Имя Ивана Рейнсдорпа хорошо известно не только историкам, ведь именно он был оренбургским губернатором во время осады города Пугачевым.Имя Ивана Рейнсдорпа хорошо известно не только историкам, ведь именно он был оренбургским губернатором во время осады города Пугачевым. Но эта история не о нем, а о его детях, т.к. у губернатора было два сына – Ермолай и Ефстафий.

В 1793 году братья служили в оренбургском втором мушкетерском полевом батальоне. Ермолай был секунд-майором, а Ефстафий – поручиком, оба относились к лютеранскому вероисповеданию. Батальон в то время стоял на зимних квартирах в Челябинске. Свободного времени у господ офицеров было много, но использовал его каждый по-своему, исходя из воспитания, образования и морально-нравственных качеств.

Ефстафий начал вдруг почти ежедневно посещать местную Христисторождественскую и в конце концов принял решение оставить лютеранство и присоединиться к Русской православной церкви. Решение не было спонтанным. Молодой поручик обратился с просьбой к священнику Филиппу Протасову.

Святой отец дал разумный совет — прежде чем принять это судьбоносное решение, еще раз хорошенько все обдумать. Тем более что священник без ведома духовного правления не мог самостоятельно крестить взрослого человека другой веры. Отец Филипп вел с Ефстафием долгие беседы о православии, внимательно наблюдая за новым прихожанином. Но молодой человек был тверд в своем решении. И 22 февраля 1793 года подал в Челябинское духовное правление свое «доношение»:

Дело по доношению Оренбургскаго 2-го мушкетерскаго полеваго баталиона порутчика Евстафия Рейнсдорпа о присоединении ево из лютеранскаго заблуждения к православной церкви

Доношение порутчика Оренбургскаго 2-го мушкетерскаго полеваго баталиона 5-й роты Ефстафия Рейнсдорпа в Челябинское духовное правление

22 февраля 1793 г.

Состою я в лютерском исповедании, которое мне ныне, как сведал обстоятельно о истинной вере греческаго исповедания, становится совсем к исполнению и наблюдению онаго по всем обстоятельствам не истинным и противным моему. Почему и желаю, соединясь к православию восточной церкви, помазаться святым миром и принять веру греческаго исповедания, а лютеранское исповедание вечно – яко не сходственное и не правильное с желающей к принятию моему верой – оставить и во оное отнюдь не совращаться.

Того ради Челябинское духовное правление прошу о соединении меня к православной восточной церкви и о помазании меня святым миром учинить здешней Челябинской Христорождественской церкви коему-нибудь священнику предписание.

1793 года февраля 22 дня.
Порутчик Ефстафий руку приложил.

Искренность молодого офицера не могла не тронуть сердца Челябинского духовного правления. В те времена среди представителей духовного сословия дисциплина была похлеще армейской. В тот же день на «доношении» протоиреем Петром Топорковым была наложена резолюция:

Из резолюции Челябинского духовного правления на доношение Ефстафия Рейнсдорпа

22 февраля 1793 г.

Означеннаго порутчика Рейнсдорпа по желанию ево для обучения молитв и для соединения к православной церкви препроводить Челябинской Христорождественской церкви – к священнику Филипу Протасову, с тем чтоб он священник по соединении ево в духовное правление отрепортовал.

Подлинное подписал протоиерей Петр Топорков.
С подлинным читал копиист Егор Земляницын.

И уже согласно рапорту священника Протасова от 12 марта 1793 года:

Репорт священника Христорождественской церкви Филиппа Протасова в Челябинское духовное правление

12 марта 1793 г.

Сего года прошедшаго февраля 22-го дня по поданному в реченное духовное правление Оренбургскаго 2-го мускатерскаго полеваго баталиона от господина порутчика Евстафия Иванова сына Рейнсдорпа прошение по желанию ево принять веру греческаго исповедания; а по резолюции духовнаго правления приказано присовокупить к православно-кафолической церкви. Которой и присовокуплен сего марта 11 дня, а вторагонадесят марта и святым миром помазан, потом и святых христовых тайн сподоблен. О чем Челябинскому духовному правлению всепокорнейше репортую.

1793 года марта 12 дня.
Священник Филипп Протасов.

Однако радость поручика была омрачена невероятным скандалом, который последовал сразу за судьбоносным для него событием. Когда до старшего брата дошла новость о новообращении Ефстафия в православие, тот отреагировал неожиданно жестко.

Ермолай незамедлительно отправил в Челябинское духовное правление письмо, в котором утверждал, что его родной брат, поручик Ефстафий Иванович Рейнсдорп,

«от природы состоящий в лютеранском законе, уже более года находится в сумасшествии, в каковом положении не имеет никогда ни о чем здравого понятия, о коем его сумасшествии не только в батальоне, но и в городе Челябинске, где батальон располагается на зимних квартирах, всем согражданам известно».

В общем, брат не только объявил брата сумасшедшим, но и священника соборной церкви Филиппа Протасова ставил в весьма щекотливое положение: не заметил-де святой отец явных признаков умалишения и крестил сумасшедшего.

Сам новоявленный православный из всех сил доказывал, что он «не верблюд», а с самого рождения до сего дня состоит в трезвом уме и твердой памяти. И из Тобольской духовной консистории в Челябинское духовное правление был направлен указ «О расследовании обстоятельств крещения Ефстафия Рейнсдорпа из лютеран в православие».

Указ из Тобольской духовной консистории в Челябинское духовное правление о расследовании обстоятельств крещения Е. Рейнсдорпа из лютеранства в православие

14 мая 1793 г.

Указ Ея Императорскаго величества самодержицы всероссийския, из Тоболской духовной консистории в Чилябинское духовное правление. Писменно к Его Преосвященству Оренбургскаго втораго мушкетерскаго полеваго баталиона секунд-маиор Ермолай представил, что брат ево родной – продолжающей во оном же баталионе службу порутчик Евстафий Иванов сын Рейнсдорп – от природы состоял в лютеранском законе. И как он более уже года находится в сумашествии, в каковом положении не имеет никогда и ни о чем здраваго понятия, – о коем ево сумашествии не толко в баталионе, но и в городе Чилябинске, где баталион располагается на зимовых квартирах, всем согражданам известно – приступил к принятию по кафолической восточной церкви миропомазания. Что по прозбе ево Чилябинской протоиерей Петр Топорков священнику соборныя церкви Филипу Протасову и приказал учинить, которыя о сумошествии брата ево известны были. Да и от него маиора о не допущении ко оному и объявлении, что он по сумошествию не разумеет, в чем прозба ево состоит, чрез баталионнаго адъютанта предварены, но невзирая на то, брату ево миропомазание сего года марта 12 учиненно. И просил с учинившими оное по безразсудку брата ево разсмотрения. Посему Его Преосвященство определил, тако потребовать от заказщика изъяснения и от бывших при миропомазании людей и восприемника: соединенный к православной церкви из лютеранскаго заблуждения порутчик Евстафий Рейнсдорп в сумашествии был или в совершенном разуме, когда соединен был к православной церкви. Потому послать в Чилябинское духовное правление Указ.
1793 года маия «14» дня.

Ключарь Иерей Георгий Шестаков.
Секретарь Василий Андроников.
Губернский Секретарь Савва Пырьев.

Челябинское духовное правление вызвало для дачи показаний священнослужителей Христорождественской церкви. Священник Филипп Протасов настаивал, что поручик Рейнсдорп «не в сумасшествии, а в совершенном здравии был… Сумасшествия как прежде того, так и после примечено в нем не было. И к соединению к православной церкви имел он великое усердие».

Из показаний священника Христорождественской церкви Филиппа Протасова Челябинскому духовному правлению

12 июля 1793 г.

Сего 1793 года марта с 10-го по 12 число по силе объявленной ему в духовном правлении резолюции, учиненной на поданное во оное от продолжающего службу в Оренбургском 2-м мушкетерском полевом баталионе порутчика Евстафия Рейнсдорпа, он священник Протасов означеннаго порутчика к православной церкви из лютерскаго заблуждения продолжал соединение. И во время соединения ево был он не в сумашествии, а в совершенном разуме, при чем были той же Христорождественской церкви при-четника дьякон Иван Протасов и пономарь Стефан Балярский, на которых он священник в том, что означенной порутчик подлинно был в совершенном разуме, и ссылается. И сумашествия как прежде того, так и после примечено в нем не было. И к соединению к православной церкви, как усмотрено было им священником, что имел он великое усердие, потому что он с самова Христова Рождества в повседневно имел почти на каждой службе хождение; и просил ево священника безотступно о присоединении ево к православной церкви. Чего он священник без ведома духовнаго правления учинить тогда смелости не имел, и так ево до означенного числа и доводил, всегда ево обнадеживая; а между тем и примечал за ним, не имеет ли он какой-либо к тому возбуждающей ево страсти. Однако ж того, а равно и таких поступок во время ево хождения в церковь, как бы означили ево безумие, за ним не оказывалось; и что от нево священника когда было ему о вере греческаго исповедания предлагаемо, о том он имел здравое понятие. Что ж касается до присылки братом ево того ж баталиона секунд-майором Рейнсдорп к нему священнику баталионнаго адьютанта, с тем чтоб не допущать ево к соединению к православной церкви, яко ж по сумашествию ево, то он священник онаго адъютанта до соединения означеннаго порутчика не видал. А приходил он к нему в церковь тогда, когда он был соединен, и спрашивал у нево о том, что кем он соединен, а кроме сего ничего им говорено не было. И при соединении ево в лице восприемника был он священниик сам, и в том под сим и подписуется.

