120 лет назад оренбуржцы прощались с главой замечательной оренбургской музыкальной династии Николаем Александровичем Федотовым – дедом всемирно известного виолончелиста Мстислава Ростроповича.

Федотов Николай Александрович (1859 - 1902)

Николай Александрович (1859 – 1902)

Музыка облагораживает вкус и смягчает нравы

Современник Николая Александровича писал о нём:

«Музыкальный мир Оренбурга хорошо знает, каков Н.А. как регент и как любитель пения. Случалось так, что в один и тот же день Н.А. делал по четыре спевки, обучая хоры музыкального общества, студентов, институток и кадет. Наконец Н.А. задумал устроить хор в Народном доме (был построен попечительством о народной трезвости, находился на месте нынешнего театра музыкальной комедии. – Т.С.), где вёл занятия по воскресным дням бесплатно.

При первом известии о чтении с пением, или о приезде в хора певцов, или о том, что в такой-то церкви стали петь хорошо, Н.А. являлся всегда первым, не стесняясь ни погодой, ни временем, а затем делился впечатлениями со своими знакомыми в устных беседах, а с остальной публикой – на столбцах «Оренбургского листка». Отличаясь прямотой характера, он не замалчивал никогда недостатков, замечаемых им при исполнении песнопений тем или другим хором…»

В сохранившихся подшивках «Оренбургского листка» последней четверти ХIХ – начала ХХ веков удалось обнаружить несколько публикаций Николая Александровича (нередко он скрывался за подписью «Любитель пения», «Любитель музыки»), постоянно утверждающего в них, что музыка «облагораживает вкус, развивает чувство изящного и смягчает нравы».

Уделяя особое внимание развитию церковного пения, в одной из статей он огорчался:

«В нашем богоспасаемом граде Оренбурге церковно-певческое дело мало встречает сочувствия и потому находится в весьма жалком состоянии». При этом Николай Александрович высказал пожелание, чтобы «лица, стоящие близко к церковному пению, твёрдо помнили, что церковное пение имеет тесную связь с самой возвышенной, чистой стороной человеческого духа. Гармонические звуки божественной мелодии спасительно действуют даже на окаменевшее сердце христианина».

Федотов Николай Александрович с детьми, 1899 год. Сидят: Александр и Нина, стоят: Вера, Надежда и Софья.

Николай Александрович с детьми, 1899 год. Сидят: Александр и Нина, стоят: Вера, Надежда и Софья.

Чувствуется любовь к делу

Параллельно с преподавательской деятельностью во втором оренбургском кадетском корпусе Николай Александрович прививал любовь к пению в аудиториях оренбургской киргизской учительской школы, оренбургского Николаевского института благородных девиц. Мало того, ни одно мероприятие в городе не обходилось без выступления различных хоровых коллективов, созданных его стараниями.

«Смешанный хор из женщин и мужчин под управлением Н.А. будет петь в Народных чтениях в думе», – информировала газета «Оренбургский листок» в марте 1889 года.

А сколько было благотворительных выступлений! Ежегодно проводились вечера в «пользу недостаточных студентов-оренбуржцев Московского и Петербургского университетов». В одном из отзывов о них говорилось:

«Любительский хор, управляемый на протяжении многих годов неутомимым Н.А. Федотовым, представляет в сущности интересное явление. Возникает он лишь для студенческого концерта и вместе с ним исчезает до следующего. Честь и слава руководителю этого периодического хора, что он умеет, несмотря на постоянно меняющийся состав хора, поставить и довести до достаточного совершенства далеко нелёгкие вещи. В руководительстве господина чувствуется любовь к делу…»

Благотворительный студенческий концерт летом 1892 года был дан «в пользу кассы оренбургского комитета помощи сиротам и семьям, пострадавшим от холеры». Позднее один из восторженных зрителей писал:

«В дни холерных бедствий, при сильном упадке общественного настроения, этот милый студенческий вечерок произвёл несомненное и желательное оживление. Особенное удовольствие господа студенты доставили своим хоровым пением. Сила и свежесть молодых голосов, юношеский жар, хорошее умение петь и искусство хормейстера Н.А. придавали студенческому хору восхитительное выражение, так что оглушительным бисам не было конца».

Благодаря безмездному участию неутомимого хормейстера

В составе «лучших музыкальных сил» (как заявлялось в афишах) весной 1896 года воспитанники Николая Александровича включены в программу концерта, средства от которого направлены на финансирование «дифтерического отделения губернской больницы» (свирепствовала эпидемия этого страшного заболевания). Через год, когда в Оренбурге предполагалось устройство родильного приюта, местные газеты опубликовали приглашение на благотворительный «музыкально-литературный вечер с живыми картинами». Было обещано «Полное пение из 3-го акта исторической пьесы «русские свадьбы в исходе ХVI века». Боярский свадебный пир при участии хора любителей в составе 50 человек под управлением Н.А. Федотова».

