Вера Федоровна Комиссаржевская (27 октября [8 ноября] 1864 — 10 [23] февраля 1910) — русская актриса начала XX векаНа сцену оренбургского драматического театра за его многолетнюю историю выходили многие выдающиеся российские актеры.

Сравнивается знатоками с Луккою

Вера Федоровна впервые приехала в в 1891 году.

Местные газеты пообещали театралам встречу с певцом Федором Петровичем Комиссаржевским и его молодыми коллегами. Солист Мариинского театра, первый исполнитель партий Дон Жуана (“Каменный гость” Даргомыжского), Самозванца (“Борис Годунов” М.Мусоргского), Вакулы (“Кузнец Вакула” П.Чайковского) был замечательным педагогом. С 1882 по 1887 годы – он профессор Московской консерватории.

Федор Петрович занимался со своими учениками (в их числе К.С. Станиславский) не только пением, но и драматическим искусством. Его дочь Вера дебютировала в сезоне 1888-89 годов на любительской сцене столицы России. В 1890-91 годах выступала на московских подмостках.

За неделю до назначенного концерта через прессу некто И.Д. Гинзбург сообщал:

Федор Петроович Комиссаржеевский (1838, Киевская губерния — 1 [14] марта 1905, Сан-Ремо, Италия) — русский певец, лирико-драматический тенор, музыкальный педагог; отец драматической актрисы В.Ф. Комиссаржевской и режиссёра Ф.Ф. Комиссаржевского.“В скором времени знаменитый певец Федор Петрович Комиссаржевский посетит Оренбург, где он намерен устроить спектакль. Слава Федора Петровича как певца и как маэстро слишком известна всей России, чтобы можно было об ней распространяться. Программа спектакля очень заманчива. Она будет состоять из следующих номеров: 1-я и 3-я сцены из оперы “Фауст”. Роль Маргариты – З.И. Фатеева, роль Зибеля – В.Ф. Комиссаржевская. Затем пойдет из той же оперы 1-я картина IV действия. Потом поставлена будет сцена из оперы П. Чайковского “Евгений Онегин” – дуэт Татьяны с няней. Роль Татьяны – Фатеева, роль няни – Комиссаржевская. Наконец, пойдет заключительная сцена из IV-го оперы “Трубадур”…

Не менее интересно будет и концертное отделение, в нем будут исполнены сочинения Мендельсона, Чайковского, Глинки.

Остается сказать несколько слов о В.Ф. Комиссаржевской. Эта молодая певица сравнивается знатоками с Луккою. Ее первый выход на сцену был в этом году в Ярославле, где она произвела глубокое впечатление как прекрасным голосом, так и дикцией и фразировкой”.

Напоминает отца в молодости

Житель губернского центра, подписавшись довольно просто – “Любитель” в ожидании приезда талантливого тенора Ф.П. Комиссаржевского обнародовал в “Оренбургском листке” свои “соображения”:

“Прочитав афишу театральную о предстоящем в городском театре оперном спектакле и концертном отделении, мы порадовались за нашу публику.

Перед нами лежит номер “Ярославских губернских ведомостей” с отчетом о трех оперных спектаклях учеников господина Комиссаржевского. Заметка полна самых восторженных похвал со стороны ярославской публики, бравшей нарасхват билеты на все представления. В этой рецензии самые лестные отзывы выпали на долю ученицы Ф.П. Комиссаржевского – Веры Федоровны Комиссаржевской, которая, как пишут, фразировкой, страстностью и изяществом напоминает своего отца в молодости”.

