рублей на начало XIX века). Кроме того, к началу XX века при всех приходах Татарской Каргалы действовали попечительства из числа зажиточных каргалинцев.

Первым имамом Сеитова Посада был мулла Габдессалям Уразмухаммед, приехавший в 1746 году на новое место жительства из села Ташкичу (современный Арский район Республики Татарстана), им же были открыты первые школа и медресе. Габдессалям Уразмухаммед был талантливым поэтом, и его стихи впоследствии вошли в «Татарскую поэтическую антологию». Внук муллы – Абульманих Каргалый – также обладал поэтическим даром и стал классиком татарской поэзии XIX века.

Старшими ахунами (учеными-богословами) Сеитова Посада были: до 1768 г. – Габдессалям Уразмухаммед (1700-не ранее 1768), в 1768-1778 гг. – Абдулнасыр Габдессалямов; в 1778-1812 гг. – Абдрешит Абдулкаримов (1741-1812), в 1812-1834 гг. – Надыр Абдулвагапов (ум. 19.11.1834), в 1854-1883 гг. – Абдулкарим Рафиков (1796-1883), в 1884-1916 гг. – Исхак Махмутович Исмагилов (12.09.1826-16.03.1916).

Параллельно с открытием мечетей в Татарской Каргале строятся медресе (средние мусульманские учебные заведения). Так, в 1760 г. медресе появляется при 2-й, в 1773 г. – при 3-й, в 1789 г. – при 4-й и в 1802 г. – при 5-й мечети. К началу XX века при мечетях села существовало уже 9 медресе. К концу XIX в. число учащихся (шакирдов) достигает 700 человек (около 70 учащихся на одно медресе).

Медресе Татарской Каргалы в указанное время становятся центрами религиозного просвещения татар на территории Оренбуржья, готовившими представителей высшего мусульманского духовенства (ахунов), мухтасибов (надзирателей за соблюдением моральных норм ислама) и мударрисов (преподавателей медресе)).

На высокий уровень образования в каргалинских медресе указывает тот факт, что уже действующие имамы и мударрисы Волжско-Уральского региона часто отправлялись для совершенствования своих знаний в Сеитов Посад.

Необходимо отметить, что до создания Оренбургского магометанского духовного собрания священнослужители Татарской Каргалы имели авторитет не только среди татарского населения, но и среди башкир и казахов. Подтверждением этого является большое число представителей данных народов (в основном, казахов), обучавшихся в медресе Сеитова Посада.

Связь медресе Татарской Каргалы с образовательными традициями Средней Азии проявлялась в частых случаях переезда выпускников для продолжения образования преимущественно в Бухару, Самарканд, Кабул, Балх, Герат. Был и обратный культурный обмен – в стенах каргалинских медресе учились, пусть и не в большом количестве, – узбеки, иранцы, арабы – дети купцов и мударисов из Бухары, Самарканда, Хивы, Хорезма, Ирана, Аравии, а обучение осуществляли преподаватели из Бухары, Стамбула, Каира и других религиозных центров ислама.

Первоначально, в каргалинских медресе давали только религиозное образование, но с 1890-х гг. к нему добавляются светские дисциплины (математика, естествознания, география и др.). Обучение в медресе велось раздельное: для мальчиков и девочек. Девочек обучали грамоте и чтению, арифметике и законам шариата. Также в медресе давали уроки нравственности, этики, милосердия, умение рукодельничать, шить, вязать, готовить. Большое количество медресе обусловило высокий уровень грамотности среди жителей Татарской Каргалы.

Каргалинские медресе связаны с деятельностью известного татарского мударриса Абдуррахмана бин Мухаммедшарифа аль Кирмани. Он был выходцем из семьи феодалов-тарханов (землевладельцев) города Касимова. Духовная и просветительская деятельность аль Кирмани была направлена на возрождение традиций мусульманского образования у татар.

Большая часть выпускников медресе Татарской Каргалы сформировала мусульманскую духовную и интеллектуальную элиту XVIII-XIX вв. В медресе Татарской Каргалы обучались три будущих муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания, образованного по указу императрицы Екатерины II в 1788 г. и объединявшего всех мусульман Внутренней России и Сибири. Это Мухаммеджан Хусаинов аль-Джабали аль-Бурундуки (около 1756-1824), ставший муфтием в 1788 г., Габдессалям Габдрахимов (1765-1840), занимавший пост муфтия в 1825-1840 гг., а также Габдулвахид Сулейманов (1786-1862), муфтий в 1840-1862 гг.

В каргалинских медресе обучались многие выдающиеся представители татарской культуры: крупнейший татарский поэт XVIII века, автор многочисленных трактатов по философии, мусульманскому богословию, этике, праву, филологии Габдрахим Утыз-Имяни (1754-1834), общественный деятель и дипломат Абульманих Каргалый (1782-после 1833), автор популярных религиозно-дидактических сочинений Хибатулла Салихов (1794-1867), основатель одного из первых в Казани медресе «Халидия» Габденнаср Рахманкули (ум. 1835).

С селом в разной степени были связаны татарский драматург Габдерауф Ниязбаев (1881-1920), поэтесса Зайнаб Сагида (1837-1972), композитор Бату Мулюков (1928-1999).

Таким образом, мечети и медресе Сеитова Посада в период с XVIII в. до начала XX в. обеспечивали единое духовное, интеллектуальное и культурное пространство мусульман Оренбуржья и России.

Напрямую с культурой и традициями ислама в Татарской Каргале связано обустройство местных кладбищ, на которых обрели свой покой многие деятели мусульманского образования и культуры.

На территории села сейчас находится три кладбища: два из них в северной части села, а третье – в юго-западной («Дунайской») его части.

Наиболее старое находится в северо-восточной части села, на холме, ограждено каменным забором протяжённостью около 1800 метров. На территории кладбища огромную историческую ценность представляют каменные надмогильные памятники-стелы, называемые исследователями «кабрташами», а также мавзолеи. Наиболее ранние эпиграфические памятники датируются 1746-1748 годами.

Эпиграфический памятник - каменная надмогильная стела, называемая исследователями «кабрташ».Эпиграфический памятник - каменная надмогильная стела, называемая исследователями «кабрташ».Эпиграфический памятник - каменная надмогильная стела, называемая исследователями «кабрташ».

Эпиграфический памятник – каменная надмогильная стела, называемая исследователями «кабрташ».

Каждый кабрташ и мавзолей является уникальным произведением искусства. На кабрташах сохранились эпитафии выдающихся российских и среднеазиатских мусульман: религиозных деятелей, богословов, учёных, поэтов, меценатов, мастеров резьбы по камню, каллиграфов, ювелиров и т.д. Таким образом, старое является своеобразным «каменным архивом», музеем под открытым небом, где находятся тысячи уникальные произведения камнерезного искусства и каллиграфии.

В Татарской Каргале в 2006-2008 годах над изучением каменных эпитафий работал ученый-этнограф казанского Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ), доктор наук филологических наук, профессор, Марсель Ибрагимович Ахметзянов. В своих исследованиях он подтвердил факт нахождения на территории кладбища пяти старинных мавзолеев «тюрбе». Самый интересный из сохранивших до наших дней – мавзолей княгини Хадичабике, похороненной в 1755 году. В народе ее величали «генеральша» или, даже, «губернаторша». Это жена известного российского дипломата, генерал-майора, основателя Челябинска и помощника первого оренбургского губернатора И.И. Неплюева – Кутлу-Мухаммеда (Алексея Ивановича) Тевкелева (1674-1766), татарского мурзы из рода Тевкелевых (тат. Təfkilevlər, Тәфкилевләр), стараниями которого произошло присоединение к Российской Империи Младшего Казахского Жуза, а также обустройство созданной в 1744 году Оренбургской губернии.

Также весомый вклад в изучении старого кладбища Татарской Каргалы внес исследователь-археограф, научный сотрудник Центра письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ Венер Мударисович Усманов. Им был составлен каталог надмогильных каменных сооружений – эпиграфических памятников старого кладбища Татарской Каргалы. За период 2005-2022 годов им было издан ряд каталогов (на 2022 год – 12 томов), посвященных эпиграфическим памятникам Татарской Каргалы.

Таким образом, старое Сеитова Посада (села Татарская Каргала) представляет собой уникальный ансамбль мусульманских эпиграфических памятников XVIII-XIX веков, имеет большое историческое, архитектурное, искусствоведческое и мемориальное значение, как для Оренбургской области, так и для татарского и других народов России и Средней Азии, объединенных мусульманской культурой, и требует сохранения и научного изучения.

Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 09 июня 2023 года №01-08-210 «Старое мусульманское Сеитова Посада с эпиграфическими памятниками XVIII – начала XX вв.» включено в качестве достопримечательного места в Перечень выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области.

При подготовке публикации использованы материалы из книги: Искандаров Р., Искандаров А. Сеитов Посад: Очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы. – Казань: Татарское книжное издательство, 2005. – 175 с.: ил.

Источник: Межрегиональный научный центр «Наследие»

, , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x