с самого начала своего существования, помимо своего военно-административного назначения, всегда был городом торговым, многонациональным и, соответственно, многоконфессиональным. Помимо огромной мусульманской диаспоры, католиков, лютеран, имевших соответствующие культовые здания, в городе проживала и достаточно большая еврейская община.

Объект культурного наследия регионального значения «Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. (г. Оренбург, пер. Шевченко, 3). Фотография 2022 года.

На территории Оренбургского края евреи появились ещё в конце XVIII столетия. Первым известным представителем этой национальности в крае стал выпускник Кёнигсбергского, Гёттингенского и Страсбургского университетов, доктор медицины Левин Мендель, который в 1783-1784 гг. был главным врачом Оренбургского корпуса, а в 1784 г. возглавлял Оренбургский военный госпиталь.

В 1806 г. из Санкт-Петербурга на сослали под надзор полиции 6 евреев, которых распределили по крепостям местной пограничной линии: Оренбургской, Орской, Верхнеуральской, Звериноголовской, Кизильской и Троицкой. В 1810 г. выпускник Кёнигсбергского университета, доктор медицины Бернард Михельсон служил инспектором Оренбургской врачебной управы, то есть, по сути, руководил всей региональной системой здравоохранения.

После присоединения Литвы, Западных Украины и Белоруссии по результатам разделов Речи Посполитой 1772, 1793, 1795 гг., Молдавии в 1812 г. и Польши в 1815 г. Российская империя обрела территории со значительным иудейским населением. По мере интеграции этих регионов в состав государства еврейские ремесленники и предприниматели стали приезжать на заработки во внутренние губернии страны, в том числе и в Оренбургский край. Однако на протяжении многих лет их легальному переселению на препятствовало дискриминационное законодательство Российской империи, которое ограничивало места постоянного проживания иудеев чертой оседлости, включавшей 15 западных губерний Польши, Литвы, Белоруссии, Украины и Молдавии. Время от времени по указанию центра местные власти проводили проверку паспортного режима и массово высылали нелегальных еврейских переселенцев обратно в предписанные им районы жительства.

Так, по указанию императора Николая I шеф жандармов А.Х. 8 февраля 1838 г. распорядился немедленно арестовать и отправить по этапу на родину всех евреев, проживающих в Оренбургской губернии без паспортов или по временным разрешениям. Таковых только в Оренбурге оказалось 65 человек (38 мужчин и 27 женщин): семьи «бриллиантщика», золотых дел мастера, часовщика, резчика печатей, красильщика, портного, водочного мастера, мясника и артель музыкантов. Некоторые из них просили об отсрочке, так как имелись «дети, одержимые болезнию, жёны беременные, кои должны вскоре разрешиться, а некоторые разрешились от родов, тоже больны, сверх того, не оконченные взятые для работы вещи, на разных людях одолжения, и сами состоим должными». Но оренбургские власти остались непреклонными, поручили медику осмотреть всех евреев и задержать отправку лишь больных и беременных. По минованию же распутицы, в апреле 1838 г. ремесленники были высланы под вооружённым конвоем в места приписки: города Витебск, Минск, Могилёв, Орша, Полоцк и местечко Шклов.

Появление же в Оренбургском крае значительного легального иудейского населения было связано с распространением на евреев рекрутской повинности в 1827 г. Для отрыва от традиционной иудейской среды и последующего обращения в православие еврейских мальчиков забирали в армию с 12 лет и даже ранее, до проведения обряда бар-мицва, знаменующего религиозное совершеннолетие. Они отправлялись на обучение в специальные школы военных кантонистов до достижения возраста 18 лет, а затем на действительную службу сроком 25 лет, причём в удалённые от места их прежнего жительства районы Поволжья, Урала и Сибири. По данным 1839 г., на территории Оренбургской губернии насчитывались уже 1453 военных кантониста из числа евреев (240 принявших православие и 1213 оставшихся в своей вере), в том числе в Оренбургском батальоне – 997 (63 православных и 934 иудея), в Троицком полубатальоне – 274 (111 выкрестов и 163 последователя иудаизма) и в Верхнеуральском полубатальоне –182 (66 православных и 116 иудеев). Другой категорией временного иудейского населения в городах Оренбургской губернии стали бухарские евреи, приезжавшие сюда из Средней Азии по торговым делам.

Для проведения богослужения в Оренбурге кантонистами и купцами были устроены молельни, однако действовали они частным образом, без получения официальных разрешений, а потому точные даты их открытия неизвестны. Военнослужащие евреи традиционно группировались на восточной окраине крепости, в районе артиллерийских арсенала, конюшен и сараев, здания местной инженерной команды и её кузниц, где со временем стали и застраиваться жильём после выхода в отставку. Известно, что в 40-60-е гг. XIX в. в Оренбурге открылись и действовали уже 3 еврейских молитвенных дома, которые именовались «батальонным», «инженерным» и «бухарским».

С 1858 г. в губернском центре стали вестись иудейские метрические книги, а с 1860 г. командир Оренбургского линейного батальона, полковник Александр Францевич Ионней допустил к исполнению обязанностей раввина в губернском центре между нижними чинами из евреев солдата Мовшу (Моисея) Бергера. Для ритуального очищения верующих в районе современной Набережной Урала существовала миква – специальная еврейская баня с бассейном. Однако она располагалась в непосредственной близости от православного Введенского собора, напротив которого ежегодно, зимой, перед праздником Крещения Господня устраивалась во льду реки специальная прорубь («иордань») для освящения воды. Оренбургский генерал- Н.А. посчитал такое соседство «невозможным» и в 1868 г. приказал снести еврейский дом очищения, предложив религиозной общине выбрать для него другое место. 5 марта 1868 г. раввин М. Бергер обратился в Оренбургское губернское правление с просьбой отвести под эти нужды участок в 130 саженях (277,37 м) вниз по течению Урала от Введенского собора, на месте прежней городской торговой бани. Оренбургская дума была согласна его предоставить, причём по сниженной арендной плате из расчёта не более 50 коп. серебром в год за кв. сажень, поскольку заведение предназначалось не для коммерческих целей, а для «исполнения правил религии». Но губернский архитектор А.И. Реймерс, осмотревший участок с выездом на место, пришёл к выводу о том, что «береговой косогор, необеспеченный от подмывов и оседания в реку», не подлежит никакой застройке по соображениям безопасности. В результате губернская администрация журналом от 14 октября 1868 г. № 3301 отклонила просьбу верующих, которые были вынуждены перенести ритуальную баню непосредственно к «батальонному» молитвенному дому.

В период либеральных реформ императора Александра II был принят ряд законодательных актов, облегчивших положение евреев: в 1859 г. разрешено селиться вне черты оседлости купцам 1-й гильдии, в 1861 г. – лицам с высшим образованием и учёными степенями, в 1865 г. – ремесленникам, а в 1867 г. – отставным нижним чинам. Это способствовало не только широкому оседанию в городах Оренбургской губернии бывших военнослужащих, но и нарастающему переселению сюда еврейских предпринимателей из западных районов страны. Изменение характера иудейского населения с временного на постоянный потребовало более основательной организации его религиозной жизни.

Проект Первого еврейского молитвенного дома г. Оренбурга. 1870 г.

3 сентября 1870 г. члены «батальонной» общины г. Оренбурга получили разрешение Строительного отделения Губернского правления на сооружение каменного здания по переулку Канонирскому (ныне пер. Шевченко), куда после завершения строительства и отделки были перенесены богослужения.

Так возник Первый еврейский молитвенный дом г. Оренбурга.

План 7 участка города Оренбурга. 1870-е годы. В 137 квартале можно увидеть домовладение 369 - на нем розовым цветом окрашен контур здания - это и есть Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга.

План 7 участка города Оренбурга. 1870-е годы. В 137 квартале можно увидеть домовладение 369 – на нем розовым цветом окрашен контур здания – это и есть Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга.

Первый еврейский молитвенный дом г. Оренбурга обозначен практически на всех известных картах и планах Оренбурга последней четверти XIX – начала XX веков. Он обозначен как каменный дом в квартале 137 (по тогдашней нумерации) на плане города Оренбурга 1874-1875 гг. и плане участка 7 в 1-ой части города Оренбурга, а также на плане г. Оренбурга 1885 г., составленного Межевым отделом Оренбургского казачьего войска. Каменное здание еврейского молельного дома обозначено и на выкопировке из утвержденного плана г. Оренбурга по Преображенской улице с показанием места Римско-Католической церкви 1902 года.

Рисунок из проекта расширения Первого еврейского молитвенного дома г. Оренбурга. 1884 г.

С оформлением в Оренбурге постоянной иудейской общины постепенно стали складываться и связанные с ней религиозные, управленческие, образовательные и благотворительные институты. Прежде всего, по ходатайству верующих городские власти отвели участок земли площадью 1500 кв. саженей (6828 кв. м) под еврейское кладбище на Конно-Сенной площади, к востоку от Сакмарского тракта. Оно располагалось на месте современного квартала, ограниченного проспектом Победы, улицами Маршала Жукова и Аксакова.

По мере притока в губернский центр новых еврейских переселенцев из числа предпринимателей и ремесленников прихожане «батальонного» молитвенного дома расширили его внутренний объём по проекту, утверждённому протоколом Строительного отделения Оренбургского губернского правления от 14 мая 1884 г. № 54 и «батальонный» или 1-й еврейский молитвенный дом приобрел архитектурный облик, практически соответствующий нынешнему.