Хор участвовал и в концертном отделении вечера, сбор с которого поступил на устройство в губернии исправительного заведения для малолетних преступников, и в спектакле на сцене офицерского собрания «в помощь семье скончавшегося офицера местного гарнизона».

В зале общественного собрания на концерте в пользу переселенцев Тургайской области хор, возглавляемый Николаем Александровичем Федотовым, исполнял сложнейшие номера из оратории Рубинштейна «Вавилонское столпотворение» и оперы Даргомыжского «Русалка». Оренбургский дамский комитет общества Красного Креста летом 1900 года организовал литературно-музыкальный вечер с целью «облегчения участи больных и раненых воинов на Дальнем Востоке». Среди выразивших желание принять участие в программе – Н.А. с хором девочек Ольгинского приюта.

Николай Александрович не был в стороне от деятельности оренбургского музыкально-драматического общества. Весной 1898 года супруга губернатора Е.М. Ершова и председатель общества Е. обратились к нему через «Оренбургский листок» с письмом следующего содержания:

«Милостивый государь, Николай Александрович! Правление оренбургского общества любителей музыкального и драматического искусства считает своим приятным долгом принести Вам свою искреннюю благодарность за ваши заботы и труды по устройству хора любителей, неоднократно участвовавшего в очередных вечерах общества. С удовольствием являясь выразительницами благодарности общества, просим Вас принять уверение в нашем к Вам уважении».

Не скоро найдём достойного заменителя

Казалось бы – всё хорошо: любимое дело, жена и пятеро детей доставляли немало радостей. Подвело здоровье. В отчёте о традиционном студенческом концерте, состоявшемся в начале 1902 года, сотрудник «Оренбургского листка» горевал:

«Хора певчих не было по болезни любезнейшего хормейстера нашего Н.А. Федотова».

Из архивных документов следует, что с начала 1901 года Николай Александрович жаловался на недомогание, летом потерял голос. Лечился у оренбургских и московских медиков, по их совету поехал в Крым, но, видимо, поздно – 4 марта (по новому стилю 17 марта) 1902 года на ялтинской земле в возрасте 42 лет (он родился в семье архивариуса оренбургского уездного суда Александра Николаевича и его жены Олимпиады Ивановны 17 ноября (по новому стилю 29 ноября) 1859 года) поклонник вокального искусства скончался от «горловой чахотки».

В некрологе подчёркивалось:

«Оренбургский музыкальный мир понёс новую утрату в лице Н.А. Федотова – полезного певца и хормейстера, которому не скоро найдём достойного заменителя».

Информируя читателей о похоронах Николая Александровича, состоявшихся 20 марта (2 апреля по новому стилю) 1902 года, корреспондент «Оренбургского листка» сообщал:

«…Покойный обладал изрядной музыкальной эрудицией и оставил после себя печатную памятку «самоучитель музыки и пения», изданный совместно с покойным (тоже музыкальным самородком) А.И. Оводовым. Как жалко было расставаться навеки с этим скромным тружеником, обладавшим тихой и поэтически одаренной душой!»

Продолжили дело предков на музыкальной ниве

Вдова Ольга Сергеевна Федотова и дети Николая Александровича посвятили себя музыкальному просвещению земляков. Дочери Вера, Надежда и Софья окончили Московскую консерваторию. Так же, как Александр, они вели преподавательскую работу в музыкальных учебных заведениях не только Оренбурга, но и Саратова, Баку, Москвы. Лишь младшая Нина, окончив Сорбонну, стала преподавателем французского языка.

Старшая дочь Николая Александровича – Вера Николаевна (в замужестве Малиновская) воспитала не одно поколение оренбургских музыкантов, только перед Великой Отечественной войной она приступила к педагогической деятельности в Саратовской консерватории. Надежда Николаевна вышла замуж за оренбургского казака по происхождению, одного из основателей российской виолончельной школы Семёна Матвеевича Козолупова. Их дочь Ирина была пианисткой, Галина получила вторую премию среди виолончелистов на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в 1933 году. Марина (родившаяся в Оренбурге весной 1918 года) в 1937 году одержала победу на Международном конкурсе скрипачей в Брюсселе.

Софья Николаевна Федотова, связав свою судьбу с замечательным виолончелистом Леопольдом Ростроповичем, вела педагогическую и концертную работу. Их дочь Вероника и сын Мстислав продолжили дело предков на музыкальной ниве.

В 2022 году к 95-летию почётного гражданина Оренбурга Мстислава Леопольдовича Ростроповича на улице Зиминской, 25, областного центра открывается музей семьи Ростропович, в экспозиции которого важное место будет уделено Николаю Александровичу Федотову!

Автор: Татьяна Судоргина
Источник: Вечерний Оренбург, № 25 от 06 апреля 2022 г.

, , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x