Почти сто лет назад на территории Тополёвого сада действовала первая в Оренбурге детская площадка – прообраз нынешних летних дневных лагерей. был заложен в 1889 году по инициативе городского головы С.И. Назарова, настоявшего на необходимости реорганизации городского водопровода. Когда был расширен, то явилась возможность осуществлять поливку существующих в городе садов и засадить тополевыми деревьями песчаную Кадетскую площадь. Благодаря быстроте роста, которой отличается так называемый «хвалынский» тополь, сад быстро разросся. До 1914 года в нем существовал летний театр, в котором выступали приезжие знаменитости. Сад освещался электричеством, для отдыхающих играл военный оркестр.

Почти сто лет назад на территории Тополёвого сада действовала первая в Оренбурге детская площадка – прообраз нынешних летних дневных лагерей.

Оренбург, вход в Тополевый сад

«Дети допускаются бесплатно»

Школьная комиссия городской думы 13 марта 1915 года при рассмотрении вопроса «Об организации в Оренбурге разумных развлечений для населения» передала на обсуждение местных думцев постановление, в котором среди прочего предлагалось: «В перешедшем в ведение города Тополёвом саду открыть детские гулянья и игры, назначив для них послеобеденное время от 2 до 7 часов»…

Участники совещания заведующих оренбургскими приходскими училищами 22 мая 1915 года высказали пожелание «устроить несколько детских площадок, представляя в летнее время детям, находящимся дома без призора и проводящим лето в шалостях, разумные развлечения, игры и работы…» Обсудив организационные вопросы, педагоги пришли к выводу: «Из числа осмотренных четырёх пунктов для устройства площадок наиболее удобными оказались две: Тополёвый сад и Летняя санатория за р. Уралом…» На заседании городской думы 17 июня 1915 года решено выделить 600 рублей на организацию детских площадок.

Информируя о том, что 24 июня 1915 года в Тополёвом саду открылась первая детская площадка, представитель оренбургской прессы уточнял: «На площадку дети от 5 до 16 лет для игр и занятий допускаются после записи бесплатно. Подвижные игры, ручной труд, чтения и беседы будут производиться на площадке 4 раза в неделю от 5 до 8 часов вечера».

Сохранился первый отчёт «об израсходовании аванса в сумме 50 рублей, отпущенных на оборудование детской площадки в Тополёвом саду». На эти деньги приобретены: «принадлежности для игр, книги, футбольный мяч и резиновые мячи разной величины, крокет, две железные трубы для самоваров, клюквенный экстракт, 5 фунтов сахара-песку, глина для лепки…»

«Из видов ручного труда – шитьё противогазов»

В «Отчёте о состоянии народного образования в г. Оренбурге за 1915 год» (далее – «Отчёт») несколько страниц посвящено деятельности детской площадки в Тополях. Любопытны статистические данные, представленные составителями «Отчёта» в разделе «О детях». Всего площадку посетило 1153 ребёнка (617 девочек и 536 мальчиков). По возрасту они распределялись следующим образом: меньше всего было 12-летних – 107; больше всего: 173 ребёнка от 5 до 6 лет, 174 подростка от 13 до 15 лет. По месту жительства: меньше всего было детей из центральной части Оренбурга, где проживали наиболее обеспеченные граждане губернского центра – только 143 ребёнка, больше всего детей с окраин – 403 человека. По национальности: русских – 1014 детей, поляков – 19, немцев – 19, евреев – 77, татар – 20 детей. По занятиям родителей: торговых служащих – 160 детей, чиновников – 669 , ремесленников – 142, чернорабочих – 61. По образованию: дошкольники – 173 (16%), неучащиеся – 67, гимназисты – 50, учащиеся реального училища – 14, учащиеся торговой школы – 12, учащиеся приходских школ – 756 (60%), учащиеся церковно-приходских школ – 27.

В разделе «Отчёта», озаглавленном «О посещениях», читаем: «Число детей, не пропустивших ни одного дня, – 83; число детей, бывших всего 1 раз, – 71. Общее число посещений – 7563, максимум посетителей в 1 день – 527, минимум посетителей в 1 день – 127, среднее число ежедневных посетителей – 315».

Авторы рассматриваемого нами документа утверждали: «Рядом с детьми зажиточных жителей играли босоногие дети городской бедноты, и это нисколько не мешало общему веселью. У руководительниц младших групп пользовались популярностью такие безыдейные и бессмысленные игры, как «Каравай» и «Чёрный баран». В старших группах игры приобретали воспитательный характер, и любимыми стали игры «Третий лишний», «Охотники», «Перебежки». В группе мальчиков установился только один тип игры, которым они занимались с увлечением изо дня в день, – футбол.

Из видов ручного труда на площадке имели место вязка, а затем и шитьё противогазов. Кроме этого, было несколько уроков лепки из глины. Работой этой дети занимались с охотой и показали примеры изобретательности и вкуса.

В течение месяца дети под наблюдением руководителей совершили три экскурсии: 1. Экскурсия для осмотра электрической станции. 2. Экскурсия на свечной завод. 3. Экскурсия в лес на старый Урал. Эта экскурсия особенно понравилась детям. В восемь часов утра 30 июля в стройном порядке около 200 человек вышли из Тополёвого сада и направились к архиерейскому дому (прим. ныне здание городской клинической больницы №2 в проезде Коммунаров, 19). Шли весело, с пением песен. Около 11 часов утра остановились лагерем у так называемого Кривого озера. Служителями приходских училищ был приготовлен чай. После чая началось неподдельное веселье. Дети с флажками устроили манифестацию с пением гимна и криками «Ура!» за здоровье Государя Императора и Августейшего Наследника. В полдень устроен обед, после которого опять началось веселье вплоть до отправления домой».

Оренбург, Тополевый сад

«Наиболее отвечает своему назначению»

Организаторы детского отдыха в Тополёвом саду в 1915 году сделали вывод: «Детская площадка, хотя и далеко ещё не была на той высоте, которые предъявляются к детским площадкам, всё же дала детям много счастливых дней бесконечного веселья и разумного развлечения. Несмотря на многие недочёты, принесла свою долю пользы».

Именно поэтому 95 лет назад (28 апреля 1916 года) создано специальное бюро по организации детских площадок в Оренбурге. Побывав в Тополёвом саду, представители бюро утверждали: «Наиболее отвечает своему назначению Тополёвый сад, который имеет не только вполне достаточно места для площадок, но и необходимые постройки, павильоны, где дети в случае нужды могут укрыться в дурную погоду, а более всего для устройства в них детских концертов: постановки детских опер и групповых чтений…» Депутаты городской думы 11 мая (прим. 24 мая по новому стилю) 1916 года постановили: «Тополёвый сад предоставить для нужд детской площадки…».

Современник событий оставил для нас описание детской площадки Тополёвого сада того времени: «Тополёвый сад обнесён высоким забором, с расходящимися из середины сада и по краям тенистыми аллеями. В центре сада находится фонтан, обсаженный цветами, а вокруг него площадка для детских игр. Беседки в саду служили защитой от дождя и для бесед. В одной из них помещались баки с кипячёной водой и умывальник. Небольшая часть сада занята громадным домом, в котором жили руководительницы площадок. В нём же находился зал для детских спектаклей, вмещающий около 300-400 детей, пианино, комнаты для хранения детских работ, игрушек, читальня. Во дворе дома находится здание для работ – рабочая комната с партами, доской, баком для питья и умывальником».

Из отчёта о деятельности летних детских площадок в городе Оренбурге за 1916 год, авторы которого постарались осветить атмосферу происходящего там в мельчайших подробностях, следует: «В Тополёвом саду количество записавшихся быстро росло». Всего их было 1598 (739 мальчиков и 859 девочек). По возрасту посетители площадки делились следующим образом: от 1 года до 6 лет – 411 малышей, от 7 до 10 лет – 773 ребёнка, от 11 до 14 лет – 414 детей. Была составлена и таблица «социального положения родителей». Из неё следует, что площадку в Тополёвом саду посещали 388 детей мелких служащих (приказчиков, городовых, рассыльных); 437 детей рабочих и мастеровых (столяров, маляров, извозчиков); 179 детей солдат; 172 ребёнка железнодорожников; 165 детей торговцев; 130 детей чиновников, учителей, офицеров; 72 ребёнка парикмахеров, портных, кондитеров; 55 детей тех, кто «занимался хозяйством».

Дети делились по возрасту на 3 группы: младшая – до 7 лет включительно, средняя – 8-10 лет, старшая – от 11 до 14 лет. Каждая группа носила название цветка, который в день открытия площадки был вывешен на месте, предназначенном для данной группы. Дети очень любили свои цветы, называя себя «васильком», «маком», «подсолнухом».

Местные педагоги в условиях военного времени прилагали максимум усилий для оздоровления подрастающего поколения не только летом, но и зимой. В редакцию газеты «Оренбургская жизнь» ещё в конце августа 1915 года поступило письмо, автор которого заявил: «Вопрос о зимних физических развлечениях стоит более чем остро. Ввиду недостатка помещений для учебных заведений ожидается большая скученность учащихся. Чтобы сгладить этот дефект, надо устроить развлечения на открытом воздухе и озаботиться устройством катка с музыкой на месте «Беловки» или «Тополёвки»… Родительские комитеты мужских и женских средних учебных заведений поздней осенью 1916 года обратились в городскую управу с просьбой уступить им «Тополёвый сад для устройства в нём катка исключительно для учащихся».

