Одной из достопримечательностей окрестностей города Медногорска является железнодорожный виадук над рекой Блявой, имеющий у местных жителей странное наименование «Немецкий мост». Но как же это стратегическое техническое сооружение, важный элемент железнодорожной магистрали Оренбург-Орск, связано с немцами?

Объект культурного наследия регионального значения «Немецкий железнодорожный мост-виадук)», 1914-1920-е гг.

12 декабря 1912 года инженерным составом Министерства путей сообщения были утверждены проект и смета на сооружение железнодорожной линии Оренбург-Орск, а вскоре Правление по сооружению новых линий приступило к ее строительству. Первые метры железнодорожного полотна были проложены 1 июля 1913 года.

В этом же 1913 году было начато строительство телеграфной линии Оренбург- от Управления Оренбургской железной дороги до товарного двора станции Орск протяженностью 310 верст.

Строительство железной дороги проходило в трудных условиях, так как большая часть трассы прокладывалась в твердых и скалистых грунтах, пролегала в полосе Южного Урала и прорезала один из отрогов Уральского хребта, а орудиями производства того времени были чугунный домкрат, лопата, кирка, кувалда и ручная тачка.

Ввод новой дороги в эксплуатацию намечался на 1 декабря 1916 года. Но эти планы не осуществились. В 1914 году накануне Первой мировой войны трасса дошла только до станции Сара.

Самыми трудными участками строительства стали возведение туннеля перед будущей станцией и моста над рекой Блявой.

Местоположение железнодорожного туннеля и «Немецкого моста» в окрестностях Медногорска.

Местоположение железнодорожного туннеля и «Немецкого моста» в окрестностях Медногорска.

Проходка туннеля была начата 28 января 1913 года. Строился он по проекту и под началом инженеров путей сообщения З.Ф. Родзерского и С.П. Колесникова. По инженерным замыслам он схож с типами Армавирских и Туапсинских туннелей Кавказа.

Местоположение железнодорожного туннеля и «Немецкого моста» в окрестностях Медногорска.

Местоположение железнодорожного туннеля и «Немецкого моста» в окрестностях Медногорска.

Мост через Бляву начали строить в 1914 году. В процессе проектирования главным инженером А. Ледером, начальником технического отдела инженером А. Крюковым, инженером Г. Дмитриевым была составлена пояснительная записка с расчетами. В записке указывались основные требования к архитектурному облику будущего моста:

«Виадук состоит из пяти четырехсаженных пролетов, перекрытых железобетонными сводами с путями, расположенными на одном уровне. Ограничение протяжения виадука всего пятью пролетами представило возможность обойтись без устройства быков утолщенного типа. Фундаменты под все быки и устои виадука закладываются непосредственно на скале». Согласно пояснительной записке было запланировано устроить температурные швы в надсводной части виадука над осями быков, во избежание появления в сооружении значительных напряжений при изменении температуры. В требованиях к строительству также значилось: «соприкасающаяся с балластом поверхность сводов забутка и бортовых стенок защищается цементной прослойкой, поверх коей устраивается изоляционный слой из рубероида».

Мост возводился на 216-й версте Оренбург-Орской железной дороги, на пикете № 361+30,65.

Осенью 1914 г. в долине Блявы огородили колючей проволокой огромную площадь. На углах поставили сторожевые вышки. Вскоре на разъезд Жёлтый привезли эшелон военнопленных немцев, австрийцев, чехов, мадьяр (венгров). После их присылали этапным порядком во временный лагерь неподалёку от будущей станции Блява.

Военнопленные подготавливали гранитные блоки на Блявинском карьере, затем их погружали на повозки и отвозили к тому месту, где планировалось возводить мост. Строительство велось практически вручную, без средств механизации. Условия труда и жизни были очень тяжелыми, поэтому смертность среди рабочих была высокая. Хоронили умерших рядом с железнодорожным полотном.

19 декабря 1914 года на участке Оренбург-II – разъезд Желтый было открыто временное движение товарно-пассажирских поездов, чем положено начало существованию Орской дороги. В расписании 1915 года значилось два поезда № 5 и № 6, ходили они не ежедневно, а зимой во время снежных заносов дорога не работала. Расстояние от станции Оренбург до разъезда Желтый, равное 128 километрам, поезд проходил за 8 часов 38 минут.

Единственный в Оренбургской области железнодорожный туннель перед станцией Медногорск. Введен в эксплуатацию в 1915 году.

Единственный в Оренбургской области железнодорожный туннель перед станцией Медногорск. Введен в эксплуатацию в 1915 году.

1 января 1915 года из восточного портала туннеля с победным гудком, в клубах дыма, вышел паровоз с несколькими платформами, нагруженными рельсами и шпалами. Он прошёл до того места, где сейчас станция Медногорск, и остановился. Дальше железнодорожного полотна не было. Строители вели укладку земляного полотна до будущей станции Блява.

«Немецкий мост» над Блявой 1

Медногорск. Железнодорожный вокзал. 1960-1967 годы.

К началу 1915 г. стала одним из крупнейших регионов по концентрации военнопленных. На строительстве железной дороги Оренбург- в Орском уезде работало 1128 военнопленных из Германии и Австро-Венгрии. В 1916 году дорога Оренбург-Орск подошла к селу Блява.

Вокзал на станции Блява. 1980-е годы.

Вокзал на станции Блява. 1980-е годы.

Как впоследствии вспоминали местные жители, железную дорогу возле села и вокзал на станции строили пленные «австрияки», под которыми имелись в виду представители разных национальностей Австро-Венгерской Империи.

В Бляве наследием этого «интернационала» долгое время оставался монументальный каменный вокзал с высоченными потолками и большими живописными картинами в золотых рамах на стенах, который пережил все революции и войны, но не устоял в эпоху перестройки.

Ухудшение экономического положения в стране в условиях военного положения вызвало проблемы с завершением строительства железнодорожной линии Оренбург-Орск.

Пассажирский вокзал станции Орск. Был построен в 1916 г. при строительстве линии Оренбург-Орск. В связи с тем, что не был построен мост через реку Урал, до него составы доехать не могли, и вокзал так и стоял одиноко в степи до 1929-го года - до пуска пассажирского движения. Видны заколоченные окна, лето 1929 г.

Пассажирский вокзал станции Орск. Был построен в 1916 г. при строительстве линии Оренбург-Орск. В связи с тем, что не был построен мост через реку Урал, до него составы доехать не могли, и вокзал так и стоял одиноко в степи до 1929-го года – до пуска пассажирского движения. Видны заколоченные окна, лето 1929 г.

В 1916 г. австрийские военнопленные были отправлены на сельскохозяйственные работы. 31 марта 1916 года А. Ледер, главный инженер Управления по сооружению железнодорожной линии Оренбург- Троицкой железной дороги, обратился к начальнику жандармского полицейского управления Ташкентской железной дороги с просьбой о разрешении привлечь к работам на дороге новых иностранных рабочих: турецких, корейских или персидских военнопленных.

В мае 1916 г. председатель правления Троицкой железной дороги Ф.А. Липский вновь указал о крайней нужде в рабочей силе и запросил привоз до 2000 китайских рабочих. Но приняли ли они в 1916 г. участие в строительстве моста над Блявой, в настоящее время не установлено.

К 1917 году контроль по сооружению железной дороги линии Оренбург- осуществляли заведующий контролем, старший контролер, коллежский советник Иван Михайлович Богуславский, а также контролеры: коллежский секретарь Георгий Никифорович Елманов (в г. Орске) и коллежский регистратор Игнатий Петрович Станкевич.

Продолжающиеся боевые действия Первой мировой войны, усиление дефицита людских ресурсов в тылу привели к замедлению строительных работ на железной дороге Оренбург-Орск.

Начавшаяся вскоре приостановила строительство железной дороги Оренбург- и моста через Бляву, который был достроен только в 1920-х годах.

Несмотря на то, что мост в основном строили не пленные этнические немцы (из Германии и Австрии), а подданные многонациональной Австро-Венгерской Империи – венгры, чехи, словаки, представители южных славянских народов, за сооружением прочно закрепилось наименование «Немецкий мост». Он стал самым популярным туристическим объектом города Медногорска.

До 1970 года по мосту ходили составы в сторону Оренбурга и обратно, но потом было принято решение построить второй мост, чтобы разгрузить дорогу. Теперь поезда идут к Медногорску по «Немецкому мосту», а обратно, до Орска, по новому пути. Старый мост еще не приходилось ремонтировать, а тот, что построен в советское время, не раз требовал обновлений. Туннель же перед Медногорском до сих пор остается единственным железнодорожным туннелем на территории Оренбургской области.

Объект культурного наследия регионального значения «Немецкий железнодорожный мост-виадук)», 1914-1920-е гг.Объект культурного наследия регионального значения «Немецкий железнодорожный мост-виадук)», 1914-1920-е гг.Объект культурного наследия регионального значения «Немецкий железнодорожный мост-виадук)», 1914-1920-е гг.

Объект культурного наследия регионального значения «Немецкий железнодорожный мост-виадук)», 1914-1920-е гг.

Железнодорожный виадук «Немецкий мост» состоит из 5 каменных сводчатых арочных пролетов и 4 опор, общая длина составляет около 55 метров, высота в максимально высокой части моста составляет 23,7 м, ширина – 4,0 м. Характерная форма арок моста свидетельствует о применении известкового раствора. Общее архитектурно-планировочное, объемно-пространственное и декоративное решение виадука указывает на высокий уровень мастерства его строителей.

Местоположение моста: Оренбургская область, Южно-Уральская железная дорога, железнодорожная ветка Оренбург-Орск, перегон -Сара, мост через реку Блява (координаты – широта 51.402 С, долгота 57.669 В).

Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 13 апреля 2023 года №01-08-124 «Немецкий железнодорожный мост-виадук)», 1914-1920-е гг., был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 1 июня 2023 года №148109-р истории и культуры был зарегистрирован в Реестре.

При подготовке публикации использованы материалы:

Источник: Межрегиональный научный центр «Наследие»

, , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x