Проблема недовеса и недолива – это лишь одна многих болезней городской торговли. Ей грешит младший обслуживающий персонал, работающий с покупателем.
Кроме недолива были и другие проблемы, о которых в начале июня 1948 года на страницах “Чкаловской коммуны” рассказал А. Калачев, старший инспектор госторгинспекции города.
О прохладительных напитках и обмане покупателей
Выпить в жаркий день кружку пива или стакан газированной воды, как-будто дело несложное. Однако в Чкалове это подчас вырастает в целую проблему.
Во многих киосках горторга с вывеской «Пиво — воды» вместо прохладительных напитков людям любезно предлагают сапожный крем, булавки, гребенки, но только не квас и воду. Они бывают в продаже крайне редко.
“Свежее пиво”. Реклама Министерство торговли СССР Главторгвино.
Еще в марте исполком горсовета вынес решение об увеличении торговых точек и выпуска прохладительных напитков и пива. Чкаловский пивзавод должен в этом году дать населению, помимо пива, 3000 гектолитров хлебного кваса, 16200 гектолитров морса, 800 — газированной воды.
Текст к карикатуре: “В жаркие дни в Чкалове негде напиться. Широковещательные обещания организаций, производящих напитки, остались на бумаге”.
“Пиво, воды, морс и квас –
Напоим отменно вас”
Так зимою говорили,
Летом, “нетом” напоили.Зарисовал с натуры Ник. Леушин.
Чкаловская коммуна 15 июня 1948 года
Для реализации напитков он обязан открыть 52 киоска, американок, павильонов и т. д. Только горторг обязан производить продажу прохладительных напитков в 61 киоске и палатках. А если к этому прибавить торговые точки военторга, треста столовых и ресторанов и орсов, то их с избытком хватило бы для обслуживания чкаловцев. Но, к сожалению, в городе работают считанные единицы американок и киосков.
Примечание “Бердской слободы”: В прошлом веке «американками» по всей стране называли пивные точки с высокими стойками без стульев. Посетители употребляли алкогольные напитки (не только пиво), стоя за высокими столиками – считалось, что так выглядят американские бары.
Реклама Оренбургского Госпивзавода в газете “Оренбургская коммуна”, 3 ноября 1937 года
Киоски и американки, торгующие сейчас водами и пивом, плохо оборудованы. Во многих из них отсутствуют тазы, шланги, умывальники, санитарная одежда. Пивные кружки стандартного образца заменены, как правило, стеклянными банками, в которые не вмещается пол-литра жидкости, а с покупателя взимается плата полностью.
Упоминание американок в оренбургской рекламе 1939 года.
Этим ловко пользуются некоторые продавцы и беззастенчиво обмеривают потребителя. В таком жульничестве неоднократно были замечены продавцы Низаев (американка пивзавода № 13), Беглова (киоск пивзавода № 1), Грядунева (американка горторга № 19).
Недобросовестная работа некоторых продавцов является следствием бесконтрольности за их деятельностью, со стороны торгующих организаций. С этим нужно покончить. Пора более серьезно подумать о летнем бытовом обслуживании трудящихся города.
© 2018, Лукьянов Сергей