Игорь Храмов рассказал о книге «In memoriam… Памятники Оренбурга»

Игорь рассказал о книге «In memoriam… Памятники Оренбурга»

  • Куда делся с привокзальной площади бронзовый Сталин?
  • Где искать историческую пушку, исчезнувшую с набережной Урала?
  • Как в Оренбурге появился Гагарину?

Ответы на вопросы, связанные с историей Оренбурга, можно найти в книге «In memoriam… Памятники Оренбурга», только что увидевшей свет. Издание, появившееся благодаря гранту Министерства региональной и информационной политики Оренбургской области, стало ценным подарком к 280-летию города. О книге и не только беседуем с её автором, президентом благотворительного фонда «Евразия» Игорем Храмовым.

Список не закрыт

– Ваш фолиант не просто справочник, а неспешная прогулка по улицам, паркам и площадям областного центра. Как появилась идея создания книги?

– Год назад мы с заместителем председателя Оренбургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгением Поповым создали альбом-каталог мемориальных досок «In memoriam… Памятные знаки Оренбурга». Успех издания подсказал логичное продолжение – о памятниках. Взявшись за работу, я наивно полагал, что их у нас – на пальцах пересчитать. Все они на виду и всё о них известно. Но углубившись в тему, понял: ничего-то мы о них не знаем. Ни как появились, ни когда сооружены, ни сколько раз некоторые из них переезжали с места на место.

– И сколько же памятников оказалось на самом деле?

– В книгу вошло 145 ныне существующих и несколько утраченных. В том числе 37 монументов, 46 бюстов, 43 стелы, 7 закладных камней и 29 арт-объектов. Когда книга только готовилась, оренбурженка Татьяна Туркина принесла в издательство собственноручно составленный во время прогулок список памятников из 78 пунктов. Среди них стела на территории геронтологического центра, памятный знак на углу Планерной и Томилинской, сооружённый к 50-летию ВЛКСМ, о которых я не знал. В общем, ситуация с памятниками оказалась не так проста. Поэтому книга насчитывает 300 страниц, а не 200, как планировалось. И список, как выясняется, не закрыт.

Пушка-путешественница

– Какие открытия вы сделали лично для себя, собирая материал для книги?

– Всегда считал, что М. Герцог и Е. Крестьянсон – авторы памятника погибшим красногвардейцам, установленного в парке имени Ленина, – мужчины. Но оказалось – женщины. Краевед Александр даже предоставил их совместное фото 30-х годов, сделанное в мастерской на фоне будущего памятника. Интересна история перемещений пушки, символизировавшей стодневную оборону Оренбурга от войск Дутова, которая стояла на берегу Урала с 1968 года. В 2013 году её перевезли в сквер памяти Салмышского боя. Я её там фотографировал. Но уже перед отправкой в типографию выяснилось, что пушка неожиданно сменила «прописку». Её уже не в качестве памятника, а просто как артиллерийское орудие образца 30-х годов передали мемориальному комплексу «Салют, Победа!».

– А как получилось, что «наш» Юрию Гагарину стоит в Москве на проспекте Вернадского перед кинотеатром «Звёздный»?

– Когда столичного скульптора Юрия Чернова попросили создать для Оренбурга монумент в честь первого космонавта планеты Земля, оказалось, что он только что завершил работу над памятником Гагарину для Москвы. Ещё даже сохранились формы. Чернов посоветовал договориться с заводом о второй отливке, что и было сделано. Но установка памятника в то время требовала постановления Совета министров СССР. Поэтому в официальной документации слово «памятник» заменили на «памятный знак». Кстати, именно монументы Гагарина в Оренбурге и Москве считаются самыми известными работами Чернова. В 90-е годы городские власти вновь обратились к этому автору. На сей раз с просьбой увековечить Льва Толстого, неоднократно бывавшего в Оренбурге. великому русскому писателю был выполнен и установлен на центральной аллее в парке «Тополя». Но и таких памятников скульптор отлил несколько. Точно такой же, изготовленный по заказу общины духоборов, есть в Канаде. Ещё один – в Тульской области, в родовом имении Толстых Никольское-Вяземское, являющемся филиалом музея «Ясная Поляна». И слегка изменённая версия – в столице Индии Дели. Но оренбургский вариант памятника, установленный на невысокий постамент из природного камня, мне кажется, смотрится наиболее органично.

Куда исчез вождь народов?

– А куда делся Сталин, который стоял на привокзальной площади с 1953 года?

– Это, пожалуй, один из самых известных утраченных монументов Оренбурга. Создавший его скульптор Николай Томский в 1970 году станет автором надгробного памятника вождю у Кремлёвской стены. Оренбургский же был демонтирован за одну ночь, после того как 31 октября 1961 года тело Сталина вынесли из Мавзолея. Скульптуру отправили в переплавку. А гранитный постамент, предположительно, использован вторично. Один из его элементов превращён в стелу с датой основания Оренбурга – на пересечении улиц Советской и Краснознамённой. Два гранитных блока размещены в сквере 4 апреля – на мемориальном комплексе памяти жертв набега белоказаков на Оренбург (Парковый проспект – улица Цвиллинга). Ещё один блок – на условном месте захоронения татар и башкир, погибших во время этого набега (возле кинотеатра «Космос»).

– Немало памятников появилось на улицах города с вашей лёгкой руки.

– С подачи «Евразии» изготовлено и установлено 16 досок: артистам Льву Дурову, Виктору Борцову, Георгию Мартынюку, атаману Дутову, композитору Яну Френкелю и другим известным людям, так или иначе связанным с Оренбургом. Памятники Александру Зассу – русскому Самсону и словарю Владимира Даля, бюсты героя-антифашиста Александра Шмореля и героического лётчика Михаила Девятаева, угнавшего из немецкого плена самолёт.

«Ласковый май» в бронзе

– Сейчас полным ходом идёт работа над городской скульптурой певцу Юрию Шатунову и создателю «Ласкового мая» Сергею Кузнецову.

– Идея увековечить в бронзе кумиров – желание поклонников. Эскиз, выполненный из пластилина по их последнему совместному фото, сделанному год назад на концерте в Оренбурге, сейчас экспонируется на персональной выставке Александра Сукманова в доме скульпторов Петиных. Мы предложили сделать скульптуру по этой фотографии, но это лишь модель. Сейчас идёт тщательная портретная проработка в предполагаемый размер отливки. Автору в этом помогают соратники Кузнецова – Александр Гуляев и Сергей Дядюн.

Место установки, предложенное «Евразией», на углу улиц Химической и Регенераторной, не вызывает вопросов у администрации города. Это недалеко от Дома детства на Маяке, где 36 лет назад началась история «Ласкового мая», чьи хиты популярны до сих пор. Оттуда даже видна многоэтажка, в которой до последнего дня жил Сергей Кузнецов. В общем, знаковое место.

«Капитанская дочка» – вся наша

– Кому из известных людей не хватает памятника в Оренбурге? Мне, например, кажется, Ростроповичу.

Ростроповичу у нас мог бы появиться раньше, чем в Москве. Скульптор Александр Рукавишников после того, как мы поставили его Александра Засса возле оренбургского цирка, привозил модель памятника маэстро в пластилине. Замечательный мог быть памятник. Александр Иулианович был с детства знаком с семьёй Ростроповичей. И хорошо знал маэстро. По словам скульптора, он запечатлел тот миг, когда последняя нота срывалась со смычка, а маэстро словно впадал в нирвану. Но когда Рукавишников приехал в Оренбург, Донковцева уже не было. А новое руководство ещё не прониклось темой. Если бы «отцом города» по-прежнему был Геннадий Павлович, монумент великому музыканту обязательно украсил бы наш город. На мой взгляд, Оренбургу не хватает памятника «Капитанской дочке». Как несколько лет назад шутливо провозгласил наш фонд: «Если Пушкин – наше всё, то «Капитанская дочка» – вся наша». Будь моя воля, я бы убрал изваяние поэта от музея истории города, перенеся его на другое место. А тут расположил бы многофигурную композицию, которую в своё время предлагал московский скульптор Леонид Баранов: Екатерина II, Петруша Гринёв с Машей Мироновой и Емельян Пугачёв в цепях. Это идея нашего замечательного художника Юрия Рысухина. Так мы достойно увековечили бы повесть, благодаря которой об Оренбурге знают на всех континентах, великую императрицу, отметили бы Пугачёва и создали тем самым невероятный по притягательности туристический объект мирового масштаба.

Наталия Веркашанцева
Источник: газета “Оренбуржье”, 14.03.2023

, , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x