В 1882 году в Берлине компания Siemens продемонстрировала первый в мире троллейбус. В 1902 году «усач» на колесах был представлен и в России: пионером стал Санкт-Петербург, а в Москве он появился в 1933 году. Еще 20 лет потребовалось, чтобы этот вид транспорта “докатился” до Оренбурга. А как это было, читаем в статье Ольги Мяловой, опубликованной в газете “Вечерний Оренбург” 15 мая 2008 г.

Оренбургский троллейбус

Полюбуйтесь: вот он катит посреди вереницы проворных легковушек – вальяжный, вместительный, всегда солидный металлический «усач»… Не будет преувеличением назвать самым демократичным и популярным видом транспорта. Проезд стоит всего пять рублей, действуют льготные проездные…

В этом году оренбургский отмечает 55-летний юбилей. И 7 мая в ДК «Экспресс» состоялся праздник, посвящённый почтенной дате и замечательному коллективу. Были приглашены семьсот сотрудников МУП «Оренбургский троллейбус», сто сорок из которых – работяги с двадцати-, тридцати- и даже сорокалетним стажем (таких на предприятии – девять человек).

Золотых работников – ветеранов, проработавших на предприятии со дня его основания, участников военных действий, трудовую династию Обуховых, а также молодых специалистов – тепло поздравили и наградили памятными подарками Глава города Юрий Мищеряков, председатель Оренбургского городского Совета Андрей Шевченко, главы Южного и Северного округов Юрий Акимов и Александр Вадин, директор МУП «Оренбургский троллейбус» Владимир Трофимов и министр промышленной политики и инноваций Оренбургской области Юрий Колюжный.

Кроме того, для троллейбусников звучали песни, танцевали известные городские ансамбли «Ноктюрн», «Раздолье», «Антарес», «Бабий бунт» и «Жемчужинка». А водитель троллейбуса Валерий Квасов по такому случаю исполнил песню собственного сочинения – «По ночному Оренбургу»…

Жаль, что на праздник смогли прийти далеко не все ветераны троллейбусного движения в Оренбурге… Нет в живых почтеннейших водителей – Степана Скрынникова, Бориса Чагрова, Николая Дианова, Геннадия Скамьина, Юрия Летницкого, Владимира Мананникова и самого первого оренбуржца, севшего за руль троллейбуса, – Василия Попова. Но живы многие другие «первооткрыватели» – Константин Шатлов, Вера Лаврик, Иван Тимошин, Александр Мананников, Владимир Медведев, и они могут поведать нам немало интересного.

Ты помнишь, как всё начиналось?

Ситуация с общественным транспортом в довоенном Оренбурге обстояла очень просто: его не было. До сих пор эвакуированные из Ленинграда рабочие вспоминают, как встретили их ослики, стоящие у вокзала вместо такси, и верблюды на улицах в качестве традиционного средства передвижения. Народ в основном ходил пешком, от Аренды до Бёрд, от Форштадта до Сырейки – всё было истоптано.

После войны, в 1946-м году, появился первый предок современных автобусов. Это была… обычная грузовая машина с тентом. В городском центре работала пара-тройка таких грузовиков, развозивших горожан прямо в кузове – не бесплатно, конечно. И лишь через семь лет произошла настоящая транспортная революция: на городские улицы вышли первые троллейбусы. Те самые «синие машины», марки МТБ-82, выпускаемые Тушинским авиазаводом №82 по специальному «гражданскому заказу». С их появлением городская жизнь заметно изменилась.

В первый же год работы троллейбусов началось строительство депо на улице Рыбаковской. На стройке трудились оренбуржцы, многие из которых ушли затем в водители, кондуктора, диспетчера – в общем, навсегда связали свою жизнь с троллейбусом… С каждым годом маршрутная сеть разрасталась, с появлением в городе новых районов появлялись и новые линии. И если первый троллейбусный маршрут связал Беловку с железнодорожным вокзалом (какой был ажиотаж в первые дни, какая давка, сколько было желающих проехаться этим коротеньким маршрутом!), то в скором времени троллейбусы гоняли уже во все концы города. А в 1974 году ввели в эксплуатацию депо №2 на улице Лесозащитной – в первом попросту не хватало места для выросшего подвижного состава. Но до нынешних дней второе депо, увы, не дожило.

«Граждане, оплачиваем проезд!»

Было время, когда проезд в троллейбусе стоил четыре копейки. План у кондуктора был – сорок рублей. Но, надо сказать, он исправно выполнялся: желающих доехать до отдалённого пункта назначений или просто прокатиться на чудесной машине было хоть отбавляй. На остановках выстраивались целые очереди, в которых слышался традиционный вопрос: «Кто последний?» Уже в первый год работы троллейбусов было перевезено шестнадцать тысяч пассажиров. Машины отвозили на службу ранних работяг и забирали по ночам гуляк из «Тополей», ходили с пяти утра до часу ночи по четырём маршрутам: Бульвар – Маяк, Бульвар – вокзал, Машзавод – вокзал, Машзавод – Гончарная (нынешняя остановка «Молодёжная» на улице Чкалова).

Было время, когда проезд стоил от двадцати копеек до рубля шестидесяти копеек. Скажем, за три остановки брали эти «двадцать коп.», за пять – шестьдесят, за семь остановок – восемьдесят, за восемь и десять – рубль… И так далее. Но и этот вариант, в силу своего неудобства (уж очень трудно отследить, сколько именно остановок проехал этот или тот пассажир), себя не оправдал.

Было время, когда все кондуктора оказались сокращены, и в салонах появились… кассы. Вошедшие пассажиры бросали в металлическую «копилку» деньги и самостоятельно отрывали билетик, наличие которого иногда (!) проверялось самим водителем. Полагаться на народное честное слово пришлось недолго: билет частенько отрывали, а денежку в кассу не клали… Возобновился набор кондукторов.

Я б в водители пошёл…

Троллейбусы, как уже упоминалось, пользовались огромным успехом – ездить на них было и удобно, и модно. А уж если ты сам сидишь за рулём ярко-синей махины… Говорят, что в шестидесятые годы оренбургские мальчишки мечтали стать водителями троллейбусов не меньше, чем лётчиками, моряками-подводниками и даже космонавтами!

– Не только водители пользовались таким авторитетом, – вспоминает Таисия Ивановна Харина. – Всех троллейбусных работников исключительно уважали. Мы были очень нужны народу…

Интересно, что до появления депо все троллейбусы стояли прямо на бульваре. До Беловки водители добирались пешком, оттуда и брали свой троллейбус.

– У нас было размечено всё по остановкам, – продолжает Таисия Ивановна Харина. – Контролёры стояли на дорогах и проверяли, правильно ли, по времени ли идёт троллейбус. Нам выдавали картонные «маршрутки» с чётким графиком, во сколько и какой должен быть на той или иной остановке… Строго по графику ездили. Попробуй опоздай хоть на минуту! В этом случае рейс «округлялся», и водитель не получал за него премиальных.

…Через десять лет после того, как на улицах Оренбурга появился первый троллейбус, коллектив и парк машин выросли в семь раз. А к двадцатилетию оренбургского троллейбуса, отмечавшемуся в 1973-м году, – в четырнадцать раз, до ста шестидесяти шести единиц! К юбилейной дате начала семидесятых годов троллейбусы перевезли уже порядка шестидесяти миллионов пассажиров. Целых семь мегаполисов!

Герой вашего времени

… Держу в руках видавший виды документ – водительские права 1954-го года. «Удостоверение: водитель троллейбуса Мананников Александр Ильич (стаж с 12 сентября 1954 года) имеет право управления троллейбусами. Выдано квалификационной комиссией госавтоинспекции Управления милиции города Горького»… Александр Мананников по праву считается одним из нескольких самых заслуженных и известных ветеранов оренбургского троллейбусного парка.

– В 1953-м году я вернулся со службы из Венгрии, – рассказывает Александр Ильич. – Тогда мой родной брат Володя (он трагически погиб в 1972-м году) входил в самую первую группу на курсах водителей троллейбуса. Захотелось и мне! Да и не только мне одному: на курсы требовалось семнадцать человек, а заявлений было больше сотни. При приёме заявлений смотрели на два пункта: ты должен отслужить за границей и быть членом партии. Я прошёл по всем статьям. И в 1954-м нас послали учиться в Горький.

Отправили в январе. В апреле свежеиспечённые водители вернулись в Чкалов, а троллейбусов-то – всего двенадцать. Пришлось сначала поработать на строительстве депо. А затем из Энгельса пришла телеграмма с предложением забрать с местного завода шесть троллейбусов. Именно Александру Мананникову было поручено съездить за ними и сопроводить в родной город. Так он получил новенькую машину – МТБ-82-Д под номером 18. Работал Александр Ильич по двум маршрутам: преимущественно первому и второму.

– Бывало, остановишься, а народ так и ломится в двери, в стёкла: «Саш, довези!» Да и рад бы довезти, только вот сажать куда?

Кстати, кроме тридцати лет безупречной службы Александр Ильич славен и организацией художественной самодеятельности. Благодаря его стараниям (и реквизит в драмтеатре брал, и номера придумывал) ансамбль художественной самодеятельности троллейбусного депо до сих пор вспоминают в городе добрым словом: блистали на всех праздниках!..

Примечание “Бердской слободы”: Троллейбусное движение открыто 2 мая 1953 года. 

Действующие маршруты:
№2 — ул.Маршала Г.К.Жукова — з-д “Р.Т.И” (Открыт в 1954 году) 
№4 — 24-й Микрорайон — ул.Хабаровская (Открыт в 1993 году) 
№6 — Драм.театр- ул.Волгоградская 
№7 — 24-й Микрорайон — Ж.д вокзал (Открыт в 1967 году) 
№10 — ул.Рыбаковская — п.Карачи (Открыт 16.10.1996 года. Закрыт в 2006 году, вновь открыт 31.08.2010 года) 
№12 — ул.Родимцева — ул.Мусы Джалиля (Открыт 14.12.1995 года. С 18.09.1998 года продлен до ул.М.Джалиля) 

Закрытые маршруты: 
№1 — Бульвар — Ж.д вокзал (Открыт 02.05.1953 года – Закрыт 13.07.2002 года) 
№3 — 24-й Микрорайон — ул.Волгоградская (Закрыт 01.06.2004 года) 
№5 — ул.Мусы Джалиля — ул.Шевченко (Открыт в 1958 году – Закрыт 01.01.2005 года) 
№8 — 4-я Гор.Больница — ул.Волгоградская (Открыт 04.12.1974 года – Закрыт 03.07.2005 года) 
№9 — п.Ростоши — Ж.д вокзал (Закрыт 28.02.2005 года) 
№11 — 24-й Микрорайон — Ц.рынок (Открыт в 1993 году – Закрыт 24.07.1996 года) 
№13 — Ц.рынок — п.Карачи (Закрыт в 2005 году) 
№14 — 24-й Микрорайон — ул.Ноябрьская (Открыт 31.01.1997 года – Закрыт 16.05.2005 года)

Ольга Мялова

Источник: Вечерний Оренбург № 20 от 15 мая 2008 г.

, , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x