Выкопировка из утвержденного плана г. Оренбурга 1-й части по Преображенской улице с показанием места Римско-Католической церкви 1902 года. В 327 квартале на Канонирском переулке розовым цветом окрашен контур здания с №12 - это Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга.

Выкопировка из утвержденного плана г. Оренбурга 1-й части по Преображенской улице с показанием места Римско-Католической церкви 1902 года. В 327 квартале на Канонирском переулке розовым цветом окрашен контур здания с №12 – это Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга.

30 октября 1890 г. члены бывшей «батальонной» общины, «приписавшиеся в оренбургское купечество и мещанство, домовладельцы и не имеющие домов, а также по узаконенным паспортам постоянно проживающие в г. Оренбурге мастера и ремесленники» в количестве 65 человек устроили собрание, по итогам которого ходатайствовали об учреждении при их молитвенном доме духовно-хозяйственного правления, а также избрании в него нового раввина, старосты и казначея. В итоге Оренбургское губернское правление журналом на 13 мая 1891 г. № 415 разрешило образовать хозяйственный орган при 1-й еврейской молельне.

«Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. (г. Оренбург, пер. Шевченко, 3). Фотография 2006 года.Объект культурного наследия регионального значения «Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. (г. Оренбург, пер. Шевченко, 3). Фотография 2022 года.
«Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. (г. Оренбург, пер. Шевченко, 3). Фотография 2006 года.Объект культурного наследия регионального значения «Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. (г. Оренбург, пер. Шевченко, 3). Фотография 2022 года.

 

После революции 1917 г. еврейские религиозные объединения г. Оренбурга продолжали свою деятельность. Постановлением ВЦИК от 3 августа 1922 г. была допущена государственная регистрация религиозных объединений, которые впервые приобрели права юридических лиц. В 1927 г. Канонирский (именовавшийся так же как Шевченков) переулок, на котором располагался 1 еврейский молитвенный дом, получил наименование Пьяновского.

Объект культурного наследия регионального значения «Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. (г. Оренбург, пер. Шевченко, 3). Фотография с квадрокоптера 2022 года.

Объект культурного наследия регионального значения «Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. (г. Оренбург, пер. Шевченко, 3). Фотография с квадрокоптера 2022 года.

15 ноября 1930 г. инспектором 1-го отделения милиции г. Оренбурга Павлиновым был негласным образом осуществлён осмотр 1-й синагоги. Из составленного им рапорта следовало, что посещаемость молитвенных собраний в будние дни была невысокой – порядка 10 человек. Здание синагоги не отапливалось, несколько стекол были разбиты. Из этого делался вывод о целесообразности, в виду нехватки жилых помещений в городе, закрытия данной синагоги и её переоборудования. 5 октября 1931 г. Оренбургским горсоветом было принято постановление о закрытии еврейского молитвенного дома № 1. На основании этого постановления комиссия, составленная из представителей горсовета, горкомхоза, горфо и музея, 23 октября 1931 г. произвела официальное закрытие синагоги.
Здание Первого еврейского молитвенного дома было переоборудовано под общежитие студентов железнодорожного техникума, в последующее время – использовалось под железнодорожный архив.

Объект культурного наследия регионального значения «Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. (г. Оренбург, пер. Шевченко, 3). Фотография с квадрокоптера 2022 года.

Объект культурного наследия регионального значения «Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. (г. Оренбург, пер. Шевченко, 3). Фотография с квадрокоптера 2022 года.

Возрождение в здании еврейского молитвенного дома относится к началу 1990-х годов.

3 июня 1993 г. была официально зарегистрирована «Оренбургская еврейская община», насчитывавшая поначалу всего 10 человек. Её первым председателем стал Яков Зельмович Беляк (1950-2003). Он добился возвращения верующим по решению от 3 октября 1994 г. исторического здания 1-й синагоги г. Оренбурга на пер. Шевченко, 3.

Табличка возле входа в объект культурного наследия регионального значения «Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. (г. Оренбург, пер. Шевченко, 3). Фотография 2022 года.

Табличка возле входа в объект культурного наследия регионального значения «Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. (г. Оренбург, пер. Шевченко, 3). Фотография 2022 года.

После ремонта Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга был торжественно открыт 28 сентября 1995 года.

Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 25.05.2023 №01-08-178 «Первый еврейский молитвенный дом города Оренбурга», 1870 г.; 1884 г. был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

При подготовке публикации использованы материалы из книги: Денисов Д.Н., Моргунов К.А. Евреи в Оренбургском крае: религия и культура. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. – 126 с., 16 ил.

Источник: Межрегиональный научный центр «Наследие»

, , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x