В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения одного из самых именитых и известных художников Оренбуржья, педагога, человека тонкого душевного строя Лукиана Попова. Его короткая, но плодотворная творческая жизнь заставляет ещё раз вспомнить этого человека и попробовать приподнять завесу над некоторыми фактами его в общем-то широко известной биографии.

Фотопортрет Лукиана Васильевича Попова, 1897 год, Муромский историко-художественный музей, Колоризация: Бердская Слобода
Автограф Лукиана Васильевича Попова

Серия: «Как имя твоё, дом?». Юрий Григорьев. Февраль 2023 г.
Публикуется с разрешения автора
События, упомянутые в статье и прошедшие до 1918 года, датируются по старому стилю летоисчисления.

Жизнь, учёба, работа

Лукиан Васильевич Попов родился 8 октября 1873 года в селе Архангельское Оренбургского уезда, основанном в 1854 году переселенцами Тамбовской губернии [34], в семье крестьян Василия Дементьевича и Марии Андреевны Поповых [2].

В 1876 году отца призвали в армию и семья перебралась в Оренбург, где Василий Дементьевич купил дом [26с17].

В 1882 году Лукиана отдали в городскую приходскую школу, затем в городское трехклассное училище. Но, не окончив второй класс в 1885 году из-за бедственного материального положения семьи, он устраивается в писчебумажный магазин Владимира Ивановича Курникова на Николаевской улице [8л25, 20].

В это время молодой Лукиан получил первые уроки рисунка и живописи в иконописной мастерской художника-самоучки Иерофея Романовича Мехеда (1860-1919) [33с50]. В 1892 году он встречается с пейзажистом Аполлинарием Михайловичем Васнецовым (1856-1833), приехавшим в Оренбург на открытие выставки любительского кружка самарских художников. Эта встреча укрепила юношу в желании стать живописцем. В августе 1893 года «с 30-ю рублями в кармане» Попов уезжает в Петербург, где учится в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств [8л6].

Первое время он жил в крохотной комнате на Васильевском острове по 5 линии, дом 64, кв. 7 [8л3об], в которой был только стол и стул. Чтобы хоть как-то прокормиться Лукиан продавал на улице небольшие картинки, репродукции, а потом устроился на работу в художественную мастерскую Александра Никитича Резцова (1840-1899). Здесь он рисовал портреты «больших особ» для присутственных мест и смог заработать не только на сносное проживание, но и на поездку в Оренбург на каникулы.

Портрет Иерофея Романовича  Мехеда, кисти Л.В. Попова. 1897 г.Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова, кисти Н. Кузнецова

Портрет Иерофея Романовича  Мехеда, кисти Л.В. Попова. 1897 г.

Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова, кисти Н. Кузнецова

Мастерские общества поощрения художников, класс орнамента, рисунок Ф. Гаанена. 1880 г., "Всемирная Иллюстрация", №613, с. 260

Мастерские общества поощрения художников, класс орнамента, рисунок Ф. Гаанена. 1880 г., “Всемирная Иллюстрация”, №613, с. 260

В.Е. Маковский автопортрет, 1905 г.Студент Куликов Иван Семенович, конец 1890-х

В.Е. Маковский автопортрет, 1905 г.

Студент Куликов Иван Семенович, конец 1890-х

В 1896 году Лукиан окончил рисовальную школу, но в Академию художеств не поступил из-за отсутствия должного начального образования. По протекции Владимира Егоровича Маковского (1846-1920), который оценил работы Лукиана и увидел в нем талант, весной 1897 года был принят вольнослушателем в мастерскую мастера.

В конце 1897 года после представления выполненных за год работ был принят в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в г. Санкт-Петербурге, в класс В.Е. Маковского [8л13].

Во время учебы Лукиан сдружился с однокурсником из Мурома Иваном Семеновичем Куликовым (1875-1945), написавшим в 1904 г. его известный портрет. Друзья вместе снимали квартиру на Васильевском острове, 3 линия, дом 58, кв. 20 [8л3об].

Летом, на каникулах Попов приезжал в Оренбург на этюды [25].

Л.В. Попов в Оренбурге на Меновом дворе возле трактира «Аму-Дарья». Верхом на лихом верблюде, вероятно Вера Васильевна Крючкова. Кон. XIX в [42].

Л.В. Попов в Оренбурге на Меновом дворе возле трактира «Аму-Дарья». Верхом на лихом верблюде, вероятно Вера Васильевна Крючкова. Кон. XIX в [42].

Он в течение пяти лет участвовал в выставках Общества передвижников и традиционных выставках Академии художеств [40].

В июле 1901 года на каникулах он живёт в Оренбурге по адресу ул. Фельдшерская, 38 [8л29].

1 ноября 1901 г. Лукиану Васильевичу было присвоено звание художника за картины «Тихо» и «С просветом» [14].

16 января 1902 года Лукиан венчается в Троицкой церкви г. Оренбурга с шестнадцатилетней Верой Васильевной Крючковой, дочерью Оренбургского купца 2 гильдии из крестьян села Маловского Рязанской губернии Василия Яковлевича Крючкова [8л34].

22 февраля 1902 года Лукиан принимает участие в благотворительном костюмированном бале в залах Академии художеств. Он разрывается между столицей и Оренбургом.

Фото академистов в маскарадных костюмах. Л. Попов второй справа, не считая Венеру Милосскую.

академистов в маскарадных костюмах. Л. Попов второй справа, не считая Венеру Милосскую. Фотография передана соседкой Поповых Надеждой Александровной Шаминой, проживавшей по адресу ул. Попова, 32 и предоставлена оренбургским фотографом Б.Г. Ярцевым.

По окончании обучения Лукиан начинает устраивать свою жизнь в Оренбурге. 31 января 1902 года после свадьбы он регистрируется у пристава 2 части г. Оренбурга в «доме Поповой на ул. Фельдшерской» [8л34об].

С июня по октябрь 1902 г. на пенсию Академии художеств посетил Германию и Францию, где вместе с женой побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже [14с158, 21с22].

В 1903 году он повторяет пенсионерскую поездку за границу, но была она короткой. Лукиан не доехал до Италии и вернулся на родину [21с22]. Ожидая от Академии деньги на командировку, Лукиан Васильевич просит прислать их на адрес тестя [8л37-40]. Вероятно, на время строительства своего дома, семья жила у родителей Веры на Орской улице.

В 1903 г. в квартале №143 по ул. Фельдшерской, на участке, полученном вместе с братом Александром в наследство, он строит деревянный дом [10л167об].

Лукиан и Александр Васильевичи Поповы. Кон. XIX в. [42]

Лукиан и Александр Васильевичи Поповы. Кон. XIX в. [42]

20 июля 1903 года Лукиан в письме в Академию указывает адрес: «г. Оренбург, ул. Фельдшерская, 38, дом Поповых» [8л47]. Обратите внимание, если в январе 1902 года был «дом Поповой», то сейчас «дом Поповых», что косвенно свидетельствует о переходе в этот период участка от бывшей хозяйки Поповой к наследникам Поповым.

Когда семейная жизнь была в главном организована, а Лукиан полон творческими идеям, наступил вероятно самый счастливый и плодотворный период его жизни.

В 1903 году Попов стал действительным членом товарищества передвижных художественных выставок. Его картины, выставлявшиеся в Москве и Петербурге совместно с «передвижниками» приобретают известность. Их покупают: И.А. Морозов, Н.П. Богданов-Бельский, галерея И.П. Свешникова, С.Ю. Жуковский, Н.Д. Ермаков, Академия художеств и т.д. [40,41]

В феврале 1904 года Совет профессоров Академии решает на 3-й год продлить пенсион Попову для поездки по России [8л50]. Он ходил с богомольцами к Свято-Успенской пустыни на открытие мощей Серафима Саровского. Ездил по Вологодской и Архангельской губерниям, изучал Башкирию и киргизские степи [25].

15 августа 1904 г. у Поповых родился первенец, дочь Надежда [15л2].

В 1905-1906 годах на даче в Зауральной роще Лукиан устроил художественную мастерскую, арендовав для этого участок в 200 кв. сажень на берегу Урала [25].

6 октября 1906 года родился второй ребенок, сын Сергей [15л2].

В 1907 году Лукиан Васильевич поступает на должность штатного преподавателя рисования Неплюевского кадетского корпуса, не имеющего чина, что обеспечивает небогатое, но стабильное финансовое положение семьи [29с107].

Преподаватель рисования Неплюевского кадетского корпуса Л.В. Попов на занятии. 1910 фонд ГИМ,Преподаватель рисования Неплюевского кадетского корпуса Л.В. Попов на занятии. 1910 фонд ГИМ,

Преподаватель рисования Неплюевского кадетского корпуса Л.В. Попов на занятии. 1910 фонд ГИМ,

Педагоги Неплюевского кадетского корпуса. 1910 год. Фото из фонда ГИМ.Педагоги Неплюевского кадетского корпуса. 1910 год. Фото из фонда ГИМ.

Педагоги Неплюевского кадетского корпуса. 1910 год. из фонда ГИМ. На первом снимке Л.В. Попов стоит второй слева, на втором в центре снимка

Педагогическая деятельность тяготила художника, отвлекала его от обширных творческих планов. С 10 марта 1910 года он определяется на должность нештатного преподавателя. В декабре этого же года Лукиан Васильевич был награжден орденом Станислава 3 степени [29с108].

Осенью 1912 года В.Е. Маковский, И. Е. Репин и В.В. Матэ выдвинули Лукиана Васильевича на звание академика живописи. 29 октября 1912 г. при баллотировке было подано 19 голосов «за» и 19 голосов «против». Тогда председатель И.П. Боткин предложил, как имеющий на это право, свой второй голос «за» [8л73]. Так Попову было присвоено звание академика живописи [8л80]. На Лукиана Васильевича, снятого после присвоения высокого звания, он изображён с нагрудным знаком академика Российской Академии художеств.

Академик Л.В. Попов. 1912 г.

Академик Л.В. Попов. 1912 г.

Золотой знак Императорской Академии Художеств [39]

Золотой знак Императорской Академии Художеств [39]

Параллельно с преподавательской и выставочной деятельностью Лукиан Васильевич много работает по заказам.

Трёхсвятская церковь Оренбургской духовной семинарии, расписанная Л.В. Поповым

Трёхсвятская Оренбургской духовной семинарии, расписанная Л.В. Поповым

Им расписаны Космодамианская второго Кадетского корпуса и алтарь Введенского собора на Набережной. Написаны две картины для церкви Вознесения в гостином дворе [25]. Вместе с московским художником Чередниковым он оформил храм в Оренбургской духовной семинарии [28].

Под руководством Попова и силами монахинь Оренбургского Успенского женского монастыря, была выполнена настенная роспись храма, спальных корпусов и трапезной [24].

Летом 1913 года под наблюдением Л.В. Попова застеклили семь икон В.Е. Маковского в Казанском кафедральном соборе. В ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых Лукиан пишет ростовой портрет Государя Императора Николая II, выставленный в зале мужской гимназии. В 1913-1914 годах он писал иконы для иконостаса Андреевской учительской семинарии (совр. ул. Пионерская, 11), но завершить не успел. Заканчивал работу ученик В.Е. Маковского художник Иван Григорьевич Дроздов [ГАОО ф83 оп1 д12 л139,140, уточнено А.С. Рябухой].

Офтальмолог Леонард Леопольдович Гиршман, колоризация Бердская Слобода

Офтальмолог Леонард Леопольдович Гиршман, колоризация Бердская Слобода

В имеющихся на сегодня источниках есть информация о двух детях Попова: дочери Надежде и сыне Сергее [15]. Так же известно о третьем, младшем сыне Лукиана Васильевича. Его печальную историю рассказал питерский художник, учредитель и член правления Товарищества передвижных художественных выставок Николай Никанорович Дубовской:

«У него был маленький сын, родившийся слепым. Врачи сказали, что это несчастье можно побороть операцией и советовали обратиться к знаменитому окулисту в Харькове Гиршману.

Отец с сыном из Оренбурга поехали в Харьков. Гиршман удачно сделал операцию, и ребенок должен был лежать некоторое время в совершенно темной комнате, в которую будет впускаться свет лишь понемногу, пока ребенок не освоится с первыми зрительными впечатлениями от мира и глаза не привыкнут к свету. Отец находился в другой комнате, рядом. В одно утро, когда стали освещать комнату сына, он услышал его испуганный голос: «Папа, папа! иди ко мне, я что-то вижу!» Встревоженный Попов вбежал в комнату и увидал его с широко раскрытыми испуганными глазами. «Что с тобой?» — спросил отец сына и хотел было подойти к нему. «Не подходи, не подходи!» — закричал неестественным голосом ребенок и замолчал. И когда Попов приблизился, на него смотрели в неописуемом ужасе глаза мертвого сына» [27, 40].

Глазная больница Л.Л. Гиршмана в Харькове, колоризация Бердская Слобода

Глазная больница Л.Л. Гиршмана в Харькове, колоризация Бердская Слобода

Картина Л.В. Попова «Ребенок в гробу» 1913 г.

Картина Л.В. Попова «Ребенок в гробу» 1913 г.

Потрясению родителей не было придела. Находясь в смятённом состоянии, Лукиан Васильевич пишет портрет умершего ребенка. По одной из версий это девочка, племянница художника. Картина была отправлена в Петербург на сорок вторую выставку передвижников, которая проходила с 16 февраля по 13 апреля 1914 года в Обществе поощрения художеств. Но Совет Товарищества отказал Попову в размещении картины на выставке, попросив его убрать портрет с экспозиции, как нарушающий «праздничный тон выставки» [37,40], несмотря на то, что по правилам товарищества экспонирование выбранных работ членов-передвижников не обсуждается. Такое решение Совета было воспринято Лукианом Васильевичем исключительно болезненно и наложилось на другие житейские невзгоды.

Через месяц 7 мая 1914 г. Лукиан Васильевич умер от «паралича сердца» [15л2]. Панихида состоялась в церкви Иоанна Богослова, что сегодня находится по адресу пер. Средний, 10, а поминки справляли в его доме на улице Фельдшерской, 84 [12,15л5].

Бытует мнение, что Лукиан Васильевич бедно жил, постоянно нуждался. Да, дом его не купеческий особняк. Скромный, деревянный, не в престижном месте. Но после его смерти на счетах осталось 4067 рублей 66 коп. [15л1об]. К примеру, не маленький каменный дом с аркой тестя В.Я. Крючкова (по совр. ул. Пушкинская, 23, см. ниже) был оценен в 4782 рубля. Судите сами, каким капиталом располагал «бедный» художник.

После смерти мужа Вера Васильевна сдавала дом в наём под квартиру, а в 1940-х годах переехала с детьми в г. Куйбышев [40], где до сих пор живут потомки прославленного художника [со слов Ю.Э. Комлева]. В октябре 1948 г. она продала Оренбургскому краеведческому музею большую часть работ художника, письма, документы [33с50], что позволило основать в 1961 году музей изобразительных искусств, в постоянной экспозиции которого Лукиану Васильевичу Попову посвящен отдельный зал.

В память о талантливом земляке на главном фасаде бывшего Неплюевского кадетского корпуса по проспекту Парковому, 7 открыли скромную мемориальную табличку «Здесь работал художник академик Л.В. Попов 1907-1914», в последствии, к большому сожалению, утраченную.

Мемориальная табличка, висевшая до 1988 г. слева от главного входа в здание быв. Неплюевского кадетского корпуса. Фото К.Л. Мисевича. 1987 г.

Мемориальная табличка, висевшая до 1988 г. слева от главного входа в здание быв. Неплюевского кадетского корпуса. К.Л. Мисевича. 1987 г.

Фрагмент фасада быв. Неплюевского кадетского корпуса уже без таблички Л.В. Попова. Фото Ю.А. Григорьева. 1995 г.

Фрагмент фасада быв. Неплюевского кадетского корпуса уже без таблички Л.В. Попова. Ю.А. Григорьева. 1995 г.

В связи с 90-летием со дня рождения «художника-демократа Лукиана Васильевича Попова, проживавшего длительное время по ул. Фельдшерской в г. Оренбурге», Исполком Горсовета своим решением №888 от 22 октября 1963 г. постановил: переименовать улицу Фельдшерскую в улицу имени Лукиана Попова [23].

Улица названа именем Л.В. Попова (1874-1914 г.г.) талантливого художника-передвижника революционера-демократа

В честь этого события повесили мраморную табличку на доме по ул. Лукиана Попова, 1, а потом переместили её на северную стену построенной в 1984 году гостиницы «Факел». Текст гласит:

«Улица названа именем Л.В. Попова (1874-1914 г.г.) талантливого художника-передвижника революционера-демократа».

Несмотря на ошибку в дате рождения и причисление преподавателя кадетского корпуса к революционерам, я бы не стал менять этот артефакт. Доска точно передаёт дух времени её появления.

Такова краткая биография талантливого сына Оренбургской земли Л.В. Попова, не раз описанная исследователями его творчества. Но остаётся ещё один вопрос: так, где же всё-таки жил Лукиан Васильевич? Куда он уставший приходил с работы, где встречался с друзьями и зажигал в тёплой компании до утра? Где воспитывал своих детей, писал и хранил свои картины? Где, наконец, близкие и родные поминали его преждевременный уход?

На этот вопрос есть ответ.

Дом

В 1963 году при переименовании улицы Фельдшерской никто не сомневался, что на ней жил именитый художник и все знали, где стоял его дом. Ещё были живы люди, знавшие Лукиана Васильевича и Веру Васильевну лично, а после войны вызвавшие его имя из забвения, писавшие о художнике книги и статьи со слов жены академика. Это оренбургские художники Николай Васильевич Кудашёв (1889-1966), Николай Михайлович Ледяев (1893-1974), Сергей Андреевич Варламов (1908-1971), искусствовед Фрида Соломоновна Рогинская (1898-1963), краевед Андрей Яковлевич Борисов (1897-1968) и т.д.

В октябре 1963 года на празднование 90-летия художника приезжали из г. Куйбышева его дети Надежда Лукьяновна и Сергей Лукьянович и конечно побывали в родимом доме. Не могли этого не сделать.

Научные сотрудники музея с детьми художника: 2-ая слева - Попова Надежда Лукьяновна (дочь), 4-й слева - Сергей Лукьянович (сын). 27 октября 1963 года [42]

Научные сотрудники музея с детьми художника: 2-ая слева – Попова Надежда Лукьяновна (дочь), 4-й слева – Сергей Лукьянович (сын). 27 октября 1963 года [42]

А в самом доме жили люди, помнившие его историю. Для них всех был настолько очевиден факт существования дома Попова, что о нём даже не говорили, не указывали адреса. Ведь это было всем известно.

Но Время вместе с людьми стирает и память о них. Вопрос о доме, где жил Попов уже требует исследования и доказательств. Аргументы типа: так все же знают, что вот он, вот же, – не проходят. Да и само Время стало жестким, недоверчивым. Ему постоянно нужно что-то доказывать.

Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области приказом №193 от 12 августа 2020 года включила дом по ул. Попова, 39 в список выявленных объектов культурного наследия [32]. А 10 сентября 2021 года эксперт МК РФ на основании собранных материалов и их анализа сделал вывод, что

«Выявленный объект культурного наследия «Дом художника, академика живописи Лукиана Васильевича Попова (1873-1914)» (г. Оренбург, ул. Попова, 39) не связан с жизнедеятельностью академика Императорской академии художеств Л.В. Попова».

Настоящий дом художника Попова, по мнению эксперта, был утрачен [33].

Так дом на ул. Попова, 39 снова стал простым объектом недвижимости. Пожилая хозяйка выехала из него. Тишина и запустение, как будто не жил здесь художник, чьи полотна украшают фонды многих музеев, галерей и частных коллекций. Но так ли это на самом деле? Давайте попробуем вместе разобраться.

И так, что известно по поводу мест проживания Л.В. Попова вообще и в Оренбурге в частности? Приведу вышеперечисленные места за известные по документам годы в удобном виде:

  • 1873-1876 гг. – с. Архангельское Оренбургского уезда;
  • 1876-1893 гг. – Оренбург, дом, купленный отцом Василием Дементьевичем;
  • 1896(3)-1897 гг. – С-Петербург, Васильевский остров, 15 линия, дом 64, кв. 7;
  • 1897-1901 гг. – С-Петербург, Васильевский остров, 3 линия, дом 58-4, кв. 20;
  • 1901-1903 гг. – Оренбург, ул. Фельдшерская, 38;
  • 1903 г. – Оренбург, ул. Орская, дом В.Я. Крючкова;
  • 1903-1913 гг. – Оренбург, ул. Фельдшерская, 38;
  • 1914 г.- Оренбург, ул. Фельдшерская, 84.

Селом и столицей пусть занимаются историографы Лукиана Васильевича, так же, как и его родословной, о которой кроме родителей, брата, жены и двух детей пока ничего не известно. Меня же интересует конечно Оренбург.

О доме отца в Оренбурге пока не набралось достаточных сведений.

Домовладение купца 2 гильдии Василия Яковлевича Крючкова располагалось на углу улиц Безака и Орской по современному адресу ул. Пушкинская, 15/ул. Бурзянцева. Это по диагонали через ул. Пушкинскую от сада Фрунзе.

Дома, построенные на этом месте В.Я. Крючковым после городского пожара 1879 г., не сохранились. Каменное одноэтажное здание на углу, было разобрано совсем недавно, во второй половине 2000-х гг., а на его месте сейчас построен магазин. Таким образом, дом, в котором периодически жили новобрачные Поповы, не сохранился. Но к 1905 году предприимчивый купец Крючков приобрёл соседнюю по ул. Орской усадьбу глубиной в полквартала и выстроил там вплотную к уже имеющемуся зданию двухэтажный каменный дом с подвалами. Строения этой усадьбы сохранились, сейчас у них адрес ул. Пушкинская, 23. Конечно, здесь у своего отца и тестя Вера и Лукиан часто гостили.

Усадьба купца В.Я. Крючкова, ул. Пушкинская, 23.

Усадьба купца В.Я. Крючкова, ул. Пушкинская, 23.

Теперь о главном, о доме по ул. Фельдшерской.

Ключевым ориентиром, сужающим до минимума круг поиска, является запись в Списке лиц, которым разрешено произвести постройки домов в г. Оренбурге с 1.05.1903-1.05.1904, где чёрным по белому указано, что Лукиан и Александр Поповы вступили в наследство и построили небольшой дом по ул. Фельдшерской в 143 квартале [10л167об]:

Лукиан и Александр Поповы вступили в наследство и построили небольшой дом по ул. Фельдшерской в 143 квартале

Запись относилась к завершённым и оценённым постройкам. Если исключить неблагоприятный зимний период и время на оценку и оформление, то уверенно можно сказать, что дом в основном был построен летом-осенью 1903 года.

Кварталы севернее ул. Хрипуновской (совр. ул. Рыбаковская) и к западу от ул. Телеграфной (совр. ул. Цвиллинга) были запланированы в 1864 году для расселения погорельцев Старой слободки «вместо отошедших от них маломерных мест» [1]. В начале 1870-х они все были заселены.

В 1870-х гг. на планах города 143 квартал имел №28, в 1880-х –№266. Нумерация кварталов, введённая на рубеже XIX-XX вв. не изменилась до сих пор и указывается в современных документах технической инвентаризации. 143-й квартал ограничивался ул. Фельдшерской (совр. ул. Попова), ул. Телеграфной (совр. ул. Цвиллинга), ул. Безымянной (совр. ул. Парижской коммуны) и пер. Конюшенным (совр. ул. Маяковского). Построенный дом Лукиана и Александра был расположен по современной улице Лукиана Попова между ул. Цвиллинга и пер. Маяковским. А там всего-то пять домовладений.

Приступая к анализу архивных документов и ситуации в натуре, нужно прежде пояснить, что нумерация по улицам в конце XIX в. – начале ХХ в. велась не по домовладениям, а по жилым домам [7]. У одной усадьбы могло быть два, а то и три номера по улице, по количеству жилых домов и флигелей на ней расположенных. Или совсем могло не быть номера, если участок пустопорожний. В связи с этим, через некоторое время из-за строительства нового жилого дома, стоящего ближе к началу улицы, номер отдельного строения мог меняться.

Положение чётных и нечётных сторон так же не было постоянным. Например, по ул. Николаевской (совр. ул. Советская) в конце 1890-х годов правая восточная сторона при движении от Урала была чётной [7], а в ~1914, 1926 гг. – она стала нечётной [13,17,18,19]. В 1932 году снова чётной, как сегодня [20]. Приведенные даты не указывают на время смены нумерации, но на то, что в эти года она была иной.

Более того менялось направление счёта! Например, ул. Петропавловская (совр. ул. Краснознаменная) в 1896 г., в 1914 г., в 1926 г. начиналась от ул. Преображенской (совр. ул. 8 Марта), т.е. с востока на запад с чётными номерами по левой стороне [7,13,18,19], а в 1932 г. с запада на восток так же с чётными номерами по левой стороне [20].

И так по многим улицам города, в том числе и по Фельдшерской.

В 1874 году в исследуемом квартале было 13 домовладений, из которых по Фельдшерской располагалось 5 участков и 5 домов (см. рисунок 1). На этом фрагменте плана города жилые дома по ул. Фельдшерской пронумерованы мной начиная от Госпитальной площади с чётными номерами по правой стороне. Именно такая нумерация по ней была принята в конце XIX в. [7].

Фрагмент плана Оренбурга 1874 г. Участок по совр. ул. Попова, 39 заштрихован.

Рисунок 1. Фрагмент плана Оренбурга 1874 г. Участок по совр. ул. Попова, 39 заштрихован.

В пронумерованном на рисунке ряду в 1874 г. имелось пустопорожнее место в квартале №27 (совр. ул. Попова, 25). Позднее дома могли строиться и гореть. На 1896 год из пяти домовладельцев исследуемого квартала место по ул. Фельдшерской, 36 принадлежало крестьянке Поповой Евфимии Харитоновне [7с273]. Место это заштриховано на рисунке. Главное здесь то, что номера и название улицы будут меняться, но положение усадьбы Поповых неизменно будет вторым от угла с ул. Телеграфной (совр. ул. Цвиллинга). Это определяется по домовладельцам угловых участков, дважды записанных на пересекающихся улицах.

Указанный в известных документах личного дела академиста Л.В. Попова адрес ул. Фельдшерская, 38 говорит не о смене места проживания, а о том, что были застроены все участки от Госпитальной площади и номера увеличились на один шаг. Дом № 36 (1896 г.) стал домом №38 (1901-1913 гг.).

Ориентировочно с 1913 года, направление счёта улицы Фельдшерской поменялось, и стало начинаться от ул. Нижегородской (совр. ул. Терешковой) в направлении к Госпитальной площади с чётной левой стороной. Теперь дома в 143 квартале имели нумерацию с №82 на углу Телеграфной и до №90 на углу Конюшенного. Это зафиксировано в оценочной карточке 1923 года [16л72]:

Список домовладельцев 143 квартала на 1923 г. Документ найден и предоставлен Е.Н. Поповым

Список домовладельцев 143 квартала на 1923 г. Документ найден и предоставлен Е.Н. Поповым

Владельцем второго от ул. Цвиллинга домовладения по адресу Фельдшерская, 84 в 143 квартале указана Вера Васильевна Попова, жена Лукиана Васильевича. В составе усадьбы перечислены: дом, сарай и мастерская. Размеры дома, приведённые в карточке, совпадают с размерами дома по совр. ул. Попова, 39, как и их местоположение в квартале.

Анализ оценочных карточек других кварталов по ул. Фельдшерской подтверждает известными объектами и фамилиями новую систему нумерации.

К 1932 году снова произошли изменения, приблизившие адреса к современным. Счёт снова начался от площади Коммунаров (быв. Госпитальная), но уже с нечётными номерами по правой стороне. На карте города этого времени 143 квартал по ул. Фельдшерской начинался с №31 на углу пер. Конюшенного (совр. ул. Маяковского) и заканчивался №39 на углу ул. Цвиллинга (быв. Телеграфная).

Фрагмент плана Оренбурга 1932 г. с указанием номеров домовладений 143 квартала

Фрагмент плана Оренбурга 1932 г. с указанием номеров домовладений 143 квартала

По этому плану второе домовладение от ул. Цвиллинга имело №37 по ул. Фельдшерской. В материалах технической инвентаризации [30] в деле «1-143-4 Попова, 39» в оценочном акте от 26 сентября 1940 г. зафиксировано проживание в доме, имевшим тогда адрес ул. Фельдшерская, 37 лит. А, наследников Поповых.

Материалы технической инвентаризации на 26 апреля 1940 г. Дело «1-143-4 Попова, 39».

Материалы технической инвентаризации на 26 апреля 1940 г. Дело «1-143-4 Попова, 39».

Зачеркнутый номер 37 говорит об очередном изменении нумерации.

Списки собственников домов 143 (266) квартала имеются в фондах Оренбургского государственного архива в виде оценочно-раскладочных ведомостей, алфавитных списков домовладельцев и документов разрешения на строительство с указанием квартала и улиц расположения.

Для наглядности я свёл собранные данные в таблицу, выбрав только тех собственников, которые проживали в 143 квартале по ул. Фельдшерской:

Таблица 1. Домовладельцы 143 (266) квартала, по ул. Фельдшерской (ныне ул. Попова) в конце XIX - начале XX вв, Оренбург

Таблица 1. Домовладельцы 143 (266) квартала, по ул. Фельдшерской (ныне ул. Попова) в конце XIX – начале XX вв, Оренбург. Фото кликабельно.

В архивных источниках имеются некоторые неточности в улицах и фамилиях. Например, в столбце «б», в алфавите домовладельцев Оренбурга, ошибочно указаны ул. Самарская и Ташкентская, но номер квартала и последовательность домовладений исправляют эту оплошность составителя. Такие случаи для архивистов-практиков не удивительны.

После отъезда Веры Васильевны в Куйбышев в доме Л.В. Попова сначала жили Костины, потом Черномырдины [30], предки которых переехали в Оренбург из Шарлыка [30, 31].

Материалы технической инвентаризации на 26 апреля 1940 г. Дело «1-143-4 Попова, 39» л.8Материалы технической инвентаризации на 10 мая 1960 г. Дело «1-143-4 Попова, 39» л.9
Материалы технической инвентаризации на 26 апреля 1940 г. Дело «1-143-4 Попова, 39» л.8Материалы технической инвентаризации на 10 мая 1960 г. Дело «1-143-4 Попова, 39» л.9

Дом по-прежнему украшала изразцовая печь, у которой когда-то грелся художник. На стенах висели картины Николая Костина (1911-1945), сына следующего владельца дома, который с детства увлекался живописью, много рисовал и в 1936 году поступил в Суриковское училище. Стать художником ему помешала война, Николай Костин погиб в Австрии [41].

Дом академика живописи продолжал генерировать творческую атмосферу.

Дом на чертежах, картинах и фотографиях

Предлагаю рассмотреть ещё один способ идентификации усадьбы по ул. Лукиана Попова, 39. Давайте внимательнее рассмотрим сам дом, его особенности, планировку, внешний вид.

Генеральный план на 1959 г. и план дома на 1957 г. Из домовой книги. Предоставлен А.Е. Исковским

Генеральный план на 1959 г. и план дома на 1957 г. Из домовой книги. Предоставлен А.Е. Исковским

План дома отличается от подобных обывательских построек начала ХХ в. продуманной лаконичной планировкой, хорошими пропорциями комнат и дома в целом, грамотным расположением сеней и жилых комнат с учётом инсоляции. В академии художеств ученикам преподавались основы архитектурных знаний и несомненно Лукиан Васильевич участвовал в проектировании дома, в котором ему предстояло жить.

Сравним план из домовой книги домовладения по ул. Фельдшерской, 39 на 1957 г. с описанием имущества умершего Лукиана Васильевича по ул. Фельдшерской, 84, приведённом в опекунском деле 1918 г. [15л6-7об]:

  • дворовое место по улице 10 саж., во двор – 19 саж. – совпадает;
  • в деревянном доме по улице и во дворе 9 окон – совпадает;
  • всего 4 комнаты. 1 кухня и одна маленькая передняя, 1-я комната 6х6 арш. (близко), 2-я комната 5х5 арш., 3-я комната 5х6 арш. (перегородка между 2-й и 3-й комнатой, вероятно, перенесена), передняя 2х5 арш. (совпадает), высота 4 ½ арш. (близко). Количество комнат и их назначение совпадают;
  • внутри дверей 4 двухстворчатых 2 входные и 1 парадная – совпадает, если из передней в гостиную был проём, а не дверь;
  • печей 1 русская и 1 голландская изразцовая – совпадает;
  • к соседней линии между домом и соседом Гуренковым (см. таблицу №1, сосед на углу ул. Цвиллинга и ул. Фельдшерской) устроено парадное крыльцо – совпадает;
  • во дворе по правую линию построен из тёса сарайчик и ледник – были разобраны;
  • в «заде» дворового места устроена из воздушного кирпича мастерская 8х8 арш. – утрачена;

Опись подписал, кроме прочих, Иван Вуколович Скоков (см. таблицу №1, сосед по Фельдшерской, 35)

Когда в 1903 году Лукиан Васильевич построил дом, то совершенно естественно он стал местом частых встреч товарищей-приятелей, разговоров от зори и до зори. И это не только своя компания, это названия полотен, вышедших из-под кисти живописца.

Давайте посмотрим на эти картины не только для того, чтобы узнать на них повторяющиеся лица близких художнику людей, но и для того, чтобы сравнить обстановку с планом дома. Это ведь ещё одно доказательство, связывающее дом с Лукианом Поповым.

Вот что мы видим на картинах, написанных, кстати, начиная с 1903 года – с года постройки дома:

До зори 1903 г.Своя компания 1904 г.Жених 1906 г.
1. До зори 1903 г.2. Своя компания 1904 г.3. Жених 1904 г.
Товарищи 1906 г.*После пирушки 1907 г.Трое 1909 г.
4. Товарищи 1906 г.*5. После пирушки 1907 г.6. Трое 1909 г.
Пирушка 1910-1911 ггНепокойная ночь 1913 г.
7. Пирушка 1910-1911 гг8. Непокойная ночь 1913 г.

*- В.В. Попова указывает, что это комната их дома [21л93]

А вот положение этих видов на плане дома:

План лит. А по ул. Попова, 39 на 2008 г. Оригинальная планировка сохранилась.

План лит. А по ул. Попова, 39 на 2008 г. Оригинальная планировка сохранилась.

Как видим, композиция картин хорошо ложится на существующую сегодня планировку.

В серии городских этюдов можно видеть и двор усадьбы Поповых:

Два дома 1890-е гг

9. Два дома 1890-е гг

Во дворе зимой 1900-е

10. Во дворе зимой 1900-е

Ворота 1900-е гг.

11. Ворота 1900-е гг.

Возьму на себя смелость утверждать, что этюд «Два дома» (№9) написан во дворе усадьбы Евфимии Харитоновны Поповой. Справа изображён её маленький дом, который был сломан при постройке братьями нового. На втором плане, на противоположной стороне улицы, видна такая же скромная постройка соседей по современному адресу ул. Попова, 38 (см. фото с Яндекс-карты ниже).

На этюде №10 и №11, несомненно, изображён двор нового дома, построенного летом-осенью 1903 г. с въездными воротами и деревянным сараем слева с красивой водосточной воронкой. А через дорогу виден конёк крыши утраченного в 2010-х гг. дома по ул. Попова, 36 (см. фото с Яндекс-карты ниже).

Для сравнения приведу фотографии, сделанные во дворе дома по ул. Фельдшерской, 39 домовладельцами Костиными.

Виды дома и участка со двора. Фото Костиных предоставлены А.Е. Исковским. б/д.Виды дома и участка со двора. Фото Костиных предоставлены А.Е. Исковским. б/д.
Фото 3.1  Фото 3.2
Виды дома и участка со двора. Фото Костиных предоставлены А.Е. Исковским. б/д.Виды дома и участка со двора. Фото Костиных предоставлены А.Е. Исковским. б/д.
Фото 3.3  Фото 3.4

Виды дома и участка со двора. Фото Костиных предоставлены А.Е. Исковским. б/д.

Этюды №10-11 абсолютно совпадают с фотографиями Костиных №3.2 и №3.4 во всех элементах композиции.

Фото 3.4 с обрисовкой силуэта построек и забора с въездными воротами

Фото 3.4 с обрисовкой силуэта построек и забора с въездными воротами

Фотография с Яндекс-карты 2010 года. Слева дом по ул. Попова, 39. Справа дом по ул. Попова, 38, следующий - ул. Попова, 36 (утрачен)

Фотография с Яндекс-карты 2010 года. Слева дом по ул. Попова, 39. Справа дом по ул. Попова, 38, следующий – ул. Попова, 36 (утрачен).

В 2008 году краевед Александр Евгеньевич побывал в доме №39, общался с владельцами и сфотографировал предметы, оставшиеся от Поповых.

Часы Генри Мозер и К°. Фото А.Е. Исковского

Часы Генри Мозер и К°. Фото А.Е. Исковского

Зеркало в деревянной раме. Фото Е.И. Исковского

Зеркало в деревянной раме. Фото Е.И. Исковского

Дом, который построил Лукиан 1

Сундук. Фото А.Е. Исковского

Печная заслонка. Фото А.Е. Исковского

Печная заслонка. Фото А.Е. Исковского

Зеркало мы видим на картинах №№1, 2, 5, 7, 8. А тыльная сторона крышки сундука оклеена листками иллюстрированного журнала литературы и современной жизни «Нива» за 1912 год.В левом нижнем углу хорошо виден фрагмент листа №237 с черно-белой репродукцией картины студенческого друга Лукиана Васильевича, Ивана Куликова «На Святой Пасхе».В левом нижнем углу хорошо виден фрагмент листа №237 с черно-белой репродукцией картины студенческого друга Лукиана Васильевича, Ивана Куликова «На Святой Пасхе».

 

*   *   *

Фактов, подтверждающих причастность дома по ул. Лукиана Попова, 39 к «жизнедеятельности академика Императорской академии художеств Л.В. Попова», на мой взгляд, больше, чем достаточно.

На основании проведённого исследования можно обоснованно утверждать, что домовладение по этому адресу не позднее как с 1882 г. по 1940-е гг. принадлежало Поповым. Лукиан Васильевич в 1903 г. построил на этом участке дом и жил в нём до своей скоропостижной кончины в 1914 году.

Дом сохранился и стоит с закрытыми ставнями. Он готов на продажу под новое строительство, что может случиться в любой момент. Исключение его из списков выявленных объектов культурного наследия сегодня не препятствует собственникам демонтировать Памятник особой мемориальной ценности для истории и культуры России, для творческого сообщества Оренбурга.

Уличный фасад дома Л.В. Попова. 2021 г.

Уличный фасад дома Л.В. Попова. 2021 г.

Вид усадьбы Л.В. Попова с улицы. Справа деревянный сарай, построенный позднее на месте старого.

Вид усадьбы Л.В. Попова с улицы. Справа деревянный сарай, построенный позднее на месте старого.

Да, да, именно Памятник. Памятник или объект историко-культурного наследия он сам по себе имеет автономную, действительную ценность, независимо от того, знают о его прошлом или нет, включен он в некие таблицы и списки, либо исключён из них. Он сам по себе носитель живой памяти о выдающемся сыне нашей с вами малой Родины.

Список использованной литературы:

  1. Генеральный план г. Оренбурга 1864 г. ГАОО, ф.124 оп.2 д.6076.;
  2. Метрическая книга записей о рождении, бракосочетании и смерти села Архангельское за 1873 г. ГАОО ф173 оп16 д148 л603об ;
  3. План г. Оренбурга (≈ 1874-1875 гг.)  ГАОО, ф. 124, оп.2, д.6060
  4. Дело о разрешении оренбургскому купцу 2-й гильдии В.Я. Крючкову на строительство дома в 1-й части г. Оренбурга 13 янв.-27 февр. 1881 г. ГАОО ф41 оп1 д654;
  5. Алфавит домовладельцев г. Оренбурга. 31.01.1882-22.03.1882 гг ГАОО ф164 оп1 д96 ;
  6. Оценочно-раскладочная ведомость на недвижимое имущество 2-й части г. Оренбурга за 1889-1890 гг . ГАОО ф41 оп1 д982;
  7. Указатель улиц и домов города Оренбурга. Оренбург. Типо-литография П.Н. Жаринова. 1896;
  8. Академия художеств Министерства императорского двора. Попов, Лукиан Васильевич. 1896 РГИА ф789 оп12 д78;
  9. Оценочно-раскладочная ведомость на недвижимое имущество 2-й части г. Оренбурга за 1898 г. ГАОО ф41 оп1 д1017;
  10. Список лиц, которым разрешено произвести постройки домов в г. Оренбурге. 1895-1910 гг. ГАОО ф41 оп1 д675 л167об, 210;
  11. Адрес-календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1912-1914 гг.;
  12. Оренбургская газета №129 от14 июня 1914 г. Некролог ГАОО ;
  13. Список владельцев домов и зданий, находящихся в 1 ч г. Оренбурга. Составлен 28 августа 1914. ГАОО ф41 оп1 д1444;
  14. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914: В двух томах. – С.-Петербург, 1914-1915;
  15. Об учреждении опеки над капиталом и малолетними детьми умершего художника Л.В. Попова. 1918 ГАОО ф56 оп1 д680;
  16. Оценочная карточка г. Оренбург, 2 район, кв143. 1923 ГАОО фР362 оп1 д173 л7 ;
  17. Большаков А. – Справочник-путеводитель Советский Оренбург. 1924 Оренбург;
  18. Весь Оренбург на 1926 год. Издатель Оренбургдеткомиссия. Оренбург. Типография Селькредпромсоюза, Советская, 29;
  19. Список абонентов Оренбургской городской телефонной сети на 1926 год. О.Г.О.М.Х.;
  20. План гор. Оренбурга – Оренбург: Издание Оренбургского Горкомхоза, 1932 г.;
  21. Рогинская Ф.С. Лукиан Васильевич Попов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1961;
  22. Варламов С. А. Оренбургские художники. – Оренбург : Кн. изд-во, 1963. – 87 с. : ил.;
  23. Решение №888 от 22.10.1963 г. исполнительного комитета Оренбургского городского Совета народных депутатов о переименовании улицы Фельдшерской в улицу имени Лукиана Попова ГАОО ф63 оп7 д699 л21;
  24. Десятков Г. Загадки Оренбургского Успенского женского монастыря//Оренбуржье.- 1994.-№ 207-208;
  25. Судоргина Т. Он носил в душе трагедию… Оренбургские страницы жизни и творчества Лукиана Попова// Вечерний Оренбург № 42 от 14 октября 1998;
  26. Орлова Т. В. Лукиан Попов (1873 – 1914). Оренбургский обл. музей изобразительных искусств. – Оренбург : Усадьба, 2009;
  27. Минченков Я. Д. Дубовской Николай Никанорович // Воспоминания о передвижниках / Редактор: Деревянко Т. — М.: АСТ-Пресс, 2010;
  28. православное: история и современность. – Оренбург, 2014;
  29. Матвиевская Г.П. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Очерк истории. Монография. ‒ М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016;
  30. ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости». Дело «1-143-4 Попова, 39»;
  31. Архив А.Е. Исковского;
  32. Перечень ВОКН Оренбургской области на 2020.08.21;
  33. Рубин В.А. Государственная историко-культурная экспертиза 2021 года;
  34. История Архангеловской школы [Электронный ресурс]
  35. Яндекс карты [Электронный ресурс];
  36. Российская академия художеств. [Электронный ресурс];
  37. Лукиан Васильевич Попов, Википедия [Электронный ресурс];
  38. Гиршман Леонард Леопольдович, Википедия [Электронный ресурс];
  39. Аукционы нумизматики [Электронный ресурс];
  40. Энциклопедия мировой живописи (339) [Электронный ресурс];
  41. Оренвики. Попов Лукиан Васильевич. А.Е. Исковский [Электронный ресурс];
  42. Фонды Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея.

Особую признательность за помощь в сборе материалов выражаю сотрудникам Оренбургского музея ИЗО: Юрию Эдуардовичу Комлеву, Татьяне Васильевне Орловой, Артуру Моисеевичу Давыдову; сотрудникам Оренбургского губернаторского музея: Александру Матвеевичу Ушакову, Ольге Викторовне Абросимовой; архивисту Евгению Александровичу Попову, краеведу Александру Евгеньевичу Исковскому, фотографу и другу Борису Геннадьевичу Ярцеву.

Автор: Ю.А. Григорьев, 23 февраля 2023 г., Оренбург

, , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x