Панкратовы: европейский лоск в азиатских степях



Кто из ныне живущих в Оренбурге не знает о купцах Панкратовых? Эта фамилия местных дельцов ныне представляется, пожалуй, наиболее «раскрученной» из всех благодаря одноименному ресторану, расположенному в доме, построенном Петром Федоровичем Панкратовым. Но что это были за люди, чем еще прославили Панкратовы свой род — об этом и пойдет далее разговор.

Торговый дом Федора Ипатьевича Панкратова на ул. Введенской (совр. ул. 9 Января, 40 и 42).

Торговый дом Федора Ипатьевича Панкратова на ул. Введенской (совр. ул. 9 Января, 40 и 42).

Родоначальник купеческой династии — Федор Ипатьевич (Липатович) родился в 1836 г., а с 1882 г. состоял в оренбургском купечестве. Глава семейства имел в собственности каменную лавку, торговал бакалейным и колониальным товаром (чай, рис, сахар), владел складом нефти и керосина, был главой торгового дома, здание которого располагалось на ул. Введенской (совр. ул. 9 Января, 40 и 42). О случае, произошедшем в здании Торгового дома, где в наше время находится райотдел внутренних дел, рассказывал Г.М. . Со слов автора, в процессе демонтажа старого камина из дымохода были извлечены акции Русского государственного банка на приличную сумму, которые на тот момент никакой ценности не представляли, и бельгийский револьвер системы «Наган».

Надо сказать, что как раз на 80-е годы XIX века пришлось активное освоение Бакинских нефтяных месторождений. Стремительное развитие нефтедобывающей отрасли и увеличение извлекаемого из недр «черного золота» позволили «осветить лучинно-свечную Россию керосиновыми лампами». В конце XIX столетия нефтепродуктами в Оренбурге торговали исключительно мелкие лавочники. А самым популярным веществом, как для освещения помещения, так и для обогрева был керосин. Народ не представлял жизни без этого горючего материала.

В этом, без сомнения, прибыльном направлении бизнеса у Федора Панкратова были серьезные конкуренты. В 80-е годы XIX века торговлю горючими веществами в Оренбурге осуществлял купец первой гильдии Н.П. Савинков. Этот предприниматель прославился не только успешностью своего предприятия, но и тем, что уделял большое внимание модернизации в соответствии с нормами пожарной безопасности пунктов хранения своего легковоспламеняемого товара. Благодаря стараниям Савинкова «в гу­бернском центре появился первый цивилизованный склад нефтепродуктов». До этого времени в городе существовали лишь хаотично расположенные, оснащенные ненадежными в плане ударопрочности и герметичности деревянными бочками хранилища углеводородного сырья. На фоне подобного пренебрежения правилами промышленной безопасности несчастные случаи были обычным явлением. А весной 1892 г. реализацию нефтепродуктов в Оренбурге начал такой отраслевой гигант, как Товарищество нефтяного производства братьев Нобель — «Бранобель».

В связи с повышением требований к оборудованию мест хранения огнеопасных веществ предпринимателям, торговавшим этой продукцией, стоило немалых затрат привести свои склады в соответствие с необходимыми нормами. Возможно, именно поэтому Федору Панкратову не удалось удержаться в этом сегменте бизнеса. Предпринимателю пришлось уступить свою долю рынка крупным монополистам. В какой-то степени подтвердить наше предположение могут сведения из отчета комиссии по установлению в Оренбурге запасов торфа, угля и нефти за 1915 год. В документах комиссии упоминаются только четыре склада по отпуску нефтепродуктов: фирмы братьев Нобель, ротшильдского объединения «Мазут», предпринимателей Асадуллаева и Савинкова.

В браке с супругой Прасковьей Нефедовной (р. 1837) Федор Ипатьевич нажил пятерых детей — Петра, Ивана, Агриппину, Татьяну (р. 1866) и Пелагею (р. 1870). Иван Федорович умер в 1887 г.

Татьяна Федоровна Панкратова 12 февраля 1886 г. вышла замуж за оренбургского мещанина Устина Ивановича Орлова. Молодая семья, видимо с подачи родных, быстро укрепила свое финансовое положение, поскольку в 1897 г. Устин Иванович Орлов, не раз становившийся восприемником детей Петра Федоровича, уже значился оренбургским купцом. Пелагея Федоровна стала женой оренбургского купца Никиты Архиповича Смочилина.

Наиболее известным представителем этой славной династии предпринимателей стал Петр Федорович Панкратов (р. 14.12.1863). Женой Петра Федоровича 25 января 1895 г. стала оренбургская купеческая дочь Глафира Ивановна Ковалева (1878—1913). 19 февраля 1913 г. Петр Федорович Панкратов был пожалован с семейством званием Потомственного почетного гражданина.

Сыновья Петра: Иван (р. 02.06.1900), Серафим (р. 28.05.1904), Николай (р. 08.11.1907). Дочери Петра: Ольга (р. 10.03.1896), Елена (р. 06.05.1897), Мария (р. 28.12.1898), Екатерина (р. 31.10.1902), близнецы Вера и Надежда (р. 12.11.1911). Крестной матерью всех детей П.Ф. Панкратова была жена оренбургского купца Агриппина Федоровна Ефимова, судя по отчеству — родная сестра Петра Федоровича.

В конце XIX — начале XX столетия в Российской империи возникло большое количество предпринимательских представительных организаций. Среди организаций, защищавших интересы буржуазии, заметную роль играли биржевые комитеты. Купец первой гильдии П.Ф. Панкратов входил в состав такого комитета оренбургской биржи, образованной в начале марта 1906 г.

Несмотря на то, что торговый дом Панкратовых по уровню значимости для экономики Оренбурга можно включить в плеяду ведущих купеческих фирм региона, сведений о его деятельности, к сожалению, гораздо меньше, чем о прочих аналогичных организациях. Фамилия этих купцов в сознании оренбуржцев прежде всего ассоциируется со строительством домов в стиле модерн и открытием в одном из этих зданий кинотеатра «Аполло».

Развитие стиля модерн совпало с экономическим подъемом Оренбурга и активной застройкой города. Данное архитектурное направление сформировало облик исторического центра Оренбурга, «поскольку деревянные и обветшалые здания в этот период сносились, а на их месте появлялись новые постройки».

Панкратовы: европейский лоск в азиатских степях 1

Здание кинотеатра «Октябрь» («Аполло») на ул. Советская, 38 (прежнее название ул. Николаевская)

В местных периодических изданиях на исходе весны 1914 г. появилось сообщение:

«В настоящее время купцом П.Ф. Панкратовым на Николаевской улице отстраивается новый кинематограф, который будет называться «Театр Аполло».

В сентябре 1914 г. состоялось открытие кинематографа, ставшего одним из самых интересных зданий города. В первые постреволюционные годы Декретом от 27 августа 1919 г. кинопромышленность, прокатные конторы и кинотеатры были национализированы. В советский период кинотеатр «Октябрь» (так «Аполло» стал называться после революционных событий 1917 г.) — с огромным фойе в чуть поблекшем стиле «ампир», с высоченными витражными деревянными дверями, потертой каменной плиткой на полу и пафосным буфетом был очень популярным местом. После закрытия кинотеатра здесь расположилось лаунж-кафе «Бомонд», а затем ресторан «Панкратов».

Фасад со стороны ул. Николаевской (совр. ул. Советская, 36) был облицован глазурованной плиткой, здание украшали огромные «витринные» оконные проемы. Стиль модерн в таком варианте был новшеством для такого провинциального города, как . Выбор именно такого архитектурного решения должен был подчеркнуть и вкус, и достаток хозяина здания.

«Конструктивные детали фасада подчеркнуты цветным глазурованным кирпичом, покрывающим разные его участки, а форма и размеры окон целиком оправданы внутренней планировкой здания».

Украсив фасад здания собственными инициалами, Петр Федорович обозначил принадлежность этого дома роду Панкратовых. В стремлении коммерсанта увековечить свою фамилию не было ничего необычного.

«Во все времена существования разделительных территориальных владений их идентификация отмечалась визуальной знаковой символикой, которая состояла из целой системы изображений, сообщающих принадлежность к государству, городу, сословию, роду и т.д.».

Это знаковое для культурной жизни города событие совпало с расцветом отечественной киноотрасли. Процессу подъема национального кинорынка и преобладанию на нем российской продукции в немалой степени способствовала начавшаяся Первая мировая война. Эта трагическая веха всемирной истории «отрезала Россию, а значит, и русскую кинематографию от Европы, от зарубежных кинофирм». В рассматриваемый период иметь в собственности подобные центры просвещения было довольно престижно. Как следствие, среди владельцев московских кинотеатров можно встретить фамилии крупных российских нефтепромышленников, таких как Лианозов и Манташов.

Доходный дом Петра Федоровича Панкратова на пересечении улицы Гостинодворской и пер. Дворянского (совр. ул. Кирова, 28 и пер. Матросский, 2) (современное состояние) Фото Е. В. Бурлуцкой. Доходный дом А. А. Антоновой в Санкт-Петербурге. Построен в 1912—1913 гг. в стиле неоклассики по проекту В. В. Шауба (современное состояние).

Снимок слева: Доходный дом Петра Федоровича Панкратова на пересечении улицы Гостинодворской и пер. Дворянского (совр. ул. Кирова, 28 и пер. Матросский, 2) (современное состояние) Фото Е. В. Бурлуцкой.

Снимок справа: Доходный дом А. А. Антоновой в Санкт-Петербурге. Построен в 1912—1913 гг. в стиле неоклассики по проекту В. В. Шауба (современное состояние).

Образованный и дальновидный купец в том же 1914 г. построил еще один, теперь уже доходный дом в модном стиле, с яркими признаками неоклассицизма — архитектурного направления, практически вытеснившего модерн. Именно благодаря этому дому многие приезжие так часто проводят параллели между Оренбургом и нашей северной столицей. Дом Антоновой в Санкт-Петербурге и дом Панкратова на улице Кирова как будто были созданы по одному проекту. Особенность проекта — разность фасадов компенсирующаяся закруглением угла дома. Это возврат к архитектурной классике, включающей элементы русского ампира, модерна, барокко и архитектурного ордера. Классические пропорции и множество характерных деталей. Особо выделяются балконы и эркеры.

«В дореволюционной России доходные дома были широко распространены, пик строительства в Оренбурге пришелся на рубеж XIX—XX веков. Они строились по проектам лучших архитекторов и назывались именами владельцев…».

До революции дом на пересечении улицы Кирова и переулка Матросский был отдан под нужды таких медицинских учреждений, как военный госпиталь и лазарет Ташкентской железной дороги, а после прихода к власти большевиков здесь расположился военно-революционный комитет. В последующие годы здание продолжали эксплуатировать разные советские административные службы.

Январь 1899 г. ознаменовался открытием в Оренбурге первой электростанции, строительство которой было инициировано решением Городской думы. Располагался энергообъект в специально переоборудованном для этого здании бывшего конского лазарета на берегу реки .

С момента ввода электростанции в действие электрификация производственных и жилых помещений Оренбурга стала насущной заботой обеспеченных горожан. Особо состоятельные оренбургские предприниматели для обеспечения электроэнергией своих крупных торгово-промышленных объектов и особняков уже в начале XX века стали обзаводиться собственными энергетическими агрегатами. Среди собственников динамо-машин постоянного тока был и П.Ф. Панкратов, который установил данное оборудование в своем особняке. Средств у Панкратова хватало для поддержания собственной электростанции в рабочем состоянии даже в период Первой мировой войны, вызвавшей энергетический кризис, как по всей России, так и в Оренбургской губернии.

