В XIX- начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики. Торговый извоз в городских поселениях Российской империи регулировался думами, которым в 1892 году предоставлено право составлять обязательные постановления о производстве извозного промысла, о типе извозчичьих экипажей, о городских омнибусах и других общественных экипажах, а также устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами.

Извозчик на Николаевской улице в Оренбурге

Извозчик на Николаевской улице в Оренбурге

Законом 1900 года земским учреждениям было предоставлено право издавать обязательные постановления, касающиеся производства легкового извозного промысла, и устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами вне городских поселений. С извозного промысла в городах мог быть установлен, по усмотрению городских дум, особый сбор в пользу города.

В 1887 году были изданы правила о сборе с извозного промысла: сбор не мог превышать десяти рублей в год с каждой лошади, употребляемой в извоз; высший размер сбора в пределах указанной нормы, а также изъятия от сбора, определялись по каждому городу министром внутренних дел, по соглашению с министром финансов.

12 мая 1895 года Оренбургская на основании 108 статьи городского положения издала правила “О производстве извозного промысла”. Текст правил был напечатан в 22 июля 1895 года в “Оренбургских ведомостях” и в “Адрес-календаре и памятной книжке Оренбургской губернии на 1896 год”

§ 1. Извозным промыслом в г. Оренбурге могут заниматься лица всех сословий, как городского, так, и сельского населения с разрешения Городской Управы, которое выдается не иначе, как по представлении желающим заняться этим промыслом удостоверения от полиции и его благонадежности и по взнос им следующего в доход города и казны сбора по числу высылаемых на биржу экипажей.

§ 2. Право на извозный промысел, приобретенное одним лицом, не может быть передаваемо другому без особого на то разрешения Управы.

Жетон легкового извозчика

Жетон легкового извозчика

§ 3. Разрешается заниматься извозным промыслом и не лично, а чрез наемных работников, за поведение и поступки которых ответствует хозяин; при этом в работники можно нанимать только таких лиц, которых найдет возможным допустить к извозному промыслу полиция.

§ 4. Лица моложе 17 лет к занятию извозом не допускаются, ни лично от себя, ни по найму от хозяев.

$ 5. Получившим разрешение на извозный промысел выдаются из городской управы на каждый экипаж, высылаемый на биржу:

а) печатный экземпляр настоящего обязательного постановления по извозному промыслу с таксой и обозначением на обороте звания, имени и фамилии извозчика и наименование экипажа;
б) большой металлически знак с нумером, который должен быть прибить у легковых извозчиков к каждому экипажу у козел на видном месте, а у занимающихся перевозкою тяжестей к дуге;
в) малый знак с тем же № для вручения седоку или лицу, вверяющему извозчику для перевозки свои вещи или товары. Извозчик обязан всегда иметь при себе печатный экземпляр постановления с таксой и предъявлять его по первому требованию пассажира, иначе не может требовать платы за езду.

Такса для легковых извозчиков на езду по городу Оренбургу на 1896 год

Такса для легковых извозчиков на езду по городу Оренбургу на 1896 год. Источник: “Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1896 год”, Оренбург, 1895, с. 43

§ 6. Без установленных знаков, которые возобновляются и оплачиваются в доход города и казны сбором два раза в год по полугодиям в апреле и октябре месяцах, никто не допускается к занятию извозным промыслом. Извозопромышленники, не внесшие следующего с них сбора своевременно или уплатившие оный в количестве меньшем против числа употребляемых в извоз лошадей, подвергаются, независимо от взыскания невнесенного оклада, денежной в доход, города пени, в размере пятидесяти процентов с суммы, остающейся в недоимке.

Примечание: Высочайше утверж. 9 июня 1887 г. мнение Государствен. Совета п. 3.

§ 7. Малый жестяной знак на цепочке должен быть постоянно на кушаке у извозчика для вручения его нанимающему извозчика лицу, если он этого пожелает, как залог, предупреждающий в седоке всякое сомнение в неблагонадежности извозчика; знак этот, по исправном окончании езды, возвращается извозчику, а в случай каких-либо недоразумений и претензий представляется в полицию.

Без установленных знаков, печатного экземпляра постановления и таксы извозчик не может выезжать на биржу.

Такса для легковых извозчиков на езду по городу Оренбургу на 1898 год.

Такса для легковых извозчиков на езду по городу Оренбургу на 1898 год. Источник: “Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1898 год”, Оренбург, 1897, с. 46

§ 8. Извозчики должны быть всегда, прилично одеты; выезжать на биржу на здоровых, а не на изнуренных лошадях, экипажи должны иметь прочные и держать их постоянно в полной исправности. Езда на изнуренных, худых, хромых лошадях, на неисправных, ободранных экипажах воспрещается.

§ 9. Извозчики обязаны по первому требование представлять на осмотр своих лошадей и экипажи. Осмотр производится в каждой части местным приставом совместно с членом Управы, при ветеринарном враче и каретном мастере, с целью удостовериться в здоровье и годности лошадей, в прочности экипажей и сбруи. Осмотр производится не менее двух раз в год в декабре и апреле. Неявившиеся на осмотр подвергаются законной ответственности. У явившихся же на изнуренных лошадях и неисправных экипажах отбираются выданные на право промысла знаки, и езда воспрещается, пока они не исправят экипажи и не заменят негодных лошадей годными. На освидетельствованных экипажах под сиденьем выбивается особо установленный штемпельный знак.

§ 10. Независимо того, в случае выезда извозчика для промысла на больной изнуренной лошади, на непрочном и ободранном. экипаже, полиция и члены городского общественного управления. вправе привлечь виновного к ответственности во всякое время, отобрав знак; воспретить выезд на биржу впредь до выздоровления больной и изнуренной лошади, до замены ее здоровою или же до приведения экипажа-в надлежащий вид.

§ 11. Извозчики, стоящие на бирже, не могут отказываться от подачи экипажа по требованию пассажира; а также не могут отказаться везти пассажира в местности, означенные в таксе; не могут требовать платы выше размера, определенного таксою, но по взаимному соглашению плата может быть менее определенной по таксе.

§ 12. Извозчики обязаны при езде держаться правой стороны, не останавливаться на средине улицы, не скопляться в проезжих местах, не ездить в ряд по двое и более, вдоль тротуаров останавливаться только в один ряд у театра, клубов, на гуляньях и вообще в местах ;большого съезда становиться по указанно полиции и, по требованию пассажиров, подавать экипажи по очереди.

Извозчики у железнодорожного вокзала в Оренбурге

Извозчики у железнодорожного вокзала в Оренбурге

§ 13. Извозчики, незанятые пассажирами, должны стоять на определенных местах, называемых биржами. Распределение извозчиков по биржам делается полицией по жребию. Незанятые ломовые извозчики обязательно, должны стоять также на определенных для них биржах, В случае остановок во время езды извозчикам воспрещается привязывать лошадей к тумбам, колоннам у подъезда, к решеткам городских садиков, а также не дозволяется ставить лошадей, так, чтобы они могли мешать свободному проходу пешеходов.

§14. Езда должна быть умеренно скорая и осмотрительная; ездить вскачь, вперегонку воспрещается; а также, воспрещается обгонять экипажи, если от этого может произойти стеснение; на поворотах должно лошадей несколько сдерживать. Без пассажира извозчик должен ехать шагом или небольшой рысью; по требованию пассажиров подавать экипажи по очереди и поодиночке, отнюдь не бросаясь вскачь. Ломовые извозчики, безусловно, должны ездить шагом везде, за исключением Николаевской улицы, по которой, начиная от Воскресенской церкви до городского бульвара, езда с тяжестями, вообще воспрещается. При движении обозом непременно должны быть перерывы через: каждый три лошади, на каждых трех лошадей должен быть особый проводник, и при езде также должны непременно держаться правой стороны улицы.

