Ночлежный дом Зарывнова



История этого объекта культурного наследия связана с именем мецената, купца 1-ой гильдии, потомственного почетного гражданина города Оренбурга Ивана Алексеевича Зарывнова, на средства которого в 1910 году был возведен Ночлежный дом на 300 человек.

Ночлежный дом, 1910 год (ныне – офисное здание). Улица Терешковой, 10. Автор-архитектор не установлен

Ночлежный дом, 1910 год (ныне – офисное здание). Улица Терешковой, 10. Автор-архитектор не установлен.

Заказчиками при строительстве доходных домов выступала набирающая силу буржуазия и богатое купечество. Доходными домами обычно назывались здания, в которых на первых этажах находились магазины, лавки и другие нежилые помещения. На вышележащих этажах располагалась квартира самого заказчика, а также другие квартиры, которые сдавались внаем.

Отношения между заказчиками и архитекторами подобных домов в силу понятной разнонаправленности интересов обычно строились наподобие того, как подмечено в разговоре, описанном впоследствии Федором Достоевским, между архитектором и купцом, заказчиком доходного дома.

«Архитектор предлагал для украшения дома построить «венецианское окно» (как во Дворце дожей в Венеции), хотя оно и не вязалось с общей архитектурой дома. Купец ответил: «Дожевское-то окно ты мне, братец, поставь неотменно, потому, чем я хуже какого-нибудь ихнего голоштанного дожа; ну а пять-то этажей ты мне все-таки выведи жильцов пускать; окно окном, а этажи этажами».

Чья точка зрения в итоге брала верх, вы сами можете догадаться. Этот колоритный разговор отражает, в частности, снижение роли и влияния архитектора в массовом строительстве в эпоху модерна. С постепенным падением престижа зодчего менялось и отношение заказчика к эстетической ценности архитектуры в целом.

На улицах Оренбурга стали появляться малопривлекательные здания, возведенные и вовсе без участия архитектора по проектам не очень сведущих в архитектуре подрядчиков.

Однако в тот период в условиях жестких рамок социального заказа творили и талантливые зодчие. Они настойчиво искали новые образные и функционально обоснованные архитектурные решения. Созданные ими здания и сооружения заметно отличались от построек провинциального модерна, в которых использовались многократно растиражированные местные художественные приемы.

История здания

Здание находится вне исторического центра на современной улице Терешковой (бывшая улица Нижегородская) в районе бывшей Старой слободки. После революции Ночлежный дом прекратил свое существование и в нем разместился Оренбургский областной Дом радио. 

Рядом находилось антенное поле, посреди которого возвышалась на растяжках огромная радиомачта более чем 100-метровой высоты. В 1990-х годах Дом радио был ликвидирован за ненадобностью. Радиомачту демонтировали, а на бывшем антенном поле вырос гаражный кооператив со строениями безобразной архитектуры. В настоящее время в здании по улице Терешковой, 10 находятся различные офисы. Нынешний собственник не в состоянии обеспечить сохранение и полноценное современное использование памятника архитектуры. Поэтому, увы, неудивительно, что здание постепенно ветшает и разрушается.

Особенности здания

Бывший Ночлежный дом представляет собой кирпичный двухэтажный дом своеобразной архитектуры. Здание по улице Терешковой, 10 построено в неоромантическом модерне с использованием стилей прошлых эпох.

Так здание выглядело в начале 2000-х годов

Так здание выглядело в начале 2000-х годов.

На фасадах этого объекта применены композиционные приемы и мотивы западноевропейской архитектуры, интерпретированные применительно к условиям и требованиям своего времени. Главный фасад имеет симметричную композицию. Это не вполне свойственно модерну, зато было удобно для первоначального функционального назначения здания.

Стены фасадов выполнены в характерном для оренбургского модерна сочетании фона из красной кирпичной кладки и архитектурных деталей, выполненных «под белый известняк». В выступающих рустах угловых пилястров, а также в «зубчатых» обрамления окон и других архитектурных деталях видны признаки неоготики или даже «северного модерна».

На главном фасаде выделяются два выступающих ризалита с арочными парадными входами, выходящими на улицу Терешковой. Предположительно эти два входа предназначались для мужчин и для женщин. Над входами расположены большие окна второго этажа с полуциркульными арками наверху и декоративными обрамлениями из выступающих рустов.

Ризалиты завершаются ступенчатыми фронтонами — отдаленное напоминание о «голландских» домиках русской эклектики. В центральных частях фронтонов помещены круглые чердачные окна с массивными обрамлениями в стилистике неоготики. Верх фронтона дополнен красивой скульптурной деталью, удачно дополняющей эту венчающую часть здания.

Также очень интересно выполнены углы ризалитов. В своих верхних частях они декорированы скошенными под 45 градусов пилястрами со скульптурными капителями и массивными базами в виде свисающих «гирек». Стены здания завершаются плоским карнизом со слегка изогнутыми массивными кронштейнами в стиле неоготики.

***

К сожалению, в настоящее время объект культурного наследия по улице Терешковой, 10 содержится в неудовлетворительном состоянии. Современное цветовое решение не вполне соответствует стилю модерн и портит в целом привлекательный внешний облик здания. Этот памятник архитектуры нуждается в хорошем собственнике, способном осуществить финансирование грамотных реставрационных работ.

Словарик:

  • Пилястра – вертикальный, произвольной длины выступ стены, условно изображающий колонну.
  • Ризалит – часть во всю высоту здания, выступающая за основную линию фасада.
  • Русты – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью.
  • Фронтон – треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.
  • Капитель – венчающая часть колонны, столба или пилястры.

Источники:

  • Станислав Смирнов, «Ночлежный дом Зарывнова», «Оренбургская неделя» 27.06.2017
  • Станислав Смирнов, «Ночлежному дому Зарывнова в Оренбурге необходима реставрация», «Оренбургская неделя», 22.07.19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *