Во время весеннего разлива Урала и Сакмары и после него, до возведения временного моста, сообщение Оренбурга с окрестным селениями осуществлялось с помощью паромной переправы.
Паромная переправа через Сакмару, Оренбург, конец XIX – начало XX века. В глубине снимка справа виден четырехпролетный железнодорожный мост, а справа Бердская станица.
В середине XIX века переправ через Сакмару было две. Первая находилась, в районе современного автомобильного моста, между Бердами (Бердской станицей) и горой Маяк. Там был паром, за перевоз брали деньги. Эта переправа обслуживала тракт на Самару, который в XVIII веке назывался Старой Московской дорогой. Вторая находилась возле Сакмарского городка и содержалась сакмарскими казаками. Она обслуживала тракт на Казань (Новая Московская дорога), от которого возле села Имангулово отделялся тракт на Уфу.
Организация подобных переправ в разное время вызывала много недовольства у местного населения. Было много нареканий и во времена НЭПа. Так в мае 1925 года в заметке “Мародеры паромщики”, опубликованной в газете “Смычка”, рассказывается о поборах, взимаемых перевозчиками.
На этих днях нам нужно было переправиться через реку Урал под Оренбургом.
Подъехали к парому, взяли билеты в очередь по 15 копеек с подводы и стали ждать, питая надежду, что попадем в утреннему базару.
Но получилось наоборот.
Паромщики ставят на паром только шесть подвод по очередным билетам, а остальные по соглашению, не обращая внимания на просьбы крестьян.
Тогда мы решили переехать по соглашению. Спросили, сколько стоит? — Восемь целковых, — отвечают.
Мы так и присели. Город, обрати внимание на этих мародеров — паромщиков!
В том же мае, эта же газета в заметке “Ненормальное явление”, рассказала о другом подобном случае, произошедшим уже на Сакмаре у Каргалы:
Паромная переправа через Сакмару налажена хорошо. Но тут же и отрыжки старого… Это так называемое “на чай”.
Все паромщики заражены этой болезнью, причем для получения “на чай” прибегают к выработанному тактическому приему.
Если, например, едет какой-нибудь бедняк, то его перевозят во вторую или в третью очередь.
Так, нам пришлось наблюдать следующую картинку. Паром переполнен до невозможности, а переправлять не хотят. На вопрос старшему паромщику:
— Почему? — получили короткий ответ: — Комиссара ждем!
И вот, через два часа едет “комиссар” — попросту кулак-торговец. Только подъехал, как очутился в кольце паромщиков и на руках, вместе со своим грузом, был торжественно внесен на паром и водружен наверх крестьянской телеги. В результате щедро на “чай”…
Этому нужно положить конец, ибо проезжающие крестьяне определенно говорят:
— Хотя паром и налажен, но не для нас, а для тех, кто щедро дает “на чай”? Нам же приходится терять время и рисковать чуть ли не остаться без переправы.
Источники:
- Газета “Смычка”, 10 мая 1925, стр. 3
- Газета “Смычка”, 27 мая 1925, стр. 3
© 2019, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей