Осенью 1856 года в г. Оренбурге на сцене Благородного собрания состоялся показ первого спектакля труппы антрепренера Б.К. Соловьева, ознаменовавший рождение профессионального театра в Оренбурге. Интерес горожан к театру оказался велик настолько, что на будущие театральные сезоны решено было оборудовать под театральные нужды здание каменного манежа (экзерциргауза Неплюевского кадетского корпуса), находившегося в центре города на Николаевской улице.
В апреле 1857 г. оренбургский и самарский генерал-губернатор А. А. Катенин возложил постройку театра на командира Оренбургского линейного батальона № 2 полковника А. Ф. Ионнея.
23 апреля 1864 года коллежский советник Долинский по поручению театралов-любителей, игравших на оренбургской сцене, обратился в письме к оренбургскому и самарскому генерал-губернатору А.П. Безаку с ходатайством о внутренней переделке театра.
К письму были приложены:
- План существующего устройства театра;
- Записка о неудобствах такого устройства;
- План вновь предполагаемого устройства.
В «Записке о неудобствах» говорилось о временном благоустройстве здания, составляющем внутреннюю переделку, не требующую значительных затрат, и впервые поднимался вопрос о передаче здания манежа из военного ведомства городу (для театральных нужд было занято две трети помещения манежа, остальная часть позади сцены предназначалась для учений казаков и солдат).
Основные неудобства существующего устройства Оренбургского театра описаны в пяти пунктах:
- Вход в театр и ложи располагался прямо со двора, от чего «невозможно зимою, во время морозов и буранов, оградить публику от холода». Для сохранения теплоты в здании в течение всей зимы не отворялись вентиляторы и от этого «при значительном стечении публики, сумрак от накопления паров и духота в верхних местах». Недостаток свободного места у входа заставлял толпиться публику в коридорах. Пустота манежа за сценой поглощала значительную часть звуков.
- При устройстве театра партер был поднят на 1,5 аршина от земли «и от этого можно было устроить только два яруса лож и раек, где в пространстве глухом и грязном, недоступным надзору, совершались самые неприличные вещи». Пол в партере, поднятый на значительную высоту, усиливал стук.
- Бутафорские и уборные комнаты располагались по сторонам сцены, отчего сцена была стеснена, а уборные были крайне неудобны в пользовании, что создавало «страшную тесноту и давку» и отсутствие возможности «должного порядка и скорой смены декораций».
- Пригодные для манежа огромные окна, оставаясь несколько десятков лет без ремонта пропускали в здание холод и сырость.
- Недостаток стульев в ложах составлял огромное затруднение для публики, и «некоторые семейства отказывались из-за этого от удовольствия посещать театр».
Генерал-губернатор А.П. Безак оставил это ходатайство «без последствий», а реконструкция здания театра была произведена лишь в 1868 году при генерал-губернаторе Н.А. Крыжановском, добившемся через год передачи здания каменного манежа из ведомства Оренбургского казачьего войска в ведение города.
План фасада и профиля здания оренбургского театра по линии ул. Николаевской (ныне ул. Советской). 23 апреля 1864 г.
Источник: