Древние жители оставляли рисунки на камне, позже, научившись делать краски, создавали картины, привнося в живопись свое представление о красоте мира и человека. В 15 веке Леонардо да Винчи впервые описал устройство камеры- обскуры. В 1826 году француз Нисефор Ньепс смог получить первое изображение на металлической пластинке, покрытой лаком из асфальта и лавандового масла, однако технология была довольно сложна и распространения не получила.

Одним из первых профессиональных фотографов в Оренбурге был Карл Андреевич Фишер, который в 1878 году организовал в городе собственное фотоателье.

Совместно с художником-декоратором Луи Дагером он продолжал опыты по усовершенствованию химического процесса получения изображения. Но в 1833 году Ньепс умер, Луи Дагер продолжал исследования и в 1838 году изобрел процесс фиксирования, названный его именем, – «дагеротип». Через год, 7 января 1839 года, Парижская Академия Наук признала «дагеротип» изобретением. Так родилась фотография.

Оренбург, 1896 год. Фотография К.А. Фишера.

Время появления дагеротипии в Оренбургской губернии с точностью неизвестно. В те годы Оренбургский край был малолюден, продолжалось заселение земель крестьянами. Случались набеги башкир и киргизов на русские селения. Есть сведения, что оренбургский граф В.А. в бытность своего второго пребывания в 1851-57 гг пробовал делать дагерротипы, но подтвердить это документально не удалось.

Общий вид рудничных построек с западной стороны Илецкого рудника. 1892 г. Фотография К.А. Фишера

Методики фотографирования быстро совершенствовались. Улучшались материалы, снижалась стоимость отпечатков. Само занятие дагеротипией подразумевало образованность «фотографа». Первоначально светописью занимались исключительно иностранцы. Но уже в 1840 году в Москве изобретатель А. Греков производит портретную съемку, а на следующий год в своей брошюре говорит о художественной стороне фотографии, применении растворов для придания оттенка изображению.

Оренбург. Фотография К.А. Фишера.

Работа светописца второй половины 19-го века, где бы он ни был, была кропотливой. Поскольку не было электрического освещения, павильон, в котором проводилась фотосъемка, имел стеклянную крышу и такую же боковую стену. 

Фотография К.А. Фишер (теперь г. Балашева), находящаяся в д. Фокеродта на Большой улице, 20 сего августа, в воскресенье, в 10 часов утра, сильно пострадала от пожара. Огонь начался в лаборатории от горевшей лампы. Обгорели стены, потолки и полы галереи и уничтожены все принадлежности фотографии. Негативы, накопленные еще К.А. Фишером и пополненные г. Балашевым (до 15 000 стекол), также попорчены. Убытка заявлено на 10 000 рублей. Фотография застрахована. развился быстро, так как имелись там горючие материалы (эфир, бензин и др.), но прибывшей скоро пожарной командой 1 части утушен был без затруднения. Кстати сообщим, что основатель этой фотографической фирмы Карл Андреевич Фишер (ныне владелец лучшей в Москве фотографии и фототипии, на Кузнецком) получил на всемирной выставке в Париже еще одну большую золотую медаль за свои превосходные работы.

«Оренбургский листок», № 35,1900 г

Гражданская гимназия 1886 г. Фотография К.А. Фишера

Помещение не могло быть маленьким: много места занимали декорации, мебель, ширмы, декоративные колонны для создания колорита снимка. В некоторых фотоателье предлагали различную одежду для переодевания. Сейчас кажется удивительным, но для портретном съемки были особые приспособления – держатели головы.

Здание городской управы, фотография К.А. Фишера

Чувствительность фотоматериалов к свету была низкой, время экспозиции велико, до нескольких секунд, чтобы избежать «смазывания» изображения, голову закрепляли сзади, после чего производили фотографирование.

Улица Николаевская, вид на Гостиный двор, 1896 год. Фотография К.А. Фишера.

Одним из первых профессиональных фотографов в Оренбурге был Карл Андреевич Фишер. Прусский подданный в 1878 году организовал собственное фотографическое ателье в далеком провинциальном Оренбурге, где был простор для деятельности и никакой конкуренции.

Вид на Александровский сквер с балкона ремесленного училища (в сторону Городского магистрата, позже казенной палаты). Фотография К.А. Фишера.

Оборудование и все фотографические материалы, выписанные из-за границы, в основном из Германии, располагались в довольно просторном помещении павильона со стеклянной крышей на Николаевской улице. Лаборатория помещалась в задней, ближе ко двору, части здания, где-то между Эссенской и Гостинодворской, на правой стороне Николаевской, если идти от набережной Урала. Ателье Фишера не ограничивалось выполнением бытовой фотографии.

В 1915 году в Оренбурге было шесть больших, стабильно работающих фотоателье. Ателье фотографа А.А. Норвилло располагалось на Петропавловской (ныне ул. Краснознаменная), фотография М.В. Фишман и Васильева была на Николаевской (ныне Советская ул.), ателье М.А. Лапина (1879-1965 г.?) на Неплюевской (ныне Ленинская ул.), фотозаведение Насырова на Преображенской (ныне начало ул. 8 Марта), фотоателье А.А. Норвилло находилось на Николаевской, в доме Фокеродт, справа от булочной, напротив церкви Петра и Павла.

Интересы молодого фотографа были более широкими. Фотограф производил видовую съемку Оренбурга, участвовал в раскопках курганов, собирал коллекцию «типов Оренбургского края», т.е. киргизов и башкир.

Оренбургская духовная семинария, фотография К.А. Фишера.

В 1882 году в Москве проводилась Всероссийская фотографическая выставка. представил более 1000 фототипии инородцев, как тогда называли киргизов, населявших Оренбургский край. Коллекция фоторабот Фишера получила золотую медаль выставки.

Журнал «Вестник фотографии» в 1912 году, в связи с юбилеем Фишера, напомнил читателям:

«Коллекция эта содержит около 1000 съемок башкир и киргизов от 5-летнего до старческого возраста и представляет большой этнографический и антропологический интерес. К.А. Фишер принес ее в дар Московскому Политехническому музею, где она находится в распоряжении профессора Д.Н. Анучина».

Фотоателье Фишера в Оренбурге существовало вполне благополучно. что позволило в 1879-1880 годах открыть фотомастерскую в Самаре. После 1882 года организовывает в Москве совместно с Н.К. Клячко «Торговый дом» по продаже фотографических принадлежностей в доме Торлецкого на Рождественке.

Прохожий, оглянись. Там, где кафе, в 1897 году была булочная Фокеродта и фотоателье Фишера.

В 1886 году К.А. Фишер переехал на жительство в Москву, где занимается делами «Торгового дома», заказывает фотохимикаты за границей, куда выезжает и для обучения новым методам фотографии. В Оренбурге фотоателье Карла Фишера остается, обученные помощники и лаборанты продолжают работать.

Революционные события 1917-18 годов встретил в Москве. Он по-прежнему занимался фотографированием, издавал портреты писателей, художников, артистов.

В 1923 году скульптор А.С. Голубкина при создании проекта памятника АН. Островскому пользовалась фотографиями Карла Фишера с изображениями писателя.

После 1924 года К.А. Фишер живет в Москве, но не работает.

К сожалению, дальнейшая судьба Карла Фишера неизвестна, как неизвестно и то, сохранился или нет огромный архив (несколько тысяч!) негативов, фотопластин, пленок фотографа, начавшего свой фотографический путь в Оренбурге.

Источник: «Легенды губернии. Все дело в людях» / ред. коллегия Е.Чернова, А.Жураковская, А. Севостьянов [и др.]. — Оренбург : «АиФ в Оренбурге», 2017, стр. 73-76.

, , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x