Оренбург, Тополевый сад

«Отвлекли от дурного влияния улицы»

Площадки работали от 5 до 8 часов вечера, в праздничные дни – от 5 до 7 часов. Занятия распределялись таким образом: «свободный час, беседа, ручной труд, марш, лёгкие гимнастические упражнения и систематические игры». Ребята старшей группы Тополёвого сада «были очень заинтересованы беседами по природоведению. В младшей группе рассказывались сказки. Детям показывали туманные картины: «Капитанская дочка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова».

Вскоре после открытия площадок маленьким оренбуржцам предложили «организовать журналы по названиям групп». На обложках были нарисованы и вырезаны соответствующие цветы. Основным содержанием журналов стали рассказы, сказки, стихотворения о жизни площадки, которые иллюстрировались детьми.

Составитель отчёта о работе детских площадок в 1916 году свидетельствовал: «У руководительниц площадок было намечено проведение небольших детских спектаклей. Три раза дети играли в городском театре, много раз в Тополёвом саду. Особенно хорошо прошли пьесы «Спящая царевна», «Берёзкины именины», поставленные старшими группами. Также выступал хор, оркестр балалаечников из детей. Сколько радости и весёлых минут доставляли детям спектакли! С каким интересом они шили себе костюмы, делали сабли, вышивали кокошники.

Для пения был приглашён специалист, разучивавший с детьми песенки, предусмотренные педагогическим собранием. На первых прогулках дети начинали петь «уличные» и «солдатские» песни, но им запрещали петь «свои» песни. Уже на второй прогулке они пели песни, выученные на площадке: «Андрей-воробей», «Козлик», «Ёлочка», «Во поле берёзонька стояла».

Как и планировали педагоги того времени, «больше всего времени на площадке уделялось играм. Дети младшей группы Тополёвого сада играли в «Кошки-мышки», «Каравай». Ребята из средней группы предпочитали «Пятнашки», «Море волнуется». В старшей группе чаще всего выбор падал на «Живую цель», «Перебежки», «Эстафетный бег», «Русскую лапту».

Дети занимались «лепкой, рисованием, вырезыванием, картонажем. Коллективные работы по лепке посвящались определённой тематике: «Зимовье зверей», «Сенокос». Вырезали фрукты, овощи, пейзажи. По картонажу сделаны: рамки, папки для писем, коробки для коллекций, грибы для спектакля».

Благодаря юным жителям Оренбурга летом 1916 года в Тополёвом саду появились «небольшие огороды, где были посеяны редиска, репа, фасоль, кукуруза. Огород всегда был полит, всегда в порядке».

Посетители площадки в Тополёвом саду из старшей и средней групп тогда же совершили несколько экскурсий: в Зауральную и Протопоповскую рощи, в Форштадтский лес, на Маяк, на Марсово поле.

За полторы недели до закрытия площадки детям розданы анкеты, с помощью которых организаторы летнего отдыха маленьких оренбуржцев пытались выяснить, понравилось ли им в Тополях. Все без исключения ребята заявили, что хотят посещать площадку и в следующем году. Они предлагали разнообразить набор игрушек, настаивая на наличии велосипедов, ходуль и устройстве качелей, каруселей, гигантских шагов. Многие надеялись, что в будущем учтутся их пожелания по организации занятий гимнастикой и спортивных игр (в шашки, шахматы, кегли, футбол).

По итогам работы площадки в августе 1916 года состоялось родительское собрание. Накануне открылась выставка детских работ: мамы и папы могли познакомиться с творчеством своих чад. Родители благодарили устроителей площадки, «отвлекших детей от дурного влияния улицы и давших возможность разумно проводить несколько часов в день».

 «Приглашение фребеличек необходимо сделать заблаговременно»

В последний январский день 1917 года из оренбургской управы инспектору народных училищ Оренбургского уезда, в отдел общеобразовательных учреждений ташкентской железной дороги, в правление оренбургского общества физического развития детей направлено письмо, в котором говорилось: «Опыт устройства минувшим летом детских площадок на Марсовом поле, в Тополёвом саду и школьном саду на Николаевской площади дал настолько заметные результаты, что городской управой предполагается устроить таковые и предстоящим летом, но уже в несколько большем размере, приурочив открытие их к самому концу учебных занятий, т.е. к началу мая…

Относя в значительной степени успех действия площадок в прошлом году на то обстоятельство, что в деле организации их и общем руководительстве принимали участие представители обществ и учреждений, давших на это и материальную помощь, городская управа имеет в виду тот же принцип объединённой организации и в предстоящем году…

Для удовлетворительного разрешения вопроса правильной постановки детских площадок и своевременного их открытия городская управа просит ускорить разрешение его в том или другом смысле, так как необходимо в ближайшее время выяснить объём деятельности детских площадок, а в зависимости от этого и приглашение того или другого количества фребеличек (прим. речь идёт о выпускницах педагогических институтов Фребелевского общества деятелей дошкольного воспитания, распространявших идеи немецкого педагога Ф. Фрёбеля). Приглашение последних необходимо сделать заблаговременно, не позднее февраля месяца. В противном случае ввиду значительного в последние годы спроса на фребеличек город рискует в лучшем случае не иметь выбора их».

«Будем воспитывать будущих граждан, не ломая их жизни»

Опасения оказались напрасными. Не повлияли на работу по организации детских площадок и революционные события февраля 1917 года. Но с начала мая 1917 года в Тополёвом саду устраивались театрализованные представления и потому на «совместном заседании в городской управе группы фребеличек и членов различных организаций» 23 мая 1917 года «представительницей фребеличек прочитан доклад о первых впечатлениях после осмотра площадок, предназначенных для занятий с детьми: «Тополёвый сад не удовлетворяет требованиям работы, так как в нём присутствует организация другого характера, а именно – секция разумных развлечений для солдат…»

В защиту своих требований другая фребеличка «осветила вопрос о значении воспитания. Она развила мысль о способности детей к подражанию взрослым и из этой мысли сделала вывод о невозможности совмещения двух организаций в одном саду. Тем более что организация разумных развлечений имеет целый ряд соблазнительных явлений, абсолютно недопустимых в детскую жизнь. На эти заявления были высказаны возражения со стороны представителя секции разумных развлечений: на репетициях присутствует не более 10-12 человек, которым нет дела до детей и которые совсем не могут помешать им.

Со стороны же членов местного самоуправления и других присутствующих фребелички встретили горячую поддержку своих взглядов…

После многочисленных прений вопрос был поставлен решительно: или мы будем воспитывать будущих граждан, не ломая их жизни, или мы удовлетворимся полумерами и будем бесконечно ждать какого-то момента, когда мы начнём новое воспитание.

Второй представитель от секции разумных развлечений сказал: «В этом вопросе не может быть двух решений. Если Тополёвый сад необходим, то он должен принадлежать детям…»

Депутатов высшего органа местной власти 31 мая 1917 года известили: «Школьная комиссия городской думы, на рассмотрение которой была передана просьба секции разумных развлечений Совета солдатских и рабочих депутатов о предоставлении Тополёвого сада в её распоряжение, постановила: «Просьба секции не может быть удовлетворена в полной мере, так как в Тополёвом саду уже намечено устройство детской площадки, ввиду чего сад мог быть предоставлен лишь временно до приезда её руководительниц. Тополёвый сад необходимо передать в полное распоряжение площадки, так как совместная работа с другой организацией в одном месте совершенно невозможна…»

 «Солдаты оказались чуткими»

Под заголовком «Светлое явление» в газете «Оренбургская жизнь» тогда же обнародовано сообщение, подготовленное руководительницами детских площадок: «Приехав в город работать на детские площадки, мы горячо приветствуем то разумное отношение к таким сложным и отвлечённым понятиям, как воспитание детей, которое высказали демократические организации (солдатки и солдаты). На их долю выпало довольно трудное решение: выделить из громадного количества детей только 1 тысячу для посещения площадок.

Мы, работающие, не могли обойтись без их помощи, а солдатки решили этот вопрос с большим достоинством для себя: «Товарищи! Уступим место наиболее нуждающимся!». И приняли на себя добровольно все хлопоты для выявления этих нуждающихся, сами разделили город на районы, сами известили всех заинтересованных солдаток и сами решили провести обследование и направить детей на площадки.

Когда же встретилось второе затруднение в отведении места занятий для детей в Тополёвом саду, где поместилась секция разумных развлечений, пришлось этот вопрос поднять в исполнительном комитете совета солдатских депутатов. Товарищи солдаты оказались настолько чуткими к такому серьёзному и сложному вопросу, что без всяких колебаний заявили: «Для этого святого дела мы должны немедленно отказаться от сада и предоставить его всецело в ведение детей, чтобы они имели возможность начать своё воспитание правильным путём».

Мы, присутствующие на этих собраниях, не можем не отметить этих фактов и твёрдо верим, что дело закрепления всего светлого и радостного, добытого революцией, находится в прочных руках нашей русской демократии».

«Приняты преимущественно дети, отцы которых призваны на войну»

Запись детей на площадку в Тополях «производилась по выбору представителей оренбургского комитета солдаток и Совета солдатских депутатов. Приняты преимущественно дети, отцы которых призваны на войну, сироты и дети особенно нуждающихся родителей. Всего принято до 300 детей – на каждую руководительницу не более 50 детей. Дети разбиты на четыре группы: от 3 до 7 лет, от 7 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 14 лет». Открылась детская площадка в Тополёвом саду 9 июня 1917 года.

Городские власти прилагали немало усилий к созданию благоприятных условий для работы детской площадки. Один из членов управы 26 июня 1917 года просил заведующего оренбургским водопроводом «немедленно исправить на детской площадке в Тополёвом саду». Стекольщику Лазареву чуть позже поручено «немедленно вставить стёкла в Тополёвом саду по указанию фребеличек».

Сохранились многочисленные счета, выписанные оренбургскими коммерсантами и оплаченные городской управой на расходы по организации экскурсий (для питания детей во время путешествий приобретены 6 пудов сахара, 50 калачей, чай, картофель, огурцы); по «перевозке рояля в Тополёвый сад из магазина Новицкого и обратно», «за прокат его в течение двух месяцев»; по закупке игрушек и канцелярских товаров.

У правления оренбургского общества народной трезвости отдел народного образования городской управы позаимствовал «для надобностей детских площадок световые картины для волшебного фонаря по выбору руководительниц…»

 «Для устройства спектакля»

Отчёты о работе руководительниц площадок, составляемые каждые две недели, свидетельствуют о том, как маленькие оренбуржцы проводили время на детской площадке Тополёвого сада летом 1917 года: «От 5 до 8 часов вечера ежедневно, кроме одного дня в неделю, когда площадки закрыты, с детьми проводятся подвижные игры, рисование, лепка, ручной труд, читаются и ведутся беседы о прочитанном.

Все важные события из жизни площадок, споры между детьми обсуждаются и разрешаются самими детьми на общих собраниях.

Дети старших групп ходят на экскурсии: на Маяк, в Протопоповскую рощу, форштадтские луга, в войсковую сельскохозяйственную школу, в типографию, в городскую управу, на свечной завод. Неизгладимое впечатление произвело на детей посещение зверинца, организованное 26 июня 1917 года.

В здании ресторана Тополёвого сада, где имеется сцена, детьми ставятся еженедельно спектакли». Воспитательница, работавшая с самыми маленькими посетителями летних площадок, утверждала: «Удобнее всего для малышей ставить спектакли в Тополёвом саду, так как там есть где поиграть и побегать во время антракта».

Театральной деятельности на площадке уделялось особое внимание. Смотрителя городского театра члены управы 95 лет назад попросили «выдать декорацию «Русская изба» для устройства детского спектакля в Тополёвом саду», а заведующего электростанцией «сделать распоряжение о постановке электрических лампочек на сцене бывшего ресторана в Тополёвом саду по указаниям руководительниц детской площадки».

После закрытия площадок в Тополёвом саду в течение нескольких дней действовала выставка детских работ. С пометкой «Срочно» 14 августа 1917 года заведующий отделом школьного образования направил в городские училища сообщение: «Руководительницами городских детских площадок устроена выставка детских работ (по рисованию, лепке, картонажу, гербаризированию), проведённых в летний сезон текущего года.

Находя выставку интересной с педагогической стороны, отдел народного образования извещает, что исключительно для учащихся выставка открыта во вторник, 15 августа. Объяснения будут давать руководительницы. Выставка помещается в Тополёвом саду сзади большого павильона. Вход в Тополёвый сад, если будет закрыт главный вход, – со стороны Караван-Сарая».

Среди архивных документов обнаружен счёт от владельцев оренбургской фотографии «Надежда» за «18 снимков детей с детских площадок и выставки изделий тех же детей». Возможно, они где-то сохранились…

Источники:

  • Татьяна Судоргина “Проводящим лето в шалостях – разумные развлечения”. Вечерний Оренбург, № 23 от 10 июня 2011 г.
  • Татьяна Судоргина “Тополёвый сад должен принадлежать детям”. Вечерний Оренбург, № 30 от 25 июля 2012 г.
  • Татьяна Судоргина “Для предоставления населению разумных развлечений”. Вечерний Оренбург, № 43 от 27 октября 2011 г.
, , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x