О научной конференции на Урале, изучении следопытами истории „Пугачевского бунта” и школьном музее в Бердах
“Радует любовь ребят к прошлому своей родины, та увлеченность’, с которой они собирают и обрабатывают материал. Большая заслуга в этом и их учителей. От души желаю Вам успеха”.
Академик Л. В. Черепнин
Из книги отзывов школьного музея в Бердах
Ученые из разных городов Советского Союза съехались в Оренбург на конференцию, посвященную 200-летию крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева.
Участники конференции слушали доклады, совершали экскурсии по городу, смотрели театральные спектакли на историческую тему…
В 1833 году с целью сбора материалов для работы над «Историей Пугачева» Александр Сергеевич Пушкин предпринял поездку на Урал.
19 сентября Пушкин посетил Берды — казачье село близ города Оренбурга Бердская слобода была центром повстанческой армии.
В Бердах стоял «дворец Пугачева» — изба, обитая латунью.
В один из дней участников конференции повезли в Берды. Пушкинское место вызвало у всех большой интерес.
…Автобус остановился у здания современной архитектуры — средней школы № 14. Занятия в школе уже кончились, но гостей ждали. Пионеры в праздничной форме обступили экскурсантов и вместе поднялись на второй этаж.
На стене табличка: «Музей— филиал Оренбургского краеведческого музея. Открыт 10 сентября 1973 года».
Вступительное слово директора школы Александры Александровны Муратовой.
— Наш музей совсем молод. История его создания — часть истории нашей школы, нашей пионерской организации.
Без помощи наших шефов— Бердского нефтемаслозавода и Оренбургского краеведческого музея мы не смогли бы создать все то, что вы видите.
Сейчас наши ученики проведут экскурсию по нашему музею.
Из рассказа экскурсовода, ученицы 9 класса Вали Смирновой.
— 6 ноября Пугачев с яицкими казаками перешел в самую слободу.
С каждым днем силы Пугачева увеличивались. Войско его состояло уже из двадцати пяти тысяч; ядром оного были яицкие казаки и солдаты, захваченные по крепостям, но около них скоплялось неимоверное множество татар, башкирцев, калмыков, бунтующих крестьян.
Войско разделено было на полки, состоящие из пятисот человек. Учреждены были и частные разъезды и караулы. Пугачев строго наблюдал за их исправностью, сам их объезжая иногда и ночью.
Учения (особенно артиллерийские) проходили почти каждый день».
— В Берде Пугачев жил в доме Кондратия Ситникова.
«ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА», Пушкин
Из воспоминаний писателя В. И. Даля, сопровождавшего Пушкина при поездке в Берды.
«Мы поехали в Берды, бывшую столицу Пугачева. Пора была рабочая, казаков ни души не было дома; но мы отыскали старуху… которая знала, видела и помнила Пугачева. Пушкин разговаривал с нею целое утро; ему указали, где стояла изба, обращенная в золотой дворец, где разбойник казнил несколько верных долгу своему сынов отечества; указали на гребни, где, по преданию, лежит огромный клад Пугачева…
Старуха спела также несколько песен, относящихся к тому же предмету, и Пушкин дал ей на прощанье червонец».
Из письма А. С. Пушкина к жене (2 октября 1833 г.)
В деревне Берды, где Пугачев простоял шесть месяцев, имел я удачу, нашел старуху, 75-летнюю казачку, которая помнит это время… Я от нее не отставал».
От Петербурга до Берд 1600 километров по плохим российским дорогам
«То в коляске, то верхом
То в кибитке, то в карете
То в телеге, то пешком», —
проделал эти километры Пушкин.
«Я не хотел бы иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Эту любовь Пушкин завещал нам — по крохам собирали экспонаты для этого зала. Писали в Пушкинские музеи страны. Просили помочь. Были рады каждой фотографии, книге, газетной вырезке. Много работали сами. Делали макеты, окантовку, лепили скульптуры. Рисовали, стараясь запечатлеть на бумаге картины, вставшие перед глазами.
Экскурсия по музею закончилась, и в книге отзывов появляется много восторженных записей.
На участников конференции школьный музей произвел самое сильное впечатление из всего увиденного в Бердах.
Еще В. Г. Белинский писал:
«Придет время, когда Пушкин будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство…
Конечно, придет время, когда потомство воздвигнет ему вековечный памятник…»
Один из камешков этого памятника — музей в Бердской школе.
К. Севастьянов