В третьей четверти XIX века в предместье Оренбурга Новая слободка на улице Мурзакаевской врач Адольф Устинович Лонткевич (1841-?) строит для своей семьи добротный одноэтажный деревянный дом. Ныне он располагается по адресу: улица Зиминская, 25.

Дом на Зиминской, 25. Середина XX века.

 Дом на Зиминской, 25. Середина XX века

Этот дом стал судьбоносным для жизни двух лучших за всю историю российской музыки виолончелистов – Леопольда Витольдовича Ростроповича (1892-1942) и его сына – Мстислава Леопольдовича Ростроповича (1927-2007).

Леопольд Витольдович родился 26 февраля 1892 года в семье поляка по происхождению, пианиста и педагога Витольда Ганнибаловича Ростроповича в Воронеже, куда тот прибыл в конце 1870-х годов. Мать Леопольда – Матильда Александровна Пуле.

В 1910 году в возрасте 18 лет Леопольд окончил Санкт-Петербургскую консерваторию с золотой медалью и был командирован в Париж, где также окончил консерваторию, получив Гран-при и звание «виолончелиста Европы». После чего он отправляется в турне по Европе, посещает Польшу, Францию и Англию. Концертирует совместно с целым рядом знаменитых музыкантов, как, например, с Федором Шаляпиным, Маттиа Батистини, Жаном Тибо. После возвращения в 1911 году в Россию, Леопольд занимал место профессора сначала в Саратовской, а затем в Петроградской консерваториях.

За время своего концертирования и педагогической деятельности Леопольд сумел зарекомендовать себя выдающимся музыкантом и прекрасным педагогом, стяжав широкую известность не только в России, но и Западной Европе. После Октябрьской революции 1917 года Леопольд Ростропович остается в Советской России и в начале 1920-х годов активно концертирует в разных городах, в том числе и в Оренбурге.

Дважды сводила судьба Леопольда Ростроповича с домом на Мурзакаевской-Зиминской – в послереволюционные 1920-е и в грозовые 1940-е.

В этом доме на Мурзакаевской Леопольд Витольдович познакомился со своей будущей женой Софьей Николаевной, и в 1922 г. прошла регистрация их брака. В этом же доме на Зиминской семья Ростроповичей провела в эвакуации два тяжелых военных года – с 1941 по 1943.

Итак, в 1922 году Леопольд Витольдович женится в Оренбурге на Софье Николаевне Федотовой (1891-1971), которая происходила из семьи оренбургских музыкантов Николая Александровича (1859-1902) и Ольги Сергеевны (1860-1926) Федотовых.

Николай Александрович – кавалер орденов св. Станислава и св. Анны, коллежский советник, оказал значительное влияние на музыкальную культуру Оренбурга. В течение 20 лет он преподавал пение в ряде учебных заведений города, руководил любительскими хоровыми коллективами (служащих губернской типографии, воспитанниц детского приюта Святой Ольги и др.), являлся автором печатных работ «Краткий очерк элементарной теории музыки» и «Самоучитель музыки и пения».

Ольга Сергеевна – родоначальница профессионального музыкального образования в Оренбуржье. Преподавала музыку в местной женской гимназии, в 1906 году открыла в городе музыкальные классы, где до 1917 года преподавалось искусство игры на фортепиано, скрипке, духовых инструментах, сольное пение.

Леопольд Витольдович Ростропович (1892-1942) и Софья Николаевна Федотова (1891-1971).По стопам родителей пошли их дочери Вера Малиновская (1885-1955), Надежда Козолупова (1886-1957) и Софья Ростропович. Софья Николаевна, получив в Москве консерваторское образование, вела в Оренбурге педагогическую и концертную деятельность. Выйдя замуж за Леопольда Ростроповича, Софья в 1923 году вместе с супругом отправилась в Саратов, куда их пригласили работать в консерваторию.

В 1925 году азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков приглашает Леопольда Ростроповича в Баку. С 1925 по 1931 год он – профессор Азербайджанской консерватории. Леопольд Витольдович организовал у себя на квартире репетиции струнного квартета, созданного из профессионалов-исполнителей – преподавателей Азербайджанской государственной консерватории (Ю. Эйдлин, Н. Цимберов, В. Адамский), и сам играл в его составе. Это был первый струнный квартет в истории азербайджанского музыкального искусства.

В марте 1927 года семья Ростроповичей пережила радостное событие – родился сын Мстислав – будущий всемирно известный музыкант.

Два виолончелиста. Отец и сын. Леопольд и Мстислав.

Два виолончелиста. Отец и сын. Леопольд и Мстислав.

Осенью 1931 года Леопольд вместе с семьёй переехал в Москву, где давал концерты и одновременно преподавал в школе имени Гнесиных. В 1935 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.

Елена Адольфовна Лонткевич, Леопольд Ростропович и Софья Федотова с сыном Мстиславом и дочерью Вероникой

Елена Адольфовна Лонткевич, Леопольд и Софья Федотова с сыном Мстиславом и дочерью Вероникой

В начале Великой Отечественной войны семья Ростроповичей вместе с детьми, 16-летней Вероникой и 14-летним Мстиславом, эвакуировалась из Москвы в Оренбург (в те годы Чкалов) и поселилась в двух комнатах в доме подруги Софьи Николаевны и крёстной матери Мстислава – Елены Адольфовны Лонткевич (1883-1964), выпускницы Сорбонны, преподавательнице иностранных языков, принимавшей активное участие в музыкальной жизни города.

Архивный документ со списками эвакуированных в Чкалов (Оренбург). На странице записана семья Ростроповичей - Леопольд, Софья, Вероника и Мстислав.

Архивный документ со списками эвакуированных в Чкалов (Оренбург). На странице записана семья Ростроповичей – Леопольд, Софья, Вероника и Мстислав.

Документы военного времени сообщают нам, что

«с 1 сентября 1941 года в кинотеатре «Молот» перед сеансами выступает концертное трио в составе артистки Государственного Ордена Ленина Большого Академического театра СССР Э. Гитер-Шипатовской, заслуженного артиста РСФСР профессора Л.В. Ростроповича, аспирантки Московской консерватории Р.В. Глезер. Концерты трио слушаются с большим вниманием и пользуются заслуженным успехом».

Рекомендательное письмо с просьбой о назначении специальной стипендии Славе Ростроповичу после смерти его отца.С того же времени Леопольд Витольдович стал преподавать в Чкаловском музыкальном училище (ныне – Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей) по классу виолончели. Среди учеников класса Л.В. Ростроповича был и его сын Мстислав.

В архиве Оренбургского музыкального училища сохранились материалы, ярко характеризующие Леопольда Витольдовича, как преподавателя училища.

Весной 1942 года здоровье Леопольда Витольдовича пошатнулось, и 15-летний Мстислав был вынужден замещать отца в музыкальном училище. В июле 1942 года Леопольд Витольдович после продолжительной болезни умирает от сердечного приступа. В размещенном в оренбургской газете некрологе сообщалось:

Два великих виолончелиста 1

«31 июля 1942 года скончался заслуженный артист РСФСР профессор Леопольд Витольдович Ростропович, один из самых выдающихся представителей русской виолончельной школы.

В лице Л.В. Ростроповича советская музыкальная общественность потеряла большого артиста, лауреата русских и международных конкурсов, выдающегося педагога, воспитавшего целую плеяду виолончелистов.

Люди, знавшие Л.В. Ростроповича, всегда будут вспоминать о нём как о высокоодарённом исполнителе, композиторе и педагоге, отзывчивом человеке и прекрасном товарище».

Хоронили великого музыканта «всем миром». Сказывалась нехватка всего. Преподаватель музыкального училища М. Волков рассказывал, «какие трудности пришлось ему преодолеть, доставая гробовые доски для последнего пристанища покойного…».

Тело Леопольда Ростроповича выносили под звуки концерта Петра Ильича Чайковского в исполнении детей музыканта – 17-летней скрипачки Вероники и 15-летнего виолончелиста Мстислава.

Леопольд был похоронен на городском кладбище города Оренбурга на улице Челябинской, которая впоследствии, с 1985 года, станет проспектом Победы.

В 1943 году потерявшая кормильца семья Ростроповичей вернулась в Москву. В 1946 году 19-ти летний Мстислав посетил свою крестную Елену Адольфовну Лонткевич в Оренбурге и привёл в порядок могилу отца.

В следующий раз на могилу Леопольда Витольдовича придет в 1993 году уже всемирно известный 66-летний музыкант Мстислав Леопольдович Ростропович.

Местоположение могилы Л.В. Ростроповича в юго-восточной части старого городского кладбища на проспекте Победы. Съемка с квадрокоптера, лето 2022 года.Два великих виолончелиста 2Два великих виолончелиста 3
Местоположение могилы Л.В. Ростроповича в юго-восточной части старого городского кладбища на проспекте Победы. Съемка с квадрокоптера, лето 2022 года.
Могила Л.В. Ростроповича. Фотография от 29 мая 2023 года.
 
 
 
 
Могила Л.В. Ростроповича. Фотография от 29 мая 2023 года.
 
 
 
 

За практически полвека кладбище изменилось настолько, что отыскать могилу Леопольда Витольдовича удалось с огромным трудом. Но все-таки благодаря усилиям городской администрации она нашлась и к моменту визита Мстислава Ростроповича была приведена в порядок.

После этого, приезжая в Оренбург, Мстислав Леопольдович всегда посещал могилу отца. Сейчас ежегодно посещает могилу своего деда Ольга Мстиславовна Ростропович – Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, глава музыкального фонда М.Л. Ростроповича.

Сейчас каждый может поклониться праху замечательного музыканта.

Могила Л.В. Ростроповича находится в юго-восточной части кладбища, справа от центральной аллеи, также к ней ведет тропинка от двери в ограде кладбища с ул. Орской. Могила обнесена современной оградой, сваренной из металлической арматуры, и накрыта плитами из белого мрамора, на которых установлен надгробный памятник – плита из белого мрамора с выбитыми надписью: «Заслуженный артист РСФСР профессор Леопольд Витольдович 1892-1942» и изображением виолончели. Перед плитой установлен металлический крест с прикрепленным к нему изображением Иисуса Христа.

Изображение Иисуса Христа на кресте на могиле Л.В. Ростроповича.

Изображение Иисуса Христа на кресте на могиле Л.В. Ростроповича.

В нескольких десятках метров от могилы Леопольда Ростроповича находится могила Евгения Адольфовича Лонткевича (1879-1947), известного оренбургского врача и брата крестной Славы Ростроповича – Елены Адольфовны Лонткевич, хозяйки дома на Зиминской, 25, приютившего семью Ростроповичей в годы войны.

Могила Л.В. Ростроповича. Надгробная плита. Фотография от 29 мая 2023 года.Изображение Иисуса Христа на кресте на могиле Л.В. Ростроповича.Могила Евгения Адольфовича Лонткевича (1879-1947), известного оренбургского врача и брата крестной Славы Ростроповича – Елены Адольфовны Лонткевич, хозяйки дома на Зиминской, 25, приютившего семью Ростроповичей в годы войны.
Могила Л.В. Ростроповича. Надгробная плита. Фотография от 29 мая 2023 года.Изображение Иисуса Христа на кресте на могиле Л.В. Ростроповича.Могила Евгения Адольфовича Лонткевича (1879-1947), известного оренбургского врача и брата крестной Славы Ростроповича – Елены Адольфовны Лонткевич, хозяйки дома на Зиминской, 25, приютившего семью Ростроповичей в годы войны.

Надпись сваркой на памятнике на могиле Евгения Адольфовича Лонткевича (1879-1947).

Надпись сваркой на памятнике на могиле Евгения Адольфовича Лонткевича (1879-1947).

Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 18 мая 2023 года №01-08-159 «Могила виолончелиста, педагога и дирижёра, профессора Саратовской и Азербайджанской консерваторий Ростроповича Леопольда Витольдовича (1892-1942)» включена в перечень выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области с наименованием. Могила имеет несомненную мемориальную и культурную ценность, как место упокоения останков выдающегося виолончелиста, педагога и дирижёра, заслуженного артиста РСФСР Ростроповича Леопольда Витольдовича. Надгробный представляет собой значительную ценность как образец монументального искусства.

Следующий визит Мстислава Ростроповича в город состоялся только в октябре 1993 года.

Дом на Зиминской, 25. Середина XX века.

Дом на Зиминской, 25. Середина XX века.

Музыкальный талант Мстислава Ростроповича раскрывался стремительно. В 1945 году он получил известность как виолончелист, выиграв золотую медаль III Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве. В 1947 году выиграл I премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге. В 1951 году получил Сталинскую премию II степени.

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Г.П. Вишневской. После возвращения из Праги Г.П. Вишневская рассталась со своим прежним супругом, директором Ленинградского Театра оперетты М.И. Рубиным и связала жизнь с «человеком из оркестра». Вместе Ростропович и Вишневская прожили 52 года. Семья обосновалась в Москве в квартире «Дома композиторов» в Газетном переулке. Вскоре родились две дочери – Ольга и Елена.

Благодаря международным контрактам и гастрольным турам Мстислав Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со С.Т. Рихтером, в трио с Э.Г. Гилельсом и Л.Б. Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Г.П. Вишневской.

В 1962 году на фестивале, посвящённом музыке Д.Д. Шостаковича, Мстислав Ростропович впервые встал за дирижёрский пульт. Через 6 лет под его руководством в Большом театре была осуществлена новая постановка оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, позднее – оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева.

Преподавать Мстислав Ростропович начал в 1947 году в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, будучи аспирантом. С 1948 года – ассистент С.М. Козолупова в консерватории, вскоре получил собственный класс. В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории. С 1961 года возглавил кафедру виолончели и контрабаса, с 1959 по 1974 годы – профессор. Семь лет был педагогом Ленинградской консерватории (в 1961-1966 годах – заведующий кафедрой виолончели). Председатель жюри Международного конкурса им. П.И. Чайковского в номинации виолончелистов (1962, 1966, 1970).

В 1974 году Мстислав Ростропович, покинув СССР, стал одним из ведущих мировых дирижёров. В течение 17 сезонов (1977-1994) он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.

С 1987 по 2000 год был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиан-ле-Бене (Франция), где ежегодно собирались лучшие музыканты мира и исполнялись как премьеры сочинений современных композиторов, так и произведения классического репертуара.

В 1990 г. Мстислав Ростропович вернулся в СССР.

Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, написанных специально для него.

Свои сочинения музыканту посвятили около 60 композиторов, в том числе С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Т.Н. Хренников, Б.А. Чайковский, А.И. Хачатурян, Б. Бриттен, Л. Берио, А.Г. Шнитке, Л. Бернстайн, А. Дютийе, О. Мессиан, В. Лютославский, К. Пендерецкий и др. В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила его «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Л. Уэббер назвал его «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен» (28 апреля 2007).

Мстислав Ростропович – автор двух концертов для фортепиано с оркестром и пьес для квартета, скрипичных, виолончельных, в том числе «Юморесок», позднее получивших широкую известность. Музыкант был известен своей благотворительной деятельностью: был президентом Благотворительного фонда Вишневской-Ростроповича, оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям, а также одним из попечителей школы имени А.М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея. Основал Международный конкурс виолончелистов М. Ростроповича (Франция), Благотворительный фонд поддержки молодых музыкантов России.

Летом 2006 года Мстислав Ростропович тяжело заболел. В феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени. Скончался выдающийся музыкант 27 апреля 2007 года на 81-м году жизни в клинике Национального медицинского исследовательского центра онкологии им. Н. Н. Блохина в Москве. Прощание с Мстиславом Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание прошло в Храме Христа Спасителя. Похоронен Мстислав Леопольдович на Новодевичьем кладбище, впоследствии рядом с ним похоронена его жена Галина Вишневская.

В 1960 году Елена Лонткевич продала дом по улице Зиминской, 25 вместе с мебелью, домашней утварью, мастерскими, амбарами и каретной. Дом был разделен на части и стал принадлежать разным хозяевам, его продавали или передавали по комнатам.

В начале 1990-х годов при содействии главы администрации Оренбурга Ю.Н. Мищерякова часть дома была выкуплена в муниципальную собственность для организации на этих площадях музейной экспозиции квартиры Ростроповичей. В 1993 году Мстислав Леопольдович побывал в доме на Зиминской и одобрил создание музея.

14 ноября 2001 года. Открытие музея семьи Ростроповичей в доме на Зиминской, 25.14 ноября 2001 года. Открытие музея семьи Ростроповичей в доме на Зиминской, 25.14 ноября 2001 года. Открытие музея семьи Ростроповичей в доме на Зиминской, 25.

14 ноября 2001 года. Открытие музея семьи Ростроповичей в доме на Зиминской, 25.

Музей-квартира была открыта 14 ноября 2001 г. в присутствии самого маэстро. С 2001 по 2018 год музей-квартира являлась структурным подразделением Музея истории Оренбурга. Изначально экспозиция располагалась именно в тех комнатах, где жили Ростроповичи.

Собственниками же другой половины дома, Юрием и Ольгой Гончарук, был организован первый частный дом-музей семьи Ростроповичей.

30 августа 2003 года, в дни празднования 260-летия Оренбурга в доме-музее семьи Ростроповичей в торжественной обстановке была открыта мемориальная комната Елены Адольфовны Лонткевич. Обстановку военного времени воссоздали с помощью документов, фотографий и мебели семьи Лонткевич.

Со временем собрание музея прирастало подлинными предметами: в музей был передан личный архив семьи Ростроповичей, включающий ценнейшие автографы, письма, фотографии, программы, документы. Коллекция художественных работ и экспонатов, связанных с семьей Ростроповичей, регулярно пополнялась.

По вторникам в музее можно было услышать музыку в исполнении студентов и выпускников Института искусств имени Л. и М. Ростроповичей.

В 2012 году семья Гончарук выставила принадлежавшую ей часть дома Ростроповичей на продажу. Собственники здания предложили оренбургскому министерству культуры принять экспонаты в дар при условии выкупа части здания. В июне 2018 года, благодаря непосредственному участию губернатора Оренбургской области Юрия Берга, состоялось долгожданное объединение музея. Для этого одну часть дома передали из муниципальной собственности в областное ведение, другую – приобрели у частного собственника (семьи Гончарук). Музей получил статус структурного подразделения Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

До мая 2022 года велась реконструкция музея, которая подразумевала формирование полноценного музейного пространства на территории старинной городской усадьбы. Открытие обновлённого дома-музея состоялось 27 мая 2022 года, в этом торжественном мероприятии приняли участие советник Президента России Владимир Толстой, Оренбургской области Денис Паслер и генеральный директор Российского Национального музея музыки Михаил Брызгалов.

Дом-музей семьи Ростроповичей после реконструкции в 2022 году.

Дом-музей семьи Ростроповичей после реконструкции в 2022 году.

Обновлённый музей состоит из комплекса зданий: дом площадью 276,6 кв. м, мастерская – 54,5 кв. м и каретный сарай площадью 78,6 кв. м. В самом доме воссоздана обстановка периода 1940-х годов, а в территорию музея были включены хозяйственные постройки, сохранившиеся практически в первозданном виде и часто упоминаемые в интервью Мстислава Ростроповича. Мастерская-амбар сохранила первозданный облик, огромное количество инструмента конца XIX – начала XX века свидетельствует о разносторонних талантах обитателей дома. Двор усадьбы был благоустроен для проведения мероприятий.

Здание на Земинской, 25, безусловно, имеет огромное мемориальное значение как место проживания в 1941-1943 гг. семьи всемирно известных музыкантов Леопольда и Мстислава Ростроповичей. Помимо этого, здание, построенное Адольфом Устиновичем Лонткевичем в третьей четверти XIX века, несмотря на утраты части архитектурных элементов и первоначального декора фасадов, является подлинным образцом городской архитектуры Новой слободки города Оренбурга этого времени.

Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 18 мая 2023 года №01-08-165 дом был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области с наименованием «Дом, в котором в 1941-1943 гг. жила семья Ростроповичей».

Источники:

  • Межрегиональный научный центр «Наследие», 26 мая 2023
  • Межрегиональный научный центр «Наследие», 29 мая 2023
, , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x