Доставил эстетическое наслаждение

В облгосархиве сохранился отзыв о выступлении долгожданных артистов в стенах оренбургского театра:

“Ф.П. Комиссаржевский, давший здесь вокальный вечер, доставил большое и действительно эстетическое наслаждение. В вечере приняли участие З.И. Фатеева, В.Ф. и любитель Дикгоф. Предполагал также принять участие любитель Эккеспаре, но по нездоровью не пел. Его заменил сам старик Комиссаржевский (Федору Петровичу тогда было всего 53 года – Т.С.) и своими ариями украсил вечер. Чудный тенор и горячая экспрессия старика певца в пении произвели на слушателей глубокое впечатление. Вокальный вечер принадлежал ученикам и ученицам господина Комиссаржевского, который, живя в Самаре, организовал там певческую школу. Дочь его тоже обнаружила большую вокализацию, хотя по болезни была не в голосе…”

Позже у Веры Федоровны проявился драматический талант. Приглашенная в 1896 году в Петербургский Александринский театр, она стала ярчайшей выразительницей новых художественных устремлений своего времени. Этапной для всего русского театра оказалась ее роль Нины Заречной в пьесе А.П. Чехова “Чайка”. Актриса мечтает о создании своего театра, в 1902 году она оставляет Александринку и отправляется на гастроли в провинцию…

Вера Федоровна Комиссаржевская, "Дикарка".

Вера Федоровна Комиссаржевская, “Дикарка”.

Весной 1903 года оренбургские журналисты информировали:

“Гастроли В.Ф. Комиссаржевской начнутся со вторника 15 апреля по следующему репертуару: для первого спектакля поставлена будет “Волшебная сказка”, в среду 16 апреля “Дикарка” и в четверг 17 апреля – новинка репертуара императорских театров “Вопрос”, сочинение Суворина”.

Очаровала публику нервной игрой

Впечатлениями об увиденном поделился поклонник Мельпомены того времени:

“Гастроли госпожи Комиссаржевской в городском театре ограничились всего тремя спектаклями, привлекшими массу публики. Прием был самый восторженный, шумные овации сопровождались и цветочными подношениями. Даровитая артистка очаровала публику талантливой нервной игрой, хотя отнесясь беспристрастно, строго – нельзя не согласиться с некоторыми рецензиями о ней, трактующими, что нервность эта несколько односторонняя у артистки, которая, как пишет один из корреспондентов “Театра и Искусства”, всюду остается самой Комиссаржевской: “артистка не перевоплощается в каждую роль, но каждую роль старается приноровить к своим индивидуальным данным и если что-нибудь в роли не подходит к этим данным, артистка не задумываясь отбрасывает непригодное от себя, не считаясь ничуть с замыслом автора, точно спарывает какую-нибудь оборку, которая ей не к лицу”.

Репертуар, о котором писал упомянутый корреспондент, конечно, был обширен (13 спектаклей) и мог дать повод к подобному выводу, но оренбуржцам пришлось видеть артистку всего в трех спектаклях весьма посредственного интереса, новизны и оригинальности репертуара: “Дикарка” Островского, “Вопрос” Суворина и “Волшебная сказка” Потапенко. Среди слабого ансамбля публика искренно интересовалась лишь самой “особой” гастролерши, ее нежностью дикции, теплотой и поэтичностью передачи, ее искренним увлечением сценическим положением.

Конечно, нельзя не поблагодарить случай в лице антрепризы господ Сабурова и Кручинина, давший возможность оренбуржцам “наяву” прослушать это чудо, о котором они столько слышали из текущей прессы, но жаль было слушать артистку в столь мало интересном, одностороннем репертуаре, быть может, объясняющемся слабым антуражем исполнителей и убогими монтировочными средствами нашего театра. Пора бы Оренбургу подумать о постройке нового театра, способного привлекать и обеспечивать хорошие антрепризы. Тогда бы и гостей дорогих, вроде госпожи Комиссаржевской и других известностей, оренбургская публика увидела бы при другой обстановке”.

сдан артистке Федотовой

Именно в таких условиях предстала перед жителями степного края и великая Гликерия Федотова.

Гликерия Николаевна Федотова, в роли Чебоксаровой, "Бешеные деньги" А. Островского 1893 год.

Гликерия Николаевна Федотова, в роли Чебоксаровой, “Бешеные деньги” А.Островского 1893 год.

Газета “Оренбургские губернские ведомости” почти в конце XIX века назад спешила оповестить читателей:

“Городской с согласия антрепренера Грубина сдан на восемь спектаклей артистке Федотовой, которая прибудет с своей труппой на седьмой неделе Великого Поста и даст спектакли в течение Пасхальной и Фоминой недели. Плата определена в 100 рублей за спектакль со всеми вечеровыми расходами, кроме авторских”.

