Здание контрольной палаты: шедевр русского классицизма



История возведения выдающегося образца русского классицизма – здания Контрольной палаты в Оренбурге – связана с именем богатого купца, винного откупщика, титулярного советника Андрея Ивановича Еникуцева. Назвать построенное им здание дворцом было бы слишком сильно, а жилым домом – явно недостаточно. Наиболее подходящее название – богатый городской особняк середины ХIХ века.

История возведения выдающегося образца русского классицизма – здания Контрольной палаты в Оренбурге – связана с именем богатого купца, винного откупщика, титулярного советника Андрея Ивановича Еникуцева

Автором проекта, по мнению авторитетного оренбургского краеведа Виктора Васильевича Дорофеева, является архитектор Уральского казачьего войска Андрей Андреевич (Генрих) Гопиус.

Есть и другая версия. Кандидат искусствоведения Наталья Валентиновна Свирина считает, что автором проекта дома Еникуцева был известный екатеринбургский зодчий Михаил Павлович Малахов, ранее работавший в Оренбурге и построивший несколько зданий на Плац-парадной (Александровской) площади. Несомненно одно: в архитектуре памятника архитектуры по улице Советской, 28, видна умелая и опытная рука мастера русского классицизма.

Здание Контрольной палаты, годы строительства 1836–1839. Классицизм. Архитектор А.А. Гопиус. Ныне – Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей. Фото начала XX века

Здание Контрольной палаты, годы строительства 1836–1839. Классицизм. Архитектор А.А. Гопиус. Ныне – Оренбургский губернаторский историко-. Фото начала XX века

Сохранилась легенда о том, что роскошный дом Еникуцева так и не был заселён хозяевами. Говорили, что новый хозяин столкнулся с нехорошими предзнаменованиями, якобы вмешалась нечистая сила. Да и как дьяволу было не вмешаться, если этот особняк построили на месте снесённого питейного дома с винными подвалами. Этот питейный дом был настоящим капищем Сатаны, где людей крепко обхватывали мохнатые лапы Зелёного Змия. Целых тринадцать лет простоял прекрасный городской особняк без полноценного жилого использования.

В 1852 году, при втором правлении Оренбургского генерал-губернатора Василия Алексеевича Перовского, дом Еникуцева вместе с земельным участком и двумя флигелями был приобретён казной для размещения в нём губернской канцелярии. Бывший жилой особняк после перепланировки помещений стал представительным административным зданием. Когда же в 1881 году оренбургское генерал-губернаторство упразднили, в здании разместилась государственная Контрольная палата, которая просуществовала здесь до революции 1917 года.

В советское время в памятнике архитектуры по улице Советской, 28 побывало множество всяких контор и организаций.

1940-е годы

В советское время в памятнике архитектуры по улице Советской, 28 побывало множество всяких контор и организаций. В 1920-х годах в роскошном здании находился Оренбургский губернский комитет . Наконец, в 1946 году исполком областного совета принял решение о передаче здания Оренбургскому областному краеведческому музею. В 1947 году состоялось открытие музея. Как показало время, эта новая функция для памятника архитектуры оказалась наилучшей.

По классическим канонам

Архитектура фасадов памятника архитектуры по улице Советской, 28 выдержана в благородных формах классицизма. Точнее, в его поздней стадии, называемой ещё «ампиром», от французского слова «империя». Классицизм любит симметрию, поэтому общая композиция главного фасада симметрична относительно парадного входа, находящегося в центре.

На главном фасаде выступает центральный ризалит (от итал. risalita — «выступ») с треугольным фронтоном, слева и справа от него – два боковых ризалита без фронтонов. Центральный ризалит украшен великолепным шестиколонным портиком «ионического» ордера. Внизу портик опирается на аркаду с крыльцом, ведущим к парадному входу. Утоняющиеся кверху колонны портика заканчиваются изящными «ионическими» капителями со спиралевидными «волютами». Портик завершается классическим треугольным фронтоном, скромно украшенным характерными зубчиками (или дентикулами).

Фото с официального сайта Оренбургского областного краеведческого музея

Фото с официального сайта Оренбургского областного краеведческого музея

По краям здания два слегка выступающих боковых ризалита декорированы портиками с четырьмя «ионическими» полуколоннами. Блестяще решены боковые фасады здания, на которых скучная двускатная кровля стала красивым фронтоном портика, состоящего из шести полуколонн «ионического» ордера. В тимпане фронтона очень уместно разместилось большое арочное окно. Красивое архитектурное оформление боковых фасадов отражает типичное для классицизма стремление к абсолютной законченности композиции здания.

Фасады памятника архитектуры декорированы скупыми, но тщательно прорисованными лепными деталями с характерными для классицизма скульптурными изображениями. Лепнины на фасадах немного, поэтому скульптурные рельефы сразу бросаются в глаза, их хочется рассматривать и расшифровывать их значение. Между пилястрами портиков размещены маскароны (то есть человеческие лица, в нашем случае – женские), обрамлённые изогнутыми факелами. По обеим сторонам центрального портика над окнами второго этажа разместились две филёнки с великолепным растительным орнаментом. Необходимо отметить, что в декоративных деталях классицизма нет ничего случайного, любая деталь имеет глубокий философский подтекст.

Другого такого аналога в Оренбурге нет. Бывший особняк Еникуцева построен по особым правилам планировки жилых зданий, принятым в то далёкое время. Даже в наши дни в интерьерах областного краеведческого музея ощущаешь особый дух богатого жилого особняка пушкинской эпохи. Об этом напоминают скромные вестибюли, крутые лестницы, небольшие размеры окон и детали декоративного убранства.

Дом трёхэтажный, с парадным вторым этажом, который называют ещё – бельэтаж (или прекрасный этаж). Первоначально здесь располагались «апартаменты», то есть самые лучшие помещения, предназначенные не столько для хозяев, сколько «для гостей и великолепия». Обычно помещения бельэтажа составляли: большой зал, парадная гостиная, картинная галерея, гостиная для игры в карты, биллиардная, буфет, столовая, курительная гостиная и другие.

На первом этаже находились служебные и вспомогательные помещения, такие как кухня с подсобками для приготовления мяса, рыбы, овощей, кладовые, комнаты для прислуги и прочие. Третий (или антресольный) этаж занимали жилые комнаты для хозяев. Низкие, с квадратными окнами почти у пола, эти комнаты были уютны и по-своему красивы.

Парадная мраморная лестница ведёт в главный зал, первоначально предназначенный для проведения балов. Среди прочих помещений этот зал выделяется своей высотой на два этажа, сравнительно большой площадью паркетного пола и красотой архитектуры. Под самым потолком в главный зал выходит балкон для музыкантов. В помещениях второго этажа сами хозяева появлялись не часто, а многочисленная прислуга появлялась там только для уборки.

P.S. В то время классицизм был не только модой, но целостной системой мировоззрения, влиявшей на все сферы культуры. В эстетике классицизма существует раз и навсегда установленная шкала ценностей, на вершине которой находится культура Древней Греции и Рима. В архитектуре это проявлялось в том, что античные ордера с колоннами, портиками, фронтонами считались абсолютными эталонами архитектурного мастерства, которым надо было подражать. Следование античным образцам считалось обязательным. Все другие образцы признавались «варварскими». В то время никого не удивляли прекрасные статуи полуобнажённых или совсем обнажённых богов, героев, богинь и нимф установленные на улицах, в парках или в интерьерных пространствах. В искусстве классицизма нашла своё зримое воплощение знаменитая парадигма греческого философа Протагора «Человек – мера всех вещей».

Автор: Станислав Смирнов
Источник: «Оренбургская неделя», 22 апреля 2018 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Извещать о: