Созданная полтора века назад торговая марка «Гофман» до сих пор является достопримечательностью Оренбурга. Ведь эти напитки сделаны по рецептуре, которой уже больше века.

Созданная полтора века назад торговая марка «Гофман» до сих пор является достопримечательностью Оренбурга.

Торговая марка «Гофман» известна оренбуржцам давно. Впрочем, слово «давно» в данном случае имеет точный временной промежуток в 150 лет. Ведь датой создания в нашем городе пивоваренного предприятия считается 1867 год. А его основателем – Антон Фёдорович Клюмп, потомок пленного солдата наполеоновской армии, навсегда оставшегося в России.

Судя по архивным документам, первый пивоваренный завод Антона Клюмпа в Оренбурге был открыт в 1867 году.

Тогда почему же фирма и торговая марка разнообразных пенных напитков до сих пор называются «Гофман»? Кем был этот человек, ставший настоящей легендой Оренбурга?

Баварский подданный

Владелец пивоваренного завода Егор Егорович (Георг) Гофман, ОренбургИзвестно, что для любого дела необходимы как организаторы, так и специалисты. Если был предпринимателем и, собственно, хозяином нового завода, то Егор Гофман, подданный герцогства Баварии – профессиональным пивоваром. Как сказали бы сейчас, технологом производства.

Свою судьбу Георг выбрал сам. По семейным преданиям, он был вторым сыном одного из мюнхенских пивоваров. Ремесло освоил в совершенстве, а вот претендовать на получение в наследство отцовского производства он уже не мог. Потому и решил попытать счастья в далёкой России, прочитав в одной из мюнхенских газет объявление русского немца, искавшего себе специалиста на новый завод. Георг продал самую дорогую вещь из тех, что имел, – золотые часы. И на эти деньги купил себе билет до Оренбурга, в неизведанный край на границе Европы и Азии.

В наш город он прибыл в 1875 году, когда Клюмпу уже удалось выкупить участок в центре города и пройти в городской управе процедуру согласования на постройку здесь, на Неплюевской улице, собственного пивоваренного завода.

И если Антон считался здесь не просто обрусевшим немцем, а уже фактически русским человеком, то для горожан поначалу оставался иностранцем. Русское имя и отчество молодой специалист взял себе ради того, чтоб стать своим среди оренбуржцев.

Бутылка Мартовского пива, сваренного на пивоваренном заводе А. Клюмпа

Бутылка Мартовского пива, сваренного на пивоваренном заводе А. Клюмпа

Весной 1876 года в местной газете было размещено первое объявление о продаже Мартовского пенного напитка, сваренного баварским пивоваром Егором Егоровичем Гофманом.

Рекламный ход хитрый выбрал верно: и тогда, и сейчас оренбуржцы были падки на всё импортное. Есть и ещё один нюанс: сейчас нам трудно представить себе, что в девятнадцатом веке была вовсе не такой богатой и развитой, как теперь. И не шла в сравнение с мощной Российской империей. Европейские специалисты, привыкшие жить и работать в режиме жёсткой экономии, удивлялись русской душе и русскому же размаху. Впрочем, и сам специалист был отменный – за свежими напитками выстраивались очереди.

Так сложилась и судьба подданного Баварского герцогства Георга Гофмана, прибывшего в далёкий степной российский город на границе Европы и Азии по газетному объявлению в качестве обычного рядового технолога. Вместе с развитием завода он становился крепким управленцем, постепенно прибирая к своим рукам часть производства и бизнеса.

Мера – не бутылка, а ведро!

В 1887 году, через 20 лет после начального этапа открытия в Оренбурге пивоварни Клюмпа, на улице Неплюевской уже вовсю работал мощный по тем временам завод, где трудились 18 квалифицированных специалистов. Ими за один только этот год было сварено 96 тысяч декалитров пенного, что соответствует 960 тоннам.

130 лет назад для губернского города с населением почти в 70 тысяч жителей такое количество производимых пенных напитков было весьма солидным.

Продукция завода тогда делилась на четыре сорта: Мартовское, Баварское, Чёрное и Венское. Стоимость его измерялась странной для нынешнего времени мерой – вёдрами. Одно ведро пива стоило от 1 рубля 40 копеек до 1 рубля 70 копеек. Нетрудно посчитать, что нынешняя “полторашка” по тамошним меркам стоила бы от 21 до 27 копеек. Для сравнения – зарплата чернорабочего в Оренбурге в то время составляла 15-17 рублей в месяц, квалифицированного специалиста – в два раза больше. Чиновник средней руки зарабатывал порядка 50 рублей в месяц, а офицер в чине майора – около 80. Как видим, цена напитка была вполне доступна даже для небогатых слоёв населения.

Ещё один исторический факт: гофмановская пивоварня была чуть ли не единственной на всю округу: в конце XIX – начале XX века. Отведать пенного съезжались оренбургские казаки из многих окрестных станиц. Предприятие процветало.

Так было вплоть до 1892 года, пока не умер хозяин завода Антон Фёдорович Клюмп. Его приёмный сын Николай Антонович хоть и унаследовал бизнес отца, но заниматься им не собирался. Дело фактически перешло в руки Гофмана: к тому времени Егор Егорович “прикипел” и к своему детищу, и к новой Родине.

Реклама "Мартовского пива" Николая Антоновича Клюмпа.

Реклама “Мартовского пива” Николая Антоновича Клюмпа.

Шесть лет ещё служил управляющим при новом хозяине, пока не смог выкупить у наследника всё предприятие целиком. И в 1898 году стал не только технологом, но и полновластным хозяином оренбургской пивоваренной компании.

Напитки для рабочих и господ

Утверждать наверняка, с какого момента появилась марка напитков «Гофман», историки не берутся. Кто-то считает, что под этим товарным знаком стали производиться четыре сорта пива тогда же, в 1898 году, когда Егор Егорович выкупил завод. Кто-то указывает другую дату – 1902 год.

В этом самом году Гофман на паях с другим выходцем из той же Баварии Людвигом Бамбергом зарегистрировал предприятие уже под новым названием – «Товарищество парового пивоваренного завода Е. Е. Гофман & Co в Оренбурге (бывший Клюмп)». В «компаньонах» у него, надо полагать, был Бамберг, а упоминание Клюмпа стало не только данью уважения к основателю производства, но и определённым маркетинговым ходом. На слуху у жителей города и губернии была фамилия старого хозяина предприятия, которое славилось своей качественной продукцией.

Бутылки  Товарищества парового пивоваренного завода Е. Гофман и Ко. Источник: Каталог старинных бутылок для пива, кваса, фруктовых и минеральных вод Попкова, 2014 год.

Бутылки  Товарищества парового пивоваренного завода Е. Гофман и Ко. Источник: Каталог старинных бутылок для пива, кваса, фруктовых и минеральных вод Попкова, 2014 год.

Впрочем, уже скоро Гофман дал понять землякам, кто на самом деле все эти годы “рулил” производством и варил популярные напитки. К 1909 году производство настолько расширилось, что с ним едва справлялись 85 рабочих. А годовой оборот предприятия увеличился до 405 тысяч рублей.

Бутылка  Товарищества парового пивоваренного завода Е. Гофман и Ко. Источник: Каталог старинных бутылок для пива, кваса, фруктовых и минеральных вод Попкова, 2014 год.

Бутылка  Товарищества парового пивоваренного завода Е. Гофман и Ко. Источник: Каталог старинных бутылок для пива, кваса, фруктовых и минеральных вод Попкова, 2014 год.

“Гофмановским” торговали бутылками, вёдрами и на вынос. В рабочих кварталах оно было почитаемо из-за своей доступности. А у богатой публики в чести, к примеру, были напитки, продававшиеся в городских ресторанах.

Этикетка "Имперiалъ"Товарищества парового пивоваренного завода Е.Е. Гофман и Ко. Оренбург.

Этикетка “Имперiалъ”Товарищества парового пивоваренного завода Е.Е. Гофман и Ко. Оренбург.

Пенное круглогодично имелось в харчевне, расположенной в здании старой гаупвахты, в ресторане на набережной Урала. Летом торговля шла в Александровском сквере и в Зауральной роще, где имели собственные состоятельные оренбуржцы.

Летописцы того времени отличали гофмановское от других марок отменным вкусом и разнообразием сортов. “Венское”, “Пльзенское”, “Баварское”, “Богемское”, светлое и темное, на равных конкурировало с этими известными чешскими и немецкими марками, производимыми в Австрии и Германии, в Чехии и Богемии.

Реклама Товарищества парового пивоваренного завода Гофман, 1908 год.

Реклама Товарищества парового пивоваренного завода Гофман, 1908 год.

На заводе Гофмана производили также фруктовые лимонады, квас разных сортов и мёд. Но основным продуктом было, конечно, пиво. А потому свой наибольший подъём история завода связывает с десятилетием от начала века до Первой мировой, когда тяжёлые времена настали и для завода, и для всех русских немцев.

Сам Егор Егорович до этого не дожил, оставив после себя светлый след в истории российского города с немецким именем, ставшего ему таким родным и близким.

Путь испытаний и потерь

С началом Первой мировой войны, в 1914-м году в стране был введён «сухой закон», под который попали не только крепкие спиртные напитки. И это буквально подкосило производство. Гофманы организовали на заводе широкий спектр производства безалкогольных прохладительных напитков, но такая продукция не шла ни в какое сравнение с пенной.

Из-за большой затяжной войны с Германией в разных городах России население стало неприязненно относиться к тем немцам, что исторически проживали рядом. В Оренбурге погромов, как, например, в Петрограде, не было. Однако дочь Гофмана Елизавета Егоровна официально приняла российское гражданство, чтоб исключить любые недомолвки.

Завод не прерывал работу и в годы революции, и во время гражданской войны. Но, в конце концов, был национализирован новой советской властью. Глядя на то, как поступали комиссары с буржуями-хозяевами заводов, Гофманы решили уехать, не дожидаясь репрессий.

Большая семья, состоящая из десяти детей Егора Егоровича, обросшая многочисленными родственниками, была вынуждена эмигрировать на свою историческую родину, в Баварию.

Одним из этих родственников оказался и антифашист Александр Шморель, вывезенный из Оренбурга в трёхлетнем возрасте. Его мать, Александра Наталья Петровна Введенская, умерла год спустя после рождения сына, а отец Гуго Карлович Шморель – врач, выходец из большой немецкой купеческой семьи – женился вторым браком на дочери владельца пивоваренного завода Елизавете Егоровне Гофман. В таком составе семья покинула Россию в 1921 году и обосновалась в Мюнхене.

В годы Второй мировой он оказался в рядах немецкого антифашистского сопротивления и был казнён. А впоследствии канонизирован русской зарубежной православной церковью, как Александр Мюнхенский.

Материалы по теме: Как делается пиво, 1926 год

Завод, худо-бедно восстановленный, продолжал работать и при новой власти. Пиво оставалось самым востребованным напитком для рабочего класса и технической интеллигенции.

Разливное отделение Госпивзавода в Оренбурге. 1926 год

Разливное отделение Госпивзавода в Оренбурге. 1926 год

Несколько раз завод менял название. Самым экзотическим было, пожалуй, «Чкаловский пивзавод облпромпродтоваров». Но суть от этого не менялась. Основным продуктом производства был напиток единственного Жигулёвского сорта, изготавливаемый по ГОСТу, принятому для всех пивзаводов всего Советского Союза.

Пиво Московское Оригинальное, Оренбургский пивзавод

Пиво Московское Оригинальное, Оренбургский пивзавод

И хотя в 1971 – 1983 годах, в самый пик производства, завод вырабатывал 1 миллион 120 тысяч декалитров (соответственно – 11 200 тонн) в год, но всё равно напитка потребителям не хватало.

В эпоху тотального дефицита очереди у окошка для продажи напитка на улице Ленинской (бывшей Неплюевской), стояли громадные. А после введения «сухого закона» они стали ещё и агрессивными, что осталось в памяти у многих нынешних жителей города.

Тут уж было не до качества, успеть бы, выдать план, обеспечить количество производимого продукта. Казалось, производство оживёт только с приходом новой системы управления страной.

В 1994 году завод приватизирован как ТОО «Пивовар». 04.06.1998 года было  образованно ЗАО «Оренбургская пивоваренная компания» (ОрПиК). 

В 2008 году было сварено 91 тысяч декалитров пива. В 2014 году под маркой Гофман варится четыре сорта пива, розлив осуществляется в ПЭТ и кег, при заводе работает ресторан «Гофман».

Использованная информация:

  • “Как Егор Гофман и через 130 лет оренбургским пивоварам помог”, 56orb.ru, 29 января 2018
  • “В приехала правнучка известного местного пивовара Егора Гофмана”, “Аргументы и факты, Оренбург”, 22 июля 2015
, , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x