Дива императорских театров осчастливила Оренбург



Вера Федоровна Комиссаржевская (27 октября [8 ноября] 1864 — 10 [23] февраля 1910) — русская актриса начала XX векаНа сцену оренбургского драматического театра за его многолетнюю историю выходили многие выдающиеся российские актеры.

«Сравнивается знатоками с Луккою»

Вера Федоровна впервые приехала в в 1891 году.

Местные газеты пообещали театралам встречу с певцом Федором Петровичем Комиссаржевским и его молодыми коллегами. Солист Мариинского театра, первый исполнитель партий Дон Жуана («Каменный гость» Даргомыжского), Самозванца («Борис Годунов» М.Мусоргского), Вакулы («Кузнец Вакула» П.Чайковского) был замечательным педагогом. С 1882 по 1887 годы — он профессор Московской консерватории.

Федор Петрович занимался со своими учениками (в их числе К.С. Станиславский) не только пением, но и драматическим искусством. Его дочь Вера дебютировала в сезоне 1888-89 годов на любительской сцене столицы России. В 1890-91 годах выступала на московских подмостках.

За неделю до назначенного концерта через прессу некто И.Д. Гинзбург сообщал:

Федор Петроович Комиссаржеевский (1838, Киевская губерния — 1 [14] марта 1905, Сан-Ремо, Италия) — русский певец, лирико-драматический тенор, музыкальный педагог; отец драматической актрисы В.Ф. Комиссаржевской и режиссёра Ф.Ф. Комиссаржевского.«В скором времени знаменитый певец Федор Петрович Комиссаржевский посетит Оренбург, где он намерен устроить спектакль. Слава Федора Петровича как певца и как маэстро слишком известна всей России, чтобы можно было об ней распространяться. Программа спектакля очень заманчива. Она будет состоять из следующих номеров: 1-я и 3-я сцены из оперы «Фауст». Роль Маргариты — З.И. Фатеева, роль Зибеля — В.Ф. Комиссаржевская. Затем пойдет из той же оперы 1-я картина IV действия. Потом поставлена будет сцена из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» — дуэт Татьяны с няней. Роль Татьяны — Фатеева, роль няни — Комиссаржевская. Наконец, пойдет заключительная сцена из IV-го оперы «Трубадур»…

Не менее интересно будет и концертное отделение, в нем будут исполнены сочинения Мендельсона, Чайковского, Глинки.

Остается сказать несколько слов о В.Ф. Комиссаржевской. Эта молодая певица сравнивается знатоками с Луккою. Ее первый выход на сцену был в этом году в Ярославле, где она произвела глубокое впечатление как прекрасным голосом, так и дикцией и фразировкой».

«Напоминает отца в молодости»

Житель губернского центра, подписавшись довольно просто — «Любитель» в ожидании приезда талантливого тенора Ф.П. Комиссаржевского обнародовал в «Оренбургском листке» свои «соображения»:

«Прочитав афишу театральную о предстоящем в городском театре оперном спектакле и концертном отделении, мы порадовались за нашу публику.

Перед нами лежит номер «Ярославских губернских ведомостей» с отчетом о трех оперных спектаклях учеников господина Комиссаржевского. Заметка полна самых восторженных похвал со стороны ярославской публики, бравшей нарасхват билеты на все представления. В этой рецензии самые лестные отзывы выпали на долю ученицы Ф.П. Комиссаржевского — Веры Федоровны Комиссаржевской, которая, как пишут, фразировкой, страстностью и изяществом напоминает своего отца в молодости».

«Доставил эстетическое наслаждение»

В облгосархиве сохранился отзыв о выступлении долгожданных артистов в стенах оренбургского театра:

«Ф.П. Комиссаржевский, давший здесь вокальный вечер, доставил большое и действительно эстетическое наслаждение. В вечере приняли участие З.И. Фатеева, В.Ф. Комиссаржевская и любитель Дикгоф. Предполагал также принять участие любитель Эккеспаре, но по нездоровью не пел. Его заменил сам старик Комиссаржевский (Федору Петровичу тогда было всего 53 года — Т.С.) и своими ариями украсил вечер. Чудный тенор и горячая экспрессия старика певца в пении произвели на слушателей глубокое впечатление. Вокальный вечер принадлежал ученикам и ученицам господина Комиссаржевского, который, живя в Самаре, организовал там певческую школу. Дочь его тоже обнаружила большую вокализацию, хотя по болезни была не в голосе…»

Позже у Веры Федоровны проявился драматический талант. Приглашенная в 1896 году в Петербургский Александринский , она стала ярчайшей выразительницей новых художественных устремлений своего времени. Этапной для всего русского театра оказалась ее роль Нины Заречной в пьесе А.П. Чехова «Чайка». Актриса мечтает о создании своего театра, в 1902 году она оставляет Александринку и отправляется на гастроли в провинцию…

Вера Федоровна Комиссаржевская, "Дикарка".

 

Вера Федоровна Комиссаржевская, «Дикарка».

Весной 1903 года оренбургские журналисты информировали:

«Гастроли В.Ф. Комиссаржевской начнутся со вторника 15 апреля по следующему репертуару: для первого спектакля поставлена будет «Волшебная сказка», в среду 16 апреля «Дикарка» и в четверг 17 апреля — новинка репертуара императорских театров «Вопрос», сочинение Суворина».

«Очаровала публику нервной игрой»

Впечатлениями об увиденном поделился поклонник Мельпомены того времени:

«Гастроли госпожи Комиссаржевской в городском театре ограничились всего тремя спектаклями, привлекшими массу публики. Прием был самый восторженный, шумные овации сопровождались и цветочными подношениями. Даровитая артистка очаровала публику талантливой нервной игрой, хотя отнесясь беспристрастно, строго — нельзя не согласиться с некоторыми рецензиями о ней, трактующими, что нервность эта несколько односторонняя у артистки, которая, как пишет один из корреспондентов «Театра и Искусства», всюду остается самой Комиссаржевской: «артистка не перевоплощается в каждую роль, но каждую роль старается приноровить к своим индивидуальным данным и если что-нибудь в роли не подходит к этим данным, артистка не задумываясь отбрасывает непригодное от себя, не считаясь ничуть с замыслом автора, точно спарывает какую-нибудь оборку, которая ей не к лицу».

Репертуар, о котором писал упомянутый корреспондент, конечно, был обширен (13 спектаклей) и мог дать повод к подобному выводу, но оренбуржцам пришлось видеть артистку всего в трех спектаклях весьма посредственного интереса, новизны и оригинальности репертуара: «Дикарка» Островского, «Вопрос» Суворина и «Волшебная сказка» Потапенко. Среди слабого ансамбля публика искренно интересовалась лишь самой «особой» гастролерши, ее нежностью дикции, теплотой и поэтичностью передачи, ее искренним увлечением сценическим положением.

Конечно, нельзя не поблагодарить случай в лице антрепризы господ Сабурова и Кручинина, давший возможность оренбуржцам «наяву» прослушать это чудо, о котором они столько слышали из текущей прессы, но жаль было слушать артистку в столь мало интересном, одностороннем репертуаре, быть может, объясняющемся слабым антуражем исполнителей и убогими монтировочными средствами нашего театра. Пора бы Оренбургу подумать о постройке нового театра, способного привлекать и обеспечивать хорошие антрепризы. Тогда бы и гостей дорогих, вроде госпожи Комиссаржевской и других известностей, оренбургская публика увидела бы при другой обстановке».

«Театр сдан артистке Федотовой»

Именно в таких условиях предстала перед жителями степного края и великая Гликерия Федотова.

Гликерия Николаевна Федотова, в роли Чебоксаровой, "Бешеные деньги" А. Островского 1893 год.

Гликерия Николаевна Федотова, в роли Чебоксаровой, «Бешеные деньги» А.Островского 1893 год.

Газета «» почти в конце XIX века назад спешила оповестить читателей:

«Городской театр с согласия антрепренера Грубина сдан на восемь спектаклей артистке Федотовой, которая прибудет с своей труппой на седьмой неделе Великого Поста и даст спектакли в течение Пасхальной и Фоминой недели. Плата определена в 100 рублей за спектакль со всеми вечеровыми расходами, кроме авторских».

Корреспондент «Оренбургского листка» добавлял:

«Поклонники замечательной игры и артистки готовят ей овационную встречу (здесь еще небывалую). Добро пожаловать, скажем и мы!»

В Современных нам энциклопедических изданиях сведения о Гликерии Николаевне кратки:

«Федотова Г.Н. (1846 г. — 1925 г.), русская актриса, народная артистка Республики (1924 г.), Герой Труда (1924 г.). С 1858 года выступала на сцене Малого театра. Лучшие образы создала в произведениях А.Н. Островского и У. Шекспира. В пьесах Островского исполнила 29 ролей, из которых самая значительная — Катерина («Гроза»). Огромный талант Федотовой высоко оценил К.С. Станиславский, отмечавший артистизм, блестящее виртуозное мастерство ее исполнения, умение проникнуть в духовную сущность персонажа. Много гастролируя, Гликерия Николаевна оказала значительное влияние на провинциальные театры».

Один из оренбуржцев в середине апреля 1897 года записал:

«Артистке при выходе из вагона поднесен был роскошный букет. Знаменитой сценической деятельнице, поселившейся в Европейской гостинице (ныне здание на улице Советской, 52 — Т.С.), сделали визиты тургайский военный генерал-лейтенант Я.Ф. , оренбургский городской голова Н.А. , многие из любителей сцены и из поклонников таланта артистки».

«Русская Сарра Бернар!»

Оренбургский театральный критик позднее не скрывал восторга:

«Дива Императорских театров Гликерия Федотова осчастливила своим посещением и наш Оренбург. Первый спектакль 14 апреля (26 апреля по новому стилю — Т.С.) дан был исключительно для учащихся: пьесы «Без вины виноватые» и «Школьная пора», затем сыграны следующие пьесы: «Преступница» Вильде, «Цепи» Сумбатова, «Укрощение строптивой» Шекспира.

Во всех этих пьесах Г.Н. Федотова играла первые женские роли и, несмотря на свои почтенные годы, далеко перевалившие за первую молодость, играла с поражающим зрителя искусством. Игра ее полна искреннего чувства, отчетлива даже в мелких деталях и всегда вперед продумана — словом, образцовая во всем. Даже в таких актах, как первый в пьесе «Без вины виноватые», где почтенной артистке приходится изображать молоденькую женщину, зритель поддается иллюзии и охотно не примечает пожилых лет исполнительницы».

Далее рецензент восклицает:

«Федотова — это русская Сарра Бернар! На сцене она живет нервами и буквально плачет, так срослась душа ее с изображаемыми ею женскими типами. О блеске и богатстве костюмов артистки говорить излишне. Артистке удачно подыгрывает и собранная ею труппа. Ансамбль подобран Федотовой умело и публика посещает спектакли гастролеров охотно. После «Василисы Мелентьевой» гастроли закончат драмой Островского «Гроза».

За любезный визит скажем артистке русское спасибо! Недаром же вчера (т.е. 1 мая 1897 года — Т.С.) выход ее встречен был бурей рукоплесканий и тучей букетиков с овационными на летевших бумажках надписями».

Уже после отъезда Гликерии Николаевны сотрудник «Оренбургских губернских ведомостей» констатировал:

«Гастроли Г.Н.Федотовой увенчались артистическим успехом и полными сборами. Талантливая гостья свое пребывание в Оренбурге ознаменовала и добрым делом. Был дан спектакль в пользу предполагаемого родильного приюта».

Согласно сохранившемуся отчету о благотворительном мероприятии, выручка в 200 рублей передана председательнице оренбургского комитета о бедных Е.М. Ершовой (супруге губернатора). Хочется верить, что эта немалая по меркам XIX столетия сумма была использована по назначению.

Автор: Татьяна

Источник: «Вечерний Оренбург», № 42 от 17 октября 2001 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *