В истории всем известного дома №28 на улице Советской, в котором находится краеведческий музей, много «белых пятен».

В истории всем известного дома №28 на улице Советской, в котором находится краеведческий музей, много «белых пятен».

Тайнами окутана история и его хозяина – Андрея Ивановича Еникуцева. До сих пор документально не подтверждено авторство архитектурного проекта, не известны моменты перестроек и реконструкций. Каким здание было изначально? Почему хозяин до самой смерти не переступил порог дома, построенного для любимого сына?

Несколько лет назад символом Оренбургского областного краеведческого музея (прим. “Бердской Слободы”: ныне Губернаторского музея) неожиданно стали грифоны – крылатые мифические существа с телом льва и головой орла. Оказалось, что их многочисленные фигуры украсили верхний фриз центрального зала музея более 150 лет назад.

– Эволюция архитектурного облика дома винного откупщика Еникуцева и имя архитектора не подтверждены ни одним письменным источником, – говорит старший научный сотрудник музея Марина Воробьёва. – В современных научных трудах бытует версия, что автор здания – архитектор Уральского казачьего войска Генрих Гопиус. Есть и другая – зодчий из Екатеринбурга Михаил Малахов.

Что же известно о хозяине дома? В 1789 году в Киеве в дворянской семье родился Андрей Иванович Еникуцев. Учился, воевал с французами, служил. По роду деятельности оказывался то в Уфе, то в Бугульме.

В 1824 году с женой Анной Андриановной и матерью прибыл в для службы надзирателем питейных сборов казённой палаты. В том же году у четы родился сын Николай. Мальчик рос болезненным, и решил, что его закалит обучение военному делу. Николая отдают в Неплюевский кадетский корпус.

Год 1835. решает построить для единственного сына дом на главной улице Оренбурга – тогда Губернской. Он обращается с прошением к губернатору Василию Перовскому о выделении места и выдаче на строительство в долг 15 тысяч рублей ассигнованиями под проценты сроком на один год.

Роскошный особняк построили за год. Однако семья в него так и не въехала. Почему? Тайна. Говорят, гадалка предсказала, будто бы в новом доме с семьёй Еникуцева случится беда. Якобы обеспокоенный нездоровьем сына Андрей Иванович не решился ослушаться предостережения. Хотя это не помогло: в 1851 году единственный его наследник Николай умирает в возрасте 27 лет. А следом, не вынеся горя, скончалась и жена.

В 1852 году генерал- выкупает у Еникуцева новый дом для своей канцелярии. С этого момента начинаются многочисленные перестройки одного из самых красивых зданий в Оренбурге – до самых советских времён различные государственные учреждения пристраивали и перегораживали… Сам купец этого уже не увидел: он пережил жену только на три года.

По данным старейшего краеведа Оренбурга Виктора Васильевича Дорофеева, когда-то под зданием музея находились старинные винные подвалы, занимавшие почти квартал. Сегодня осталась лишь небольшая их часть – на юго-западной стороне. Подвалы, цокольный этаж, бельэтаж, антресоль – из этих частей сегодня состоит здание музея.

Самая большая перестройка здания произошла в 1908 году. Документы зафиксировали, сколько было «разобрано», «утрачено», «искажено пропорций», «сбито», «уничтожено» элементов авторского проекта. А потом каждые 10-20 лет были ещё и ещё ремонты.

– Научные исследования и обоснования реставрационных работ в те годы не велись, – констатирует М.С. Воробьёва.

А это значит, что советские штукатуры-маляры смело расправлялись со старинной лепниной, скрывая под слоями побелки гордых грифонов и многочисленные цветочные узоры. В 1990 году, когда решено было провести основательную реконструкцию, о стиле ампир напоминало немногое. Облик здания претерпел столько перемен, что специалисты «Спецпроектреставрации» города Ульяновска под руководством архитектора С.К. Кручинина задумались, какой век взять за основу. Решено было проводить реставрационные работы на основе оставшихся ценностных архитектурных деталей. В некоторых местах послойно снимали краску и штукатурку до кирпича, положенного в 1835 году, пытаясь определить первоначальный облик здания.

В истории всем известного дома №28 на улице Советской, в котором находится краеведческий музей, много «белых пятен».

То, что получилось, видят сегодня посетители, проходя по залам музея, памятника архитектуры позднего русского классицизма. Внутри здания – анфиладная система планировки залов вдоль всего фасада, парадная мраморная лестница с лепным сводом, антресольный балкон. Но таким ли задумывал родовое гнездо Андрей Иванович Еникуцев?

С «белыми пятнами» дома №28 на улице Советской предстоит работать ещё не одному поколению историков.

Автор: Галина Широнина

Источник: “Вечерний Оренбург”, № 41 от 15 октября 2009 г.

, , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x