Развитие дорожного хозяйства Оренбургской области



Хивинец в пути на ишаке

В XVIII веке через проходил торговый путь в Индию. Оренполит.ру публикует историю развития дорог Оренбургской области.

Оренбург, Меновой двор

Оренбург, Меновой двор

Началом развития автомобильных дорог в Оренбургской губернии принято считать XVII-XVIII века, когда караванные пути связывали Центральную Россию со Средней Азией, Востоком и Сибирью. В 1735 году через Оренбург проходил торговый путь в Индию (путь проходил через первоначальное место закладки города, где в последствии была основана Орская крепость). Через 9 лет, в 1744 году, началось строительство тракта «Оренбург — ». Уже через год, в 1745-м по нему пустили почтовые и пассажирские экипажи. В 1752 году началось становление генеральной карты Оренбургской губернии и десяти частных карт. Они содержали сведения о хозяйстве, торговле, городах, крепостях, в том числе и дорогах между ними.

Соляные копи в Илецкой Защите (отвесная скала соли; производство работ)

Соляные копи в Илецкой Защите (отвесная скала соли; производство работ)

30 мая 1800 года Оренбургский суд представил губернатору рапорт о необходимости исправить дороги, а также об отсутствии мостов в Бердской слободе. В 1806-1807 годах началось улучшение подъезда к Илецкому руднику соли. Уже к 1809 году был налажен путь вывоза соли в Уральск и Казань.

Курорт Сергиевские минеральные воды

Курорт Сергиевские минеральные воды

В 1881-1845 годах был проложен тракт «Бугуруслан — Сергиевские минеральные воды». 22 ноября 1842 года комитет, учреждённый для составления общего плана хода почты в Империи, направляет оренбургскому губернатору письмо «Об открытии почтового тракта между Николаевском и Уральском».

Почтовый тракт

Почтовый тракт

В 1847 году началось строительство тракта «Оренбург — Бугульма». Оно продолжалось 33 года — до 1880 года. В 1860-1863 годах были открыты первые почтовые станции в сёлах Татищево, Нижне-Озёрное, Чесноковка. С 1867 года началось строительство тракта «Оренбург — Ташкент». В 1913 году губернский дорожный отдел произвёл перепись маршрутов в Оренбургской губернии с учётом расстояний между населёнными пунктами. В 1914-м был издан указ о строительстве дорог в сельской местности и об организации дорожных отделов в земствах. До революции 1917 года в Оренбургской губернии насчитывалось девять почтовых трактов общей протяжённостью 1805 км и 1460 км просёлочных дорог. Обслуживались они дорожными отделами за счёт дорожных повинностей в размере 109 млн рублей. На 1000 квадратных метров площади приходилось 17 км дорог.

Оренбург, улица Кирова, 1933 год

Оренбург, улица Кирова, 1933 год

До 1934 года в Оренбургской области насчитывалось пять дорожно-эксплуатационных участков: в Оренбурге, Бугуруслане, Бузулуке, Илеке и Орске. Они входили в состав Средне-Волжского управления «Крайдортранс» в Самаре. 21 декабря 1934 года на основании приказа главного дорожно-транспортного управления РСФСР для координации работы транспорта и строительства грунтовых дорог области был образован дорожно-транспортный отдел — Облдортранс при Оренбургском облисполкоме. К 1935 году общая протяжённость дорог в области составляла 1818,3 км. В январе 1936-го в связи с реорганизацией была утверждена протяжённость 1078 км: из них естественных грунтовых — 501 км, профилированных грунтовых — 486 км, гравийных и шоссе — 31 км, булыжных мостовых и белых шоссе — 60 км. Основную долю расходов составляли Оренбургский (Оренбург — Каширинск и Оренбург — Краснохолм) и Старо-Казанский (Оренбург — Шарлык, Абдулино — Пономарёвка) тракты.

Жители села Колтубановка, 1936 год

Жители села Колтубановка, 1936 год

Для вывозки лесоматериалов на строительство мостов и труд предназначались гужевые перевозки. Лесоматериалы заготовляли в 30 км от железной дороги в Колтубановских лесах. Среднее расстояние до объектов составляло около 60 км. В начале 30-х годов на госдорогах было шесть паромных переправ и десять паромов. В 1934 году образован дорожно-транспортный отдел. В его полномочия входило руководство и надзор за дорожными работами, а также оказание дорожным участкам материальной и технической помощи.

Реконструированный мост через реку Сакмара у Татарской Каргалы, 2014 год

Реконструированный мост через реку у Татарской Каргалы, 2014 год

В 1957 году на базе МДС-22 было организовано дорожно-строительное управление в Оренбурге. Это время считается началом крупномасштабного строительства автомобильных дорог. Область стала получать дорожную технику. К началу 1960-х годов дорожно-строительным управлением были построены мосты через реку Сакмару у Татарской Каргалы и Оренбурга, а также начато строительство дорог республиканского значения: Оренбург — Уфа и Казань — Оренбург. Кроме того, построены дороги областного значения Оренбург — Соль-Илецк, Каменно-Озёрное — Саракташ, Оренбург —  и дороги местного значения в Сакмарском, Тюльганском, Кваркенском, Адамовском и других районах области. С развитием в области газопромышленного комплекса в 1970-х годах начато строительство федеральных дорог Оренбург — Илек и Самара — Оренбург.

Трасса Орск — Оренбург, 2014 год, Оренполит.ру

Трасса Орск — Оренбург, 2014 год, Оренполит.ру

В 2015 году на финансирование дорожного хозяйства было направлено 4,8 млрд рублей из областного бюджета и 1,7 млрд рублей из федерального. Из них на содержание и ремонт дорог было направлено 3,4 млрд рублей, капитальный ремонт автодорог и мостов — 118,3 млн рублей, строительство и реконструкцию автодорог и мостов — 2,06 млрд рублей, субсидии бюджетам муниципальных образований — 772 млн рублей.

На 1 января 2016 года протяжённость автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляет 12,4 тыс км, федерального значения — 980,7 км.

Источник: Оренбургская политика

Добавить комментарий