§ 15. Извозчикам воспрещается; являться на биржу в нетрезвом виде, производить на улице .шум, крик заводить брань и драку, оставлять свои экипажи и отходить от лошадей, спать на экипажах, сходиться вместе на тротуарах, преследовать обывателей назойливыми предложениями своих услуг, возить более 3-х пассажиров, позволять себе насмешки над проходящими, отправлять естественные надобности на площадях, улицах и вообще нарушать общественный порядок и тишину.

§ 16. С пассажирами извозчики должны обходиться вежливо, не выпрашивать на водку или на чай и никому никаких грубостей и дерзостей не делать. За. пьянство и грубости виновные будут привлекаться к законной ответственности. Если же случаи грубого обращения с пассажирами повторятся более трех раз, то виновные лишаются права выезда на биржу и выданные знаки отбираются.

§ 17. Жалобы на извозчиков должны быть предъявляемы чинам полиции. Если же пассажир не имеет времени лично заявить ее, то может прислать письменное заявление, с приложение малого жестяного знака, врученного ему везшим его извозчиком, или указанием номера извозчика.

§ 18. Вещи, оставленные седоками, извозчики обязаны немедленно возвращать по принадлежности, или же представлять в ближайшую полицейскую часть.

§ 19. По требованию полицейских чинов, извозчики обязаны беспрекословно и бесплатно везти:

а) поднятого полицией заболевшего, ушибленного или скоропостижно умершего;
б) поднятого в пьяном виде или буйного, вытащенного из воды, бродящего, в ненормальном состоянии рассудка;
в) для преследования подозрительных личностей, укрывающегося экипажа, для скорейшего извещения. начальства о пожаре или каком-либо важном происшествии.

Кроме того извозчика, обязан если видит лежащего на улице больного или пьяного, поднять и отвезти его в ближайшую полицейскую часть. Извозчики обязаны также в случай крайней необходимости для отвоза с места пожара вещей и пожитков, отвозить вещи в назначенные полицией места без всякой за cиe платы. Вообще извозчики обязаны безусловно повиноваться всем законным требованьям полиции.

§ 20. Как легковые, так и ломовые извозчики за исправление и очистку мостовых, улиц и площадей от навоза и мусора около биржевых колод на местах извозчичьих стоянок вносят ежегодно в городскую кассу но 50 коп. с каждого экипажа в год сверх платы за разрешение на право занятия извозным промыслом.

§ 21. Для ближайшего надзора и исполнения требований полиции и городского общественного управления по делам извозного промысла извозчики, как легковые, так и ломовые, избирают из среды своей старост, которые и утверждаются этом звании, по соглашению с полицмейстером, городской управой.

§ 22. Кроме того в помощь этим старостам, на каждой бирже должен быть помощник старосты из работающих на той бирже извозчиков, по их избранию. Помощники эти состоят в распоряжении извозчичьего старосты и наблюдают за чистотой и порядком каждый на своей бирже. Извозчики состоят в полном повиновении у старост и их помощников и обязаны исполнять все их законные требования.

§ 23. Постановление сие вступает в силу со дня объявления через две недели.

Справка “Бердской слободы”: Порядок оплаты гужевых перевозок регулировался и при Советской власти. 15 марта 1933 года вышло постановление горсовета “О порядке оплаты за гужевую перевозку пассажиров на подводах колхозов и единоличников по Оренбургскому району. 

В связи с постановлением крайисполкома от 31 января 1933 года о недопустимости бесплатных разъездов уполномоченных и других должностных лиц на подводах колхозов и единоличников и в связи с изменением §4 постановления КрайИК-а от 20 декабря 1932 года, горсовет устанавливает по Оренбургскому району следующую оплату за гужевую перевозку пассажиров и подводах колхозников и единоличников:

Одного человека 50 коп. (при ясной, хорошей и сухой погоде) с 1 километра, 60 коп. при сырой, плохой погоде (дождь, снег, и т.д.) С двух пассажиров в первом случае 75 коп. и во втором случае 85 коп.

Три пассажира и более в первом случае 90 коп. и во втором – 1 рубль.

Установленные ставки входят в силу со дня опубликования настоящего постановления.

© 2018, Лукьянов Сергей

, , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x