22 сентября 1764 года, императрица Екатерина ii издала указ о сооружении каменных верстовых столбов на дорогах России.
Ещё в середине XVII века, при царе Алексее Михайловиче, появились верстовые столбы на дороге, ведущей от стен Кремля к летней резиденции в Коломенском. Правда, они были деревянными. При его сыне, Петре Великом, такие деревянные верстовые столбы уже стояли на дорогах, ведущих к столице Санкт-Петербургу. Тогда же и появилось в русском языке словосочетание “столбовая дорога”. Так что, если разобраться, новшество времен Екатерины – это лишь основательный подход к проблеме. И столбы отныне должны были быть именно каменными.
Понятно, что не каждая дорога в стране была столбовой. Поначалу это были дороги, по которым перемещались первые лица из Петербурга в Царское село, Петергоф или Москву. Но это не значит, что все остальное дороги были обделены вниманием. Большие почтовые дороги тоже были с верстовыми столбами.
Да, в этой теме теперь больший интерес вызывают филологические, языковые детали. Вот, например, устойчивый оборот, “верста коломенская”, так стали называть людей большого роста, долговязых верзил, и возникло недоразумение, из-за чего многие думают, что коломенская верста больше обычной. Нет, она такая же – километр и 66 метров. Просто первая столбовая дорога, проложенная из Москвы, вела к Коломне. И для жителей региона она стала особенной, возвышающейся над прочими.
Ну и последнее. В те времена Россия, оказывается, не очень-то и отставала от Европы. Так, первые каменные дистанционные столбы в Германии появились в 1721 двадцать первом году. Правда, связывали они не самые главные города Дрезден и Лейпциг.
Автор: Андрей Светенко