Когда поезд железной дороги с грохотом пройдет через Сакмарский мост и тяжело пыхтя, станет медленно подниматься на последнюю перед городом Оренбургом гору – влево от полотна железной дороги промелькнет небольшая деревушка – неказист ее вид: маленькие хибарки ютятся одна на другой, на площади сиротливо возвышается бедная церковь. Но эта деревушка заслуживает особого внимания.

Когда поезд железной дороги с грохотом пройдет через Сакмарский мост и тяжело пыхтя, станет медленно подниматься на последнюю перед городом Оренбургом гору - влево от полотна железной дороги промелькнет небольшая деревушка - неказист ее вид

Когда то давным давно под именем Бердск существовала она на месте нынешнего Оренбурга и только после заложения последнего Генералом Штокманом 19 апреля 1743 года была перенесена на реку Сакмару и стала величаться Бердскою крепостью (прим. Витковский, И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем составе до 1758 т. 1 стр. 186 след).

В тяжелую годину, в эпоху ужаса и крови, во время террора Пугачева она была резиденцией мнимого Петра III. Отсюда он руководил осадою Оренбурга, здесь подкараулил Чернышева, разбил его, взял, в плен и повесил вместе с 32 другими офицерами, отсюда делал свои поездки в Уральск или как тогда его звали Яицк, к своей жене Устинье, первой красавице Уральского войска; здесь наконец Пугачев стремился найти забвение в разгуле, в безумных оргиях. Здесь погибла несчастная Харламова (прим. “Бердской слободы”: ), взятая Пугачевым при осаде одной из крепостей и сумевшая настолько покорить самозванца, что его сообщники стали боятся ее влияния и потребовали смерти несчастной женщины. Она здесь же, в этой Бердской крепости, была застрелена вместе с своим малолетним братом и трупы несчастных жертв долгое время валялись неубранными. Отсюда наконец бежал в свои родные степи, после поражения под Татищевым бежал для того, чтобы собравшись с силами, снова поразить Поволжье ужасом и кровью.

Таким образом, при первой же встрече с Оренбургом на вас пахнет исторической стариной, перед вами встанут картины полные мрачного драматизма.

Но вот поезд поднялся в гору, и если день ясен, если нет ветра – панорама Оренбурга не скроется за облаком пыли, а развернется перед взором путника, направо покажется маячная гора с белыми лагерными постройками; густой дым укажет на присутствие кирпичных заводов; блеснет на солнце своей стеклянной крышей паровозное здание стоящее внутри целого городка – главных мастерских -Ташкентской железной дороги; налево от полотна запестреют маленькие домики предместья “Новый план”, на огромной площади встанет Михаило-Архангельская церковь, и за нею полукругом женский монастырь, чудовищные богатыри Дон Кихота – ветряные мельницы. В центре картины фундаментально высится грандиозный и вместе с тем изящный по архитектуре кафедральный соборный храм.

Пока поезд подойдет к вокзалу, позволим себе сделать маленькую историческую справку…

Ознакомиться с этой работой можно здесь: 

  • 1908 год, Столпянский П.Н. Город Оренбург – материалы к истории и топографии города. 15,7 Мб Скачать

Главный снимок темы: Harold A. Skaarup, Enine No. 26 on a railway bridge.  (Library and Archives Canada Photo, MIKAN No. 4298014)

, , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x