В XIX- начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики. Торговый извоз в городских поселениях Российской империи регулировался думами, которым в 1892 году предоставлено право составлять обязательные постановления о производстве извозного промысла, о типе извозчичьих экипажей, о городских омнибусах и других общественных экипажах, а также устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами.
Извозчик на Николаевской улице в Оренбурге
Законом 1900 года земским учреждениям было предоставлено право издавать обязательные постановления, касающиеся производства легкового извозного промысла, и устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами вне городских поселений. С извозного промысла в городах мог быть установлен, по усмотрению городских дум, особый сбор в пользу города.
В 1887 году были изданы правила о сборе с извозного промысла: сбор не мог превышать десяти рублей в год с каждой лошади, употребляемой в извоз; высший размер сбора в пределах указанной нормы, а также изъятия от сбора, определялись по каждому городу министром внутренних дел, по соглашению с министром финансов.
12 мая 1895 года Оренбургская Городская Дума на основании 108 статьи городского положения издала правила “О производстве извозного промысла”. Текст правил был напечатан в 22 июля 1895 года в “Оренбургских ведомостях” и в “Адрес-календаре и памятной книжке Оренбургской губернии на 1896 год”
§ 1. Извозным промыслом в г. Оренбурге могут заниматься лица всех сословий, как городского, так, и сельского населения с разрешения Городской Управы, которое выдается не иначе, как по представлении желающим заняться этим промыслом удостоверения от полиции и его благонадежности и по взнос им следующего в доход города и казны сбора по числу высылаемых на биржу экипажей.
§ 2. Право на извозный промысел, приобретенное одним лицом, не может быть передаваемо другому без особого на то разрешения Управы.
Жетон легкового извозчика
§ 3. Разрешается заниматься извозным промыслом и не лично, а чрез наемных работников, за поведение и поступки которых ответствует хозяин; при этом в работники можно нанимать только таких лиц, которых найдет возможным допустить к извозному промыслу полиция.
§ 4. Лица моложе 17 лет к занятию извозом не допускаются, ни лично от себя, ни по найму от хозяев.
$ 5. Получившим разрешение на извозный промысел выдаются из городской управы на каждый экипаж, высылаемый на биржу:
а) печатный экземпляр настоящего обязательного постановления по извозному промыслу с таксой и обозначением на обороте звания, имени и фамилии извозчика и наименование экипажа;
б) большой металлически знак с нумером, который должен быть прибить у легковых извозчиков к каждому экипажу у козел на видном месте, а у занимающихся перевозкою тяжестей к дуге;
в) малый знак с тем же № для вручения седоку или лицу, вверяющему извозчику для перевозки свои вещи или товары. Извозчик обязан всегда иметь при себе печатный экземпляр постановления с таксой и предъявлять его по первому требованию пассажира, иначе не может требовать платы за езду.
Такса для легковых извозчиков на езду по городу Оренбургу на 1896 год. Источник: “Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1896 год”, Оренбург, 1895, с. 43
§ 6. Без установленных знаков, которые возобновляются и оплачиваются в доход города и казны сбором два раза в год по полугодиям в апреле и октябре месяцах, никто не допускается к занятию извозным промыслом. Извозопромышленники, не внесшие следующего с них сбора своевременно или уплатившие оный в количестве меньшем против числа употребляемых в извоз лошадей, подвергаются, независимо от взыскания невнесенного оклада, денежной в доход, города пени, в размере пятидесяти процентов с суммы, остающейся в недоимке.
Примечание: Высочайше утверж. 9 июня 1887 г. мнение Государствен. Совета п. 3.
§ 7. Малый жестяной знак на цепочке должен быть постоянно на кушаке у извозчика для вручения его нанимающему извозчика лицу, если он этого пожелает, как залог, предупреждающий в седоке всякое сомнение в неблагонадежности извозчика; знак этот, по исправном окончании езды, возвращается извозчику, а в случай каких-либо недоразумений и претензий представляется в полицию.
Без установленных знаков, печатного экземпляра постановления и таксы извозчик не может выезжать на биржу.
Такса для легковых извозчиков на езду по городу Оренбургу на 1898 год. Источник: “Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1898 год”, Оренбург, 1897, с. 46
§ 8. Извозчики должны быть всегда, прилично одеты; выезжать на биржу на здоровых, а не на изнуренных лошадях, экипажи должны иметь прочные и держать их постоянно в полной исправности. Езда на изнуренных, худых, хромых лошадях, на неисправных, ободранных экипажах воспрещается.
§ 9. Извозчики обязаны по первому требование представлять на осмотр своих лошадей и экипажи. Осмотр производится в каждой части местным приставом совместно с членом Управы, при ветеринарном враче и каретном мастере, с целью удостовериться в здоровье и годности лошадей, в прочности экипажей и сбруи. Осмотр производится не менее двух раз в год в декабре и апреле. Неявившиеся на осмотр подвергаются законной ответственности. У явившихся же на изнуренных лошадях и неисправных экипажах отбираются выданные на право промысла знаки, и езда воспрещается, пока они не исправят экипажи и не заменят негодных лошадей годными. На освидетельствованных экипажах под сиденьем выбивается особо установленный штемпельный знак.
§ 10. Независимо того, в случае выезда извозчика для промысла на больной изнуренной лошади, на непрочном и ободранном. экипаже, полиция и члены городского общественного управления. вправе привлечь виновного к ответственности во всякое время, отобрав знак; воспретить выезд на биржу впредь до выздоровления больной и изнуренной лошади, до замены ее здоровою или же до приведения экипажа-в надлежащий вид.
§ 11. Извозчики, стоящие на бирже, не могут отказываться от подачи экипажа по требованию пассажира; а также не могут отказаться везти пассажира в местности, означенные в таксе; не могут требовать платы выше размера, определенного таксою, но по взаимному соглашению плата может быть менее определенной по таксе.
§ 12. Извозчики обязаны при езде держаться правой стороны, не останавливаться на средине улицы, не скопляться в проезжих местах, не ездить в ряд по двое и более, вдоль тротуаров останавливаться только в один ряд у театра, клубов, на гуляньях и вообще в местах ;большого съезда становиться по указанно полиции и, по требованию пассажиров, подавать экипажи по очереди.
Извозчики у железнодорожного вокзала в Оренбурге
§ 13. Извозчики, незанятые пассажирами, должны стоять на определенных местах, называемых биржами. Распределение извозчиков по биржам делается полицией по жребию. Незанятые ломовые извозчики обязательно, должны стоять также на определенных для них биржах, В случае остановок во время езды извозчикам воспрещается привязывать лошадей к тумбам, колоннам у подъезда, к решеткам городских садиков, а также не дозволяется ставить лошадей, так, чтобы они могли мешать свободному проходу пешеходов.
§14. Езда должна быть умеренно скорая и осмотрительная; ездить вскачь, вперегонку воспрещается; а также, воспрещается обгонять экипажи, если от этого может произойти стеснение; на поворотах должно лошадей несколько сдерживать. Без пассажира извозчик должен ехать шагом или небольшой рысью; по требованию пассажиров подавать экипажи по очереди и поодиночке, отнюдь не бросаясь вскачь. Ломовые извозчики, безусловно, должны ездить шагом везде, за исключением Николаевской улицы, по которой, начиная от Воскресенской церкви до городского бульвара, езда с тяжестями, вообще воспрещается. При движении обозом непременно должны быть перерывы через: каждый три лошади, на каждых трех лошадей должен быть особый проводник, и при езде также должны непременно держаться правой стороны улицы.
§ 15. Извозчикам воспрещается; являться на биржу в нетрезвом виде, производить на улице .шум, крик заводить брань и драку, оставлять свои экипажи и отходить от лошадей, спать на экипажах, сходиться вместе на тротуарах, преследовать обывателей назойливыми предложениями своих услуг, возить более 3-х пассажиров, позволять себе насмешки над проходящими, отправлять естественные надобности на площадях, улицах и вообще нарушать общественный порядок и тишину.
§ 16. С пассажирами извозчики должны обходиться вежливо, не выпрашивать на водку или на чай и никому никаких грубостей и дерзостей не делать. За. пьянство и грубости виновные будут привлекаться к законной ответственности. Если же случаи грубого обращения с пассажирами повторятся более трех раз, то виновные лишаются права выезда на биржу и выданные знаки отбираются.
§ 17. Жалобы на извозчиков должны быть предъявляемы чинам полиции. Если же пассажир не имеет времени лично заявить ее, то может прислать письменное заявление, с приложение малого жестяного знака, врученного ему везшим его извозчиком, или указанием номера извозчика.
§ 18. Вещи, оставленные седоками, извозчики обязаны немедленно возвращать по принадлежности, или же представлять в ближайшую полицейскую часть.
§ 19. По требованию полицейских чинов, извозчики обязаны беспрекословно и бесплатно везти:
а) поднятого полицией заболевшего, ушибленного или скоропостижно умершего;
б) поднятого в пьяном виде или буйного, вытащенного из воды, бродящего, в ненормальном состоянии рассудка;
в) для преследования подозрительных личностей, укрывающегося экипажа, для скорейшего извещения. начальства о пожаре или каком-либо важном происшествии.
Кроме того извозчика, обязан если видит лежащего на улице больного или пьяного, поднять и отвезти его в ближайшую полицейскую часть. Извозчики обязаны также в случай крайней необходимости для отвоза с места пожара вещей и пожитков, отвозить вещи в назначенные полицией места без всякой за cиe платы. Вообще извозчики обязаны безусловно повиноваться всем законным требованьям полиции.
§ 20. Как легковые, так и ломовые извозчики за исправление и очистку мостовых, улиц и площадей от навоза и мусора около биржевых колод на местах извозчичьих стоянок вносят ежегодно в городскую кассу но 50 коп. с каждого экипажа в год сверх платы за разрешение на право занятия извозным промыслом.
§ 21. Для ближайшего надзора и исполнения требований полиции и городского общественного управления по делам извозного промысла извозчики, как легковые, так и ломовые, избирают из среды своей старост, которые и утверждаются этом звании, по соглашению с полицмейстером, городской управой.
§ 22. Кроме того в помощь этим старостам, на каждой бирже должен быть помощник старосты из работающих на той бирже извозчиков, по их избранию. Помощники эти состоят в распоряжении извозчичьего старосты и наблюдают за чистотой и порядком каждый на своей бирже. Извозчики состоят в полном повиновении у старост и их помощников и обязаны исполнять все их законные требования.
§ 23. Постановление сие вступает в силу со дня объявления через две недели.
Справка “Бердской слободы”: Порядок оплаты гужевых перевозок регулировался и при Советской власти. 15 марта 1933 года вышло постановление горсовета “О порядке оплаты за гужевую перевозку пассажиров на подводах колхозов и единоличников по Оренбургскому району.
В связи с постановлением крайисполкома от 31 января 1933 года о недопустимости бесплатных разъездов уполномоченных и других должностных лиц на подводах колхозов и единоличников и в связи с изменением §4 постановления КрайИК-а от 20 декабря 1932 года, горсовет устанавливает по Оренбургскому району следующую оплату за гужевую перевозку пассажиров и подводах колхозников и единоличников:
Одного человека 50 коп. (при ясной, хорошей и сухой погоде) с 1 километра, 60 коп. при сырой, плохой погоде (дождь, снег, и т.д.) С двух пассажиров в первом случае 75 коп. и во втором случае 85 коп.
Три пассажира и более в первом случае 90 коп. и во втором – 1 рубль.
Установленные ставки входят в силу со дня опубликования настоящего постановления.
© 2018, Лукьянов Сергей