В этом году исполнится 140 лет со дня открытия Оренбургской духовной семинарии. О том, как на рубеже ХIХ – ХХ веков 12 февраля отмечался престольный праздник домового храма – Собор Трех Вселенских учителей и святителей, расскажут архивные материалы.
Деятельность – по долгу, исполнение – по совести
На страницах «
«30 января (11 февраля по новому стилю. – Т.С.) в день трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста наша духовная семинария в первый раз отпраздновала торжество своего престольного праздника.
Литургию в семинарской церкви совершал преосвященный Вениамин в сослужении с ректором семинарии протоиереем Ф. Дмитровским, протоиереями: Оренбургского женского монастыря И. Феликсовым, Оренбургской Троицкой церкви М. Любочестновым, Оренбургской Покровской церкви священником А. Невзоровым. За литургией ректором семинарии сказано слово о жизни и деятельности трех святителей, обращенное к воспитанникам семинарии как будущим пастырям церкви.
По окончании литургии и молебна была предложена в квартире ректора хлеб-соль, за которой присутствовали Преосвященный и лица духовного, военного и гражданского ведомства».
Сохранившиеся тексты обращений первого ректора Оренбургской семинарии Федора Дмитровского (прослужившего в этой должности 28 лет) к своим питомцам в престольный праздник очень актуальны и в начале ХХI столетия. Они свидетельствуют о его желании поддержать семинаристов в нелегкое учебное время и подготовить к достойному служению в будущем.
В 1886 году в «Слове в День Трех Великих Вселенских Святителей» он в частности сказал:
«…Вы переживаете золотую пору юности и готовитесь быть пастырями Церкви. За юностью, порой научного искания, добрых порывов и мечтаний о наилучшей жизни, незаметно наступит серьезная пора мужества. Тогда потребуется от вас деятельность постоянная, неослабная. Деятельность – по долгу, исполнение – по совести.
Предметы этой деятельности – жизнь благочестивая, церковное служение боголепное, ум, развитый божественными и человеческими науками, дар учения просветительного и дар проповеднического слова влиятельного. Все это требуется нашим призванием, составляет наши обязанности, и ни одну нельзя опустить из этих обязанностей».
Для пользы здешнего нового края
Федор Алексеевич в начале 1886 года утверждал:
«Только в пору юности человек быстро и легко делает запас знаний, искусств, только в эту пору человек приобретаемым запасом знаний постепенно, но бесповоротно складывает себе будущий характер, будущие привычки, уменья, достоинства, дарования».
Затем он предлагал воспользоваться его рекомендациями:
«…Мне бы хотелось, други-воспитанники, показать перед вами безупречно великий и совершенный идеал пастырства в лицах Трех Святителей и при этом искренно и вследствие некоторого опыта посоветовать вам: образцы высоки, не задумывайтесь в выборе.
Образцы – светлые, любвеобильные и святые личности, победите свою робость и не отговаривайтесь своей слабостью и ничтожеством. Образцы высоки, а подражание им займет много времени – торопитесь встать на путь подражания. Образцы разнообразны и представляют в себе разные совершенства – не бойтесь односторонности в своем совершенствовании. Образцы древни и получили всемирную известность – надейтесь, что подражатели их будут славны и полезны во всякое время и во всяком народе».
В заключение протоиерей Ф. Дмитровский призывал:
«Молюсь, и вы молитесь Господу Богу, чтобы, хотя один из вас, в какой-то степени уподобляясь Святителям, был призван и оправдан в будущей пастырской деятельности для пользы здешнего нового края».
Пожелал старательного прохождения всех наук
Через 10 лет в начале 1896 года ректор Оренбургской духовной семинарии свою речь в день храмового праздника завершил словами:
«Мне остается пожелать вам, воспитанники, чтобы …общее всем трем Святителям старательное прохождение всех наук, самое тщательное и заботливое охранение себя от лжи и заблуждений да будут самыми святыми и неизменными правилами для каждого из вас в ежедневной вашей деятельности».
Информация 1897 года о праздновании Дня трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста оказалась самой пространной за последнее десятилетие ХIХ века:
«В церкви духовной семинарии в храмовый праздник всенощное бдение и литургию совершал Его Преосвященство в сослужении многочисленного духовенства с о. ректором семинарии во главе».
За литургией преосвященным Владимиром
«сказано слово о высоких образцах пастырской деятельности в лице трех святителей. После молебного пения владыка благословил в семинарской столовой воспитанников и их трапезу, в квартире о. ректора – преподавателей семинарии и их семейства.
Семинарский праздник почтили своим присутствием губернатор Тургайской области генерал-лейтенант Я.Ф. Барабаш, попечитель учебного округа тайный советник И.Я. Ростовцев, прокурор окружного суда Башкиров и другие почетные гости».
От всех получали радость, милость и благодать
Благодаря сохранившимся архивным источникам у нас есть возможность процитировать наиболее важные для истории слова из приветственной речи Ф.А. Дмитровского при первом посещении Оренбургской духовной семинарии новым Епископом Оренбургским и Уральским Иоакимом накануне престольного праздника духовного учебного заведения в 1904 году.
Около 18 часов вечера 29 января (11 февраля по новому стилю) под звон семинарского церковного колокола
«прибыл владыка в семинарский храм на всенощное бдение». Обращаясь к нему, Федор Алексеевич сначала поделился наполняющими его чувствами:
«С миром и радостью, с горячим усердием и почтительной преданностью, со светлыми надеждами и искренней любовью мы встречаем Ваш первый благословенный вход в сей святой храм…
В нынешний раз в лице Вашего Преосвященства мы приветствуем девятого Архипастыря в сем святом храме в продолжении 20-летнего существования семинарии. От всех мы получали радость, милость и многоразличную благодать, необходимую нам то для нашего возрождения и укрепления при первых шагах педагогической деятельности, то для насаждения питомцам веры и благочестия, то для истинного просвещения питомцев наукам и полезным знаниям».
В пору детского возраста семинарии
Знакомя нового главу Оренбургской епархии с историей семинарии, протоиерей Ф. Дмитровский 120 лет назад особое внимание уделил каждому из его предшественников:
«Истинным отцом и родителем сего учреждения Бог судил быть преосвященному Вениамину II, который 26 августа (7 сентября по новому стилю. – Т.С.) 1884 года освятил храм сей и особым актом открыл семинарию. Как всякое рождение бывает болезненно, так и это открытие сопровождалось многими затруднениями, особыми заботами и напряжением сил по отстройке дома, по приготовлению его к открытию, по приспособлению общей семинарской программы к местным потребностям края.
Воспитателем в пору детского возраста семинарии Бог послал архипастыря добросердного преосвященного Макария. Любвеобильный от природы, с нежным сердцем и неизменной благожелательностью, он согревал нас чисто материнской любовью в продолжение 10 лет (1885 – 1895 гг.). И беззаботно, и незаметно протекли эти 10 лет, как один майский день, точно в мягкой колыбели, в теплом родительском доме. Даже две ревизии, пережитые за этот период, оставили одно приятное воспоминание.
На почве взаимной доверчивости, любви, искренности и откровенности между воспитателем и воспитуемыми возросли добродетели воспитанников: скромность, прямота, вера в добро и правду…
Эти добродетели не только как цветы украсили рассадник просвещения, но и как громоотводы воспрепятствовали разразиться над семинарией тучам, громам и молниям, какие проносились над учебными заведениями в виде бунтов, погромов и других прискорбных явлений».
Тяжело иго закона без благодати…
Характеризуя «новый период учреждения, период отроческий, период школьного воспитания и образования», ректор Оренбургской духовной семинарии в начале 1904 года сказал:
«Преемником епископа Макария Бог послал преосвященного Николая, который готов был отдать семинарии свои богатые душевные способности и качества. На всех делах рук архипастырских обнаруживалось высокое христианское руководительное начало: закон, благодать и истина.
Свой склад душевный архипастырь выражал в таком афоризме: «С кем поссорюсь, с тем и подружусь». Только один год продолжалось это законоблагодатное управление…
В 1897 году явился новый архипастырь Владимир. Во время его семилетнего архипастырства на всех делах обнаруживалось господство закона. Тяжело иго закона без благодати… Против его тяжести Бог вложил в природу человека могущественное средство. Этим средством возможно побеждать всякие трудности. Это средство, как национальное качество, во всей силе принадлежит родному русскому народу. Называется это средство терпение…»
Питомцам – укрепления в доброй нравственности
Подводя итог экскурса в прошлое, Ф.А. Дмитровский в своей речи 120-летней давности заявил:
«Теперь мы надеемся, что вступили в новый период, период юношеский, соответствующий поре образования среднеучебных заведений. На вступление в этот период мы получили законное право, а право прибрели путем экзаменов, которые мы держали, когда подверглись ревизии особо посланного ревизора при переходе преосвященного Владимира из Оренбурга в Екатеринбург.
…На основании всех прежних примеров своей истории мы верим и надеемся, что Проведение Божие избрало для нашего преуспеяния мужа правды, истины и добра…»
Владыка Иоаким поблагодарил Федора Алексеевича за знакомство «с историческим судьбами храма сего и семинарии» и пожелал педагогам «бодрости духа и телесного здравия в деле просвещения духовного юношества», а «питомцам – укрепления в доброй нравственности».
Автор: Татьяна Судоргина
Источник: Вечерний Оренбург, № 11 от 14 февраля 2024 г.