Священник Филип Протасов.

Диакон Иван Протасов и пономарь Степан Белярский также подтвердили абсолютную вменяемость недавно крещенного в православную веру поручика Рейнсдорпа.

Из показаний диакона Ивана Протасова и пономаря Стефана Балярского Челябинскому духовному правлению

12 июля 1793 г.

В то самое время, когда священник Филип Протасов продолжал чрез два дня Оренбургскаго 2-го мушкетерскаго полеваго баталиона состоящему в лютеранском заблуждении порутчику Евстафию Рейнсдорпу соединение к православной церкви вычитыванием из чиноположения на таковый случай изданнаго молитв, а после в третий день миром ево помазывал – при том в церкви он диакон Протасов и пономарь Балярский были, а диакон Протасов будучи при том и одевался в стихарь. И во время сего соединения был он порутчик не в сумашествии, а в совершенном разуме, чего в нем и прежде и после того, а равно и во время хождения в церковь примечено не было; кроме тово, как усмотрено ими было, что он оказывал великое к церкви усердие. И показав сие самую истинну, в том и подписуются.

Диакон Иоанн Протасов.
Дьячек Стефан Балярских.

Протопоп Челябинского духовного правления направил архиепископу рапорт, в котором говорилось:

Из репорта Челябинского протопопа Петра Топоркова архиепископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму

17 июля 1793 г.

И во исполнение онаго Ея IВ указа Вашему высокопреосвященству сим покорнейше и репортую. Сего года марта 11-го вышеписанной порутчик Евстафий Рейнсдорп – по поданному от нево в Челябинское духовное правление того ж года февраля 22 числа за рукоприкладством ево доношению и по силе учиненной на оное в духовном правлении резолюции – чрез священника Градочелябинской Христорождественской церкви Филипа Протасова из лютеранскаго заблуждения к православной церкви соединен. И к принятию веры греческаго исповедания, как по всем поступкам ево усмотрено было, имел он великое усердие; и почти к каждой службе, не выключая и утрени, и вечерни во все свое пребывание в Чилябе рачительное имел в церковь хождение. И во время того ево хождения в церковь никаких за ним поступок, кои бы означали ево безумие, примечено не было. Из чего и заключаю я, что он подлинно не сумасшедший, а честной и набожной человек. Что ж касается до адъютанта, которой якоб ко мне братом ево того ж баталиона секунд-маиором Рейнсдорпом присылан был, с тем, чтоб не допущать онаго брата ево по сумасшествию ево к принятию миропомазания, но не токмо оной адъютант ко мне не прихаживал, но даже я никого с объявлением мне об оном не в[…] и ни откого не слыхал.

1793 год июля 17 дня.

Так младший сын оренбургского губернатора Ивана Рейнсдорпа обрел православную веру и потерял старшего брата.

На момент событий генерал-поручик, кавалер и оренбургский Иван Андреевич уже скончался в Оренбурге 3 февраля 1781 года, и о вероотступничестве сына не узнал.

О поручике Евстафии Рейнсдорпе никаких иных сведений найти не удалось.

Ермолай Иванович Рейнсдорп (Рейнздорф) секунд-майор Оренбургского 2 мускатерского батальона. В службе с 1765, в чине с 01.01.1786. (Список воинскому департаменту и находящимся в штате при войске, в полках, гвардии, в артиллерии и при других должностях генералитету, шефам и штаб-офицерам, такожде кавалерам Военного Ордена и старшинам в иррегулярных войсках на 1795 год. СПб., 1795.)

Будет пожалован кавалером Ордена Святого Георгия 4 класса (26 ноября 1795) и командором Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. К 1799 году станет командиром Уфимского мушкетерского полка, выйдет в отставку 28 декабря 1800 г. полковником с мундиром и с пенсионом половинного жалованья.

Источники:

 

, , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x