Петр Панкратов входил в число гласных Городской думы. Его имя упоминалось, к примеру, в заседании Думы от 9 декабря 1910 г., на котором обсуждались

«условия по составлению проектов и смет на постройку новых корпусов в южном ряду Гостиного двора и по переустройству существующего ряда магазинов по Введенской улице».

Обсудив поступившие в Городскую думу предложения, городские начальники единогласно постановили:

«…на расходы по предвари­тельной разработке проектов сказанных по­строек ассигновать из городских сумм 500 руб., которые и внести в смету 1911 г.».

Негласной обязанностью представителей торгового сословия было оказание посильной материальной помощи государству в случаях открытых вооруженных конфликтов. Имя Петра Федоровича Панкратова регулярно упоминалось в списках жертвователей на нужды раненых солдат и офицеров в период Первой мировой войны. Его взносы всегда входили в число самых щедрых. Например, осенью 1915 г. он передал 50 рублей на приобретение полушубков для команды полевого подвижного госпиталя (для сравнения: пуд сахара стоил тогда около 7 рублей).

Петр Федорович был одним из самых щедрых благотворителей. Являясь почетным попечителем оренбургского реального училища, летом 1913 г. он пожертвовал на ремонт здания училища (ныне общеобразовательная школа № 30) солидную по тем временам сумму — 2000 рублей. Кроме того, П.Ф. Панкратов входил в состав попечительского совета торговой школы. С 1914 по 1916 г. он был определен и утвержден Епархиальным начальством в должности церковного старосты к церкви святого апостола Петра при реальном училище.

Из сведений о личных качествах предпринимателя нам известно, что Петр Федорович благоволил ко всему английскому. Его дети получали воспитание в английском духе, и, следуя веяниям английской моды, его дочери носили короткие стрижки. Руководствуясь принятыми в развитом европейском обществе критериями прогресса и достатка семьи, Панкратов возил своих детей в гимназию на автомобиле.

В период индустриализации предпринимательская прослойка крупнейших городов Оренбуржья оказалась наиболее восприимчива к процессу вестернизации. Автомобили

«становились первоначально достоянием представителей высших (состоятельных) слоев городского общества, будучи предметом забавы и роскоши, показателем престижа и средством удивить других».

Накануне Первой мировой войны частный автопарк богатых горожан насчитывал около полусотни автомобилей.

Увеличение на улицах города количества транспортных средств на колесном ходу сделало актуальным для органов самоуправления вопрос составления и внедрения правил дорожного движения. Вот лишь некоторые из них:

«Владельцы автомобиля обязаны содержать его в полной исправности. Лицам, управляющим автомобилями, вменяется в обязанность:

а) не допускать скорости движения экипажа более 12-ти верст в час;

б) уменьшать скорость движения хотя бы до полной остановки автомобиля во всех случаях, когда обстоятельства того требуют;

в) при проезде через мосты и ворота, при поворотах из одной улицы в другую, на крутых спусках, при выезде из ворот и при въезде в оные ехать настолько медленно, чтобы в случае нужды можно было тотчас же остановить автомобиль;

г) принимать все меры, чтобы лошади не пугались автомобиля».

В итоге следует заметить, что, несмотря на глубокую провинциальность Оренбурга, местные предприниматели активно внедряли в местном городском сообществе интерес к новомодным техническим изобретениям — кинематографу, автотранспорту, способствуя тем самым постепенной модернизации городской повседневности.

Авторы: К. А. Абдрахманов, Е. В.

Источник: «Купечество оренбургское»: сб. статей / науч. ред. Е.В. Бурлуцкая; Оренбургское областное региональное отделение общероссийской общественной организации «Деловая »; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016. — 64 с. : ил. цв. вкл. (12 с.)

Добавить комментарий