Гавриил Алексеевич Петин в юностиВыдающийся оренбургский скульптор Гавриил Алексеевич Петин – личность почти легендарная, самое яркое, по мнению современников, явление в коллективе оренбургских художников 1930-1940-х годов. Он прошёл путь от сапожного мастера, бетонщика, штукатура, лепщика, скульптора-самоучки до признанного профессионала – скульптора-мастера, ставшего членом Союза художников СССР.

Родился будущий скульптор 12 апреля 1909 года в селе Абрамовка (ныне – Переволоцкий район Оренбургской области) в многодетной бедной семье. Его отец Алексей Семенович был извозчиком и рано ушел из жизни. Мать осталась с четырьмя детьми на руках. Гаврил (возможно, именно в этой форме ему было дано имя при рождении, ведь и в свидетельстве о смерти, и на его надгробии оно написано именно так) был предпоследним.

С 10 лет Гавриил сам зарабатывал себе на жизнь, помогал семье. Рассказывая о себе со страниц областной газеты «Большевистская смена» (6 июля 1939 г.) Гавриил Алексеевич сообщал:

«Десяти лет я пошёл на заработки, взялся за сапожное дело. Проработав семь лет, поступил на строительство и стал изучать бетонное дело, мозаичные и штукатурные работы. В 1936 г. в системе «Горместпрома» организовалось скульптурно-лепочное производство. Здесь наряду с изучением формовки я стремился освоить и изготовление моделей».

Справка о том, что Петин Гавриил Алексеевич работал в качестве лепщика с 5 мая по 11 июля 1937 года на строительстве Дома Советов.

Справка о том, что Гавриил Алексеевич работал в качестве лепщика с 5 мая по 11 июля 1937 года на строительстве Дома Советов.

В качестве лепщика в 1937 г. Гавриил Алексеевич привлекался к отделке строившегося оренбургского Дома Советов (о чем имеется выданная ему справка). Одна из его композиций теперь украшает сценическую арку этого здания.

Скульптурная композиция Гавриила Петина «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте». 1939 год.В мае 1937 г. на городской выставке оренбургских художников было представлено семь скульптурных работ Гавриила Петина. Осенью того же года городской комитет по делам искусств направил пять его работ на Всесоюзную выставку самодеятельного искусства, организованную в Москве к 25-летию Великого Октября. Все они вошли в экспозицию. Это было первым общественным признанием незаурядных способностей скульптора-самоучки.

В 1938 году Г.А. Петина вызывают в Москву во Всесоюзный дом народного творчества им. Н.К. Крупской на шестидневный творческий семинар по подготовке к Всесоюзной выставке « и Сталин в народном изобразительном искусстве». Он посещает музеи, слушает лекции, занимается рисунком, получает консультации у выдающихся мастеров. Так начинается работа над созданием монументальной композиции «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте».

Грамота о присуждении Гавриилу Петину 1-ой премии по итогам Всесоюзной выставки «Ленин и Сталин в народном изобразительном искусстве» за скульптурную композицию «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте».

Грамота о присуждении Гавриилу Петину 1-ой премии по итогам Всесоюзной выставки « и Сталин в народном изобразительном искусстве» за скульптурную композицию «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте».

Как затем вспоминал Г.А. в своей статье «Как я стал скульптором», напечатанной в газете «Чкаловская коммуна» от 6 июля 1939 года:

«Предварительно я подготовил эскизы, бюсты. И впоследствии приступил к работе над скульптурой в целом. Так прошло четыре с половиной месяца. И, наконец, моя скульптура «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте» была установлена на выставке в Музее изобразительных искусств. Моей работой заинтересовались, а при оценке жюри присудило мне первую премию».

Вот выдержки из газет той поры об это работе Гавриила Петина.

«В работе скульптора Петина много несомненных художественных достоинств. Мы видим перед собой командармов революции – спокойных и сосредоточенных. Волевым жестом правой руки Сталин указывает Ворошилову направление боя»

«Правда», февраль 1939 года

«Неужели вот эта монументальная скульптура, изображающая Сталина и Ворошилова на фронте Гражданской войны, выполнена человеком, не имеющим специального художественного образования?

Статья «Как правдиво и просто изображены вожди революционной армии».
«Известия», 12 февраля 1939 года

«Одним из лучших экспонатов выставки надо признать монументальную – в полторы натуральной величины – скульптуру «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте» работы Г.А. Петина – молодого бетонщика из Чкаловской области».

«Красная звезда», 14 февраля 1939 года

В довоенном Чкалове (Оренбурге) было установлено два (и оба утрачены в период борьбы с культом личности И.В. Сталина) совершенно одинаковых памятника – «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте». Один стоял в Зауральной роще на низком пьедестале. Второй располагался в начале Паркового проспекта (тогда – проспекта Сталина) и стоял на пьедестале, выполненном в виде скалы. Все горожане знали, что эти памятники создал их земляк, скульптор Гавриил Алексеевич Петин.

Удостоверение о награждении Гавриила Алексеевича Петина медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Удостоверение о награждении Гавриила Алексеевича Петина медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В годы войны Гавриил продолжает творить. В 1942 году он становится членом Союза художников СССР. За свой творческий труд в годы войны 14 мая 1946 года Гавриил Алексеевич Петин был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Александр Ильич Родимцев в мастерской Гавриила Петина у изготовленного им бюста генерала.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Александр Ильич в мастерской Гавриила Петина у изготовленного им бюста генерала.

В первые послевоенные годы талант скульптора достигает своего расцвета. В 1946 году Г.А. лепит портрет дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Александра Ильича Родимцева – затем бронзовый бюст генералу установят на его родине в Шарлыке. В этом же году Гавриил Петин создает трехфигурную скульптуру «Партизаны», которую установят на братской могиле красногвардейцев в парке клуба «Железнодорожник» возле железнодорожного вокзала в Бузулуке. Оба этих памятника являются сейчас объектами культурного наследия регионального значения.

Сколько бы еще скульптур за авторством Гавриила Петина могли бы украсить Чкалов (Оренбург) и другие города нашей области! Весной 1947 года Гавриил Алексеевич подает заявку на конкурс на создание памятника Валерию Чкалову для установки его в городе, носящем имя легендарного летчика. Конкурсная комиссия присуждает Гавриилу Алексеевичу 1 место, но скульптор так и не узнал об этом… 6 ноября 1947 года Гавриил Петин получает смертельное ранение от рук грабителей. Как зафиксировано в свидетельстве о смерти от 7 ноября 1947 года, причиной смерти стало огнестрельное ранение брюшной полости. Гавриилу Петину было всего 38 лет…

Свидетельство о смерти Гаврила Алексеевича Петина.

Свидетельство о смерти Гаврила Алексеевича Петина.

Однако талант оренбургского самородка трансформировался в талант его дочери – крупнейшего скульптора Оренбуржья современности Надежды Гавриловны Петиной (1932-2022), члена Союза художников СССР (1960), заслуженного художника РСФСР (1974), почётного гражданина города Оренбурга (2010), произведения которой находятся в Государственной Третьяковской галерее, Оренбургском областном музее изобразительных искусств, Саранской картинной галерее, Суздальском, Красноярском, Курганском, Барнаульском, Севастопольском, Тобольском художественных музеях, а также украшают скверы Оренбурга (композиция в сквере памяти Салмышского Боя, в том числе скульптура Скорбящей Матери с убитым сыном на руках (1984), Пушкину и Далю (1998) в сквере им. Полины Осипенко и др.).

Местоположение могилы Г.А. Петина на старом городском кладбище на проспекте Победы. Могила находится в юго-западной части кладбища (ближе к перекрестку пр. Победы и ул. Орской), недалеко от главных ворот, слева от центральной аллеи.

Местоположение могилы Г.А. Петина на старом городском кладбище на проспекте Победы. Могила находится в юго-западной части кладбища (ближе к перекрестку пр. Победы и ул. Орской), недалеко от главных ворот, слева от центральной аллеи.

Г.А. Петин был похоронен на городском кладбище на улице Челябинской (ныне – проспект Победы). Могила находится в юго-западной части кладбища (ближе к перекрестку пр. Победы и ул. Орской), недалеко от главных ворот, слева от центральной аллеи. Слева от могилы Г.А. Петина находится могила Марии Зотовны Петиной (1870-1947) – матери скульптора.

Памятники на могилах Г.А. Петина и его матери - Марии Зотовны Петиной (1870-1947). 2010-е годы.

Могила Г.А. Петина обнесена современной оградой, сваренной из металлической арматуры. Надгробный представляет собой две частично отесанные плиты из серого гранита, одна из которых (установленная горизонтально) служит своеобразным постаментом для другой (вертикальной).

Могилы Гавриила Алексеевича Петина и его матери Марии Зотовны Петиной. Фотография от 29 мая 2023 года.

На вертикальной плите выбиты надписи: «Скульптор Петин Гаврил Алексеевич 1909-1947» и «Незабвенному от любящих». В верхней части гранитной плиты установлен горельеф Г.А. Петина.

Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 18 мая 2023 года №01-08-156 «Могила скульптора Петина Гаврила Алексеевича (1909-1947)» включена в перечень выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области.

Могила имеет несомненную мемориальную и культурную ценность, как место упокоения останков выдающегося оренбургского скульптора Г.А. Петина. Надгробный представляет собой значительную ценность как образец монументального искусства.

Источник: Межрегиональный научный центр «Наследие»

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x