Корреспондент “Оренбургского листка” добавлял:

“Поклонники замечательной игры и артистки готовят ей овационную встречу (здесь еще небывалую). Добро пожаловать, скажем и мы!”

В Современных нам энциклопедических изданиях сведения о Гликерии Николаевне кратки:

“Федотова Г.Н. (1846 г. – 1925 г.), русская актриса, народная артистка Республики (1924 г.), Герой Труда (1924 г.). С 1858 года выступала на сцене Малого театра. Лучшие образы создала в произведениях А.Н. Островского и У. Шекспира. В пьесах Островского исполнила 29 ролей, из которых самая значительная – Катерина (“Гроза”). Огромный талант Федотовой высоко оценил К.С. Станиславский, отмечавший артистизм, блестящее виртуозное мастерство ее исполнения, умение проникнуть в духовную сущность персонажа. Много гастролируя, Гликерия Николаевна оказала значительное влияние на провинциальные театры”.

Один из оренбуржцев в середине апреля 1897 года записал:

“Артистке при выходе из вагона поднесен был роскошный букет. Знаменитой сценической деятельнице, поселившейся в Европейской гостинице (ныне здание на улице Советской, 52 – Т.С.), сделали визиты тургайский военный генерал-лейтенант Я.Ф. Барабаш, оренбургский городской голова Н.А. Середа, многие из любителей сцены и из поклонников таланта артистки”.

Русская Сарра Бернар!

Оренбургский театральный критик позднее не скрывал восторга:

“Дива Императорских театров Гликерия Федотова осчастливила своим посещением и наш Оренбург. Первый спектакль 14 апреля (26 апреля по новому стилю – Т.С.) дан был исключительно для учащихся: пьесы “Без вины виноватые” и “Школьная пора”, затем сыграны следующие пьесы: “Преступница” Вильде, “Цепи” Сумбатова, “Укрощение строптивой” Шекспира.

Во всех этих пьесах Г.Н. Федотова играла первые женские роли и, несмотря на свои почтенные годы, далеко перевалившие за первую молодость, играла с поражающим зрителя искусством. Игра ее полна искреннего чувства, отчетлива даже в мелких деталях и всегда вперед продумана – словом, образцовая во всем. Даже в таких актах, как первый в пьесе “Без вины виноватые”, где почтенной артистке приходится изображать молоденькую женщину, зритель поддается иллюзии и охотно не примечает пожилых лет исполнительницы”.

Далее рецензент восклицает:

“Федотова – это русская Сарра Бернар! На сцене она живет нервами и буквально плачет, так срослась душа ее с изображаемыми ею женскими типами. О блеске и богатстве костюмов артистки говорить излишне. Артистке удачно подыгрывает и собранная ею труппа. Ансамбль подобран Федотовой умело и публика посещает спектакли гастролеров охотно. После “Василисы Мелентьевой” гастроли закончат драмой Островского “Гроза”.

За любезный визит скажем артистке русское спасибо! Недаром же вчера (т.е. 1 мая 1897 года – Т.С.) выход ее встречен был бурей рукоплесканий и тучей букетиков с овационными на летевших бумажках надписями”.

Уже после отъезда Гликерии Николаевны сотрудник “Оренбургских губернских ведомостей” констатировал:

“Гастроли Г.Н.Федотовой увенчались артистическим успехом и полными сборами. Талантливая гостья свое пребывание в Оренбурге ознаменовала и добрым делом. Был дан спектакль в пользу предполагаемого родильного приюта”.

Согласно сохранившемуся отчету о благотворительном мероприятии, выручка в 200 рублей передана председательнице оренбургского комитета о бедных Е.М. Ершовой (супруге губернатора). Хочется верить, что эта немалая по меркам XIX столетия сумма была использована по назначению.

Автор: Татьяна

Источник: “Вечерний Оренбург”, № 42 от 17 октября 2001 